формирование творческой активности в игре
статья (старшая группа) на тему
Проблема творчества -один из острых участков педагогики.Начало должно быть связано с периодом дошкольного детства.Основной вид деяиельности -творческая игра.Через нее ребенок входит в мир социальных отношений .Игра затрагивает все стороны его личности.В период шестого года жизни проявляется изберательный интерес к содержанию.Они хорошо владеют речью используют текст литературного произведения для построения совместной игры.содержание игры во многом определяется и богатством воображениия .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskoy_igry_v_deyatelnosti_po_razvitiyu_matematicheskih_sposobnostey.docx | 264.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактической игры в деятельности по развитию математических способностей
Воспитатель
МБДОУ ЦРР-д/с №75:
Жданова Н.И.
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст- это период, когда главный вид деятельности — малыша- это ИГРА. В игре легче усваиваются знания, умения и навыки, поэтому все занятия с ребенком должны быть организованы в игровой форме.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
В детском саду ставятся такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя различные дидактические игры, занимательные упражнения можно также исправить пробелы знаний у детей. Все дидактические игры можно разделить на несколько групп: игры с цифрами и числами; игры путешествие во времени; игры на ориентировки в пространстве; игры с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление.
В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый до числовой период обучения, когда дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.
Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях.
В 5-6 лет ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами. Ему все интересно, его все манит и привлекает. Он постигает мир под девизом "Хочу все знать!". Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать, и постигать имеющиеся сведения о мире, разбираться в них, устанавливать различные связи и зависимости.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. В конце этого периода происходит закладка элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Ниже приведены несколько примеров игровых технологий, позволяющих активно развивать мыслительные операции у детей старшего дошкольного возраста:
Найди лишнее
Предметы разделены на группы по каким-то общим признакам. Попросите ребенка назвать каждую группу одним словом, а затем найти лишний, не подходящий к другим предмет. Игра позволяет развить у детей способность к обобщению предметов.
Кто кем был?
Смысл этой игры заключается в том, чтобы ответить на вопрос, кто (что), кем (чем) был раньше? Пример: цыпленок - яйцом, корова - теленком, и т. д. (игра на развитие словесно-логического мышления)
Сложение и вычитание. В игровой форме малыши научатся выполнять простые арифметические действия. Начинать лучше с одной круглой карточки. В центре карточки изображена цифра. Пусть малыш назовет ее, а затем сосчитает, сколько на рисунке каждого вида предметов и сколько не хватает до названного количества. После этого он должен подобрать 4 картинки так, чтобы после их присоединения цифра в центре соответствовала количеству каждого из 4 видов предметов. Например, в центре изображена цифра "4", а рядом 1 божья коровка, 1 яблоко, 2 гусеницы и 3 груши. Значит, надо добавить 3 божьих коровки, 3 яблока, 2 гусеницы и 1 грушу.
Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно, воспитывая в ребенке усидчивость и внимательность.
Для группы детей игра должна быть соревновательной - кто быстрее справиться с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
СодержаниеВведениеI Теоретические основы исследования.I 1. Педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей .I 2. Понятие «творческой активности». Творческие и...
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИГРЕ.
Только после того, как в процессе восприятия литературных произведений, содержание которых отражает яркие, динамичные, захватывающие и понятные события, дети эмоционально воспримут содержание, почувст...
Игра как средство формирования творческой активности детей дошкольного возраста
Современные реалии требуют воспитания самостоятельной, творческой личности, легко ориентирующейся в постоянно происходящих изменениях в обществе, обладающей широким спектром творческих способнос...
Выступление на педсовете«ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРЕ»
Творчество, его формирование и развитие – это таинственная проблема, привлекающая внимание исследователей разных специальностей....
Формирование творческой активности и самостоятельной театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры
Презентация театрализованная деятельность детей младшего дошкольного возраста...
Методическая разработка. Игра как средство формирования творческой активности детей раннего возраста.
Разговор о творчестве применительно к детям раннего возраста может показаться странным. Ведь творчество в общем планерассматривается как деятелность результатом которой является создание новых материа...
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИГРАХ ПО СЮЖЕТАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИГРАХ ПО СЮЖЕТАМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ....