«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
методическая разработка на тему

Деловая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра                                                                                                    «Приобщение дошкольников к  истокам русской народной культуры»

Цель игры:

- Формировать чувство причастности к культурному наследию России

- Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

- контроль  за  соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.

Правила игры:

  • умение слушать других
  • вырабатывать общее решение вопроса
  • принимать активное участие в игре
  • не оспаривать оценку жюри
  • соблюдать культуру речи и тактичность
  • придерживаться регламента.

Атрибуты игры:

Аудиокассета с записью народной музыки, песочные часы, колокольчик, табло для демонстрации результатов.

Все участники разбиваются на 2 команды и выбирают себе название и капитана.  Под сопровождение народной музыки команды рассаживаются за столы.

Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри                    

 ( заведующий, педагог- психолог) Он напоминает правила игры, и игра начинается

1.Разминка.

Узнай по иллюстрации  потешку, сказку, былину.

2.Педагогический тренинг.                                                                              (команды выбирают задание на карточке)

  • Что значит,  по-вашему мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности?
  • Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
  • Какова роль педагога в патриотическом  воспитании дошкольника?
  • Какие методы и приёмы вы считаете наиболее удачными в работе по приобщению детей к русской народной культуре?

       3. Разгадывание кроссвордов

            (каждая команда получает кроссворд)

Кроссворд 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

2. Золотая роспись по дереву из Нижнего Новгорода (Хохлома)

3. Народноё искусство, свойственное какой либо местности (Промысел)

5. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева (Богородское)

7. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области (Городец)

9. Характер построения узора (Композиция)

По вертикали:

  1. Система цветовых сочетаний из дерева (Колорит)

      4. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий (Стека)

      6. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм

         (Дымково)

7. « Бело-синее чудо» (Гжель)

8. Чередование элементов росписи в определённом порядке (Узор)

творчество, « народная мудрость» (Фольклор)

2. Небольшое

 Кроссворд 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

4. Образное,  краткое изречение,  метко определяющее какое-либо явление (Поговорка)

6. Краткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (Басня)

7. Устное народное творчество, песня – сказание, основанное на реальных событиях (Былина)

8. Основной вид русского народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (Сказка)

9. Короткий, весёлый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (Анекдот)

По вертикали:

1. Устное народноелирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (Песня)

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения) (Загадка)

4. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл. (Пословица)

4.Конкурс капитанов.

Каждому капитану даётся задание провести русскую народную календарную игру с участниками  своей команды.

5.Ответь на вопрос

Каждой команде задаётся  вопрос, к которому предлагаются 4 варианта ответа, необходимо выбрать верный.

  • В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства домов?

1. Зимой    2. Летом       3. Осенью.     4. Весной

(В крещенские морозы древесина становится очень сухой, в ней практически не происходит сокодвижения.  Дерево именно рубили , а не пилили: ударами топора сплющивались, утрамбовывались места соприкосновения  древесины с воздухом, и она дольше не портилась)

  • Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли Божьей ладонью?

           1. Печь       2. Стол         3. Лавку         4. Сундук

(Божьей ладонью называли стол. Поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него)

  • Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

1. Ель       2 Берёзу       3 Дуб     4. Иву

(Берёзу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии)

  • Как называлась специальная вставка в пройме крестьянской рубахи? .  1 Подоплёка       2 Ластовица      3  Понёва       4 Епанечка

(В пройму вшивалась ластовица: она вбирала в себя трудовой пот, а когда изнашивалась- её выпарывали и заменяли новой, продлевая тем самым срок службы рубахи)

Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, чёткость, грамотность и выразительность речи.

6. Ведущий объявляет общий результат, благодарит за участие.

Кроссворд 1.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

                                                         

По горизонтали:

2. Золотая роспись по дереву из Нижнего Новгорода  

3. Народноё искусство, свойственное какой либо местности  

5. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева  

7. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области  

 

По вертикали:

  1. Система цветовых сочетаний из дерева  

      4. Инструмент для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий  

      6. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм

 7. « Бело-синее чудо»  

 

Кроссворд 2.

1

2

3

4

 

5

6

 7

По горизонтали:

4. Образное,  краткое изречение,  метко определяющее какое-либо явление  

5. Краткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью  

6. Устное народное творчество, песня – сказание, основанное на реальных событиях  

7. Основной вид русского народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера  

 По вертикали:

1. Устное народное творчество, «народная мудрость»

2. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения  

3. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения

4. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре через знакомство с народной игрушкой».

Игрушка- основной атрибут в игровой деятельности. К сожалению, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории. Это происходит потому, что прилавки магаз...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...