Познавательно-исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста
консультация (средняя группа)
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznovatelnaya_deyatelnost.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательно-исследовательская деятельность как средство
сенсорного развития детей раннего возраста»
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем
детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя
собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами, в
ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая
категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются
сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение
сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.
Именно этот возраст благоприятен для совершенствования органов чувств,
накопление представлений об окружающем мире. Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.
Основной задачей сенсорного развития является создание условий для
формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей
действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание
окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление,
воображение – строятся на основе образов восприятия, являются
результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие
невозможно без опоры на полноценное восприятие. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от
того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста:
• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать,
сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать
их форму, цвет;
• Развивать познавательные процессы;
• Развивать мелкую моторику.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при
взаимодействии с внешним миром;
- готовит к реальной жизни;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- развивает внимание;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов
Памяти.
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей
представления о сенсорных эталонах – общепринятые образцы внешних
свойств предметов . Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный
процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Сенсорными
эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.
Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.
Знание сенсорных эталонов учит пользоваться представлениями о
разновидностях каждого свойства для анализа и выделения свойств самых
различных предметов в различных ситуациях, то есть использовать их в
качестве «единиц измерения». А начинаем мы знакомить малыша с
сенсорными эталонами уже в раннем возрасте. Слово играет большое
значение при усвоении сенсорных эталонов. В процессе восприятия ребенок
накапливает зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), вкусовые и
обонятельные образы. Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более стойкими, четкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в поле зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее словоназвание. Таким образом, именно при помощи слова удается закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления. Особая важность сенсорного развития ребенка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов окружающего мира – одна из приоритетных задач развития малыша. На втором-третьем году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия по сенсорному развитию. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта. Это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).
Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:
• цвет (эталоны цвета) – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый,
фиолетовый, черный и белый;
• форма (эталоны формы) – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по
величине;
• звуки (слуховые эталоны)– звучание различных детских музыкальных
инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной
громкости;
• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного,
столько же; и т.д.
Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с
эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия
цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство.
Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием
воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные
свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной
основой для создания необычного образа.
Дети моей группы имеют возраст от 2 до 3 лет. Их исследовательские
действия встроены в предметно-манипулятивную деятельность.
Дети находятся во власти внешней ситуации, их действия зависят от
окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены
объектами для исследования в реальном действии, яркими и
привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со
специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами
(цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних
свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из
свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных
геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине
(контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг,
квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для
нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.
В число объектов для исследования полезно также включить несколько
игрушек- забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового,
звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для
исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью, которым, по возможности, следует оснастить групповое помещение. В данной презентации представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка раннего возраста, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возраста
Дидактическая игра как одно из средств сенсорного развития детей раннего возрастаОдним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. По мнению ряда авторов, основная особенн...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....
Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....
Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орг...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В статье описывается о познавательно-исследовательской деятельности. Что такое сенсорное воспитание, задачи и значение сенсорного развития. Более полно описывается о сенсорных эталонах (цвет, фо...
Познавательно- исследовательская деятельность как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментировани...