Проект "Происхождение имени и фамилии"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Расширение знаний о происхождении имени и фамилии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_znachit_moya_familiya.doc | 39.5 КБ |
imya_i_familiya_-_ne_para_pustyakov.pptx | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 71 ОАО «РЖД»
Проект "Происхождение имени и фамилии"
КОРНЕЕВА Валентина Борисовна,
социальный педагог негосударственного
дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 71 ОАО «РЖД»
2015 г.
Имя и фамилия - не пара пустяков
Введение
Девочку зовут Маша. Она весёлая, открытая, общительная и любознательная девочка. Последнее время её очень интересуют вопросы, связанные с её появлением на свет. Она очень любит свою семью. И девочку заинтересовал вопрос, почему её назвали Маша и откуда появилась её фамилия?
Мы решили разобраться в этих вопросах, а для этого поставили перед собой цель и задачи.
Цель: расширение знаний о происхождении имени и фамилии и для чего они нужны.
Задачи:
1) Узнать о возникновении имен вообще и конечно же о своём имени.
2) Узнать всё о фамилиях, изучить значение моей фамилии.
Гипотеза: если я узнаю тайну происхождения имени и фамилии, то я открою эту тайну другим детям.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Тип проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 2 месяца (ноябрь-декабрь 2015 г.)
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, игровые.
Участники: социальный педагог, воспитанники, воспитатели, родители.
Формы взаимодействия:
1. Формы образовательной деятельности с детьми:
* Образовательная деятельность;
* Игровая деятельность;
* Продуктивная деятельность.
2. Формы работы с педагогами:
* Консультации, беседы.
3. Формы работы с родителями:
* Консультации, собрания, беседы.
Основная часть
Почему девочке дали имя Мария
Я предполагаю, что имя имеет очень важное значение в жизни человека. Не зря же есть пословица: без имени ребёнок – чертёнок.
Первый документ в котором записывают имя, фамилию и отчество – свидетельство о рождении! И у всех детей есть этот документ.
Оказывается, что имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина. По имени мы можем определить маленький это ребёнок или уже взрослый человек
В Древней Руси изначально имена были как характеристики людей.
По имени можно было определить самую главную черту человека. Существовали также имена, данные по названиям животных.
После принятия христианства на Руси стали утверждаться новые, христианские имена, которые давались по церковному календарю.
Древние славяне верили, что имена определяют судьбу людей. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей.
Мама девочке рассказала, что назвала её она, а папа хотел назвать её Аней, вот так. А назвала мама именно так, потому что она должна была родиться в конце сентября, примерно в это же время родилась Дева Мария – мать Иисуса Христа.
Конечно же маме в первую очередь хотелось, чтобы это имя было для девочки защитой и поддержкой в трудную минуту. И еще, Марусей звали её прапрабабушку и племянницу прабабушки, так что она не одна Маша в семье.
- Мы не сами выбираем себе имена, за нас это делают взрослые, но нам нравится своё имя!
Оказывается, что имя Мария одно из самых распространённых имён в мире. Оно имеет древнееврейское происхождение.
По одной версии означает - горькая, по другой - любимая, по третьей - упрямая.
А еще многих сказочных персонажей зовут Маша.
Посмотрите, сколько сказок с именем Маша: «Маша и медведь», «Гуси-лебеди» и др.
И ещё, это имя может звучать по-разному, вот такой цветочек из этого имени получился:
У детей нашего детского сада разные имена. У нескольких девочек в детском саду имя Маша.
Мужские имена, которые нравятся Маше: Никита, Данила, Ваня.
А женские: Ксюша, Катя, Настя.
Вывод: оказывается, что имя Мария одно из самых распространённых имён в мире. Оно имеет древнееврейское происхождение.
Происхождение фамилии
С именем девочке теперь ясно, теперь можно перейти к фамилии.
Фамилия происходит от латинского familia и обозначает — семья.
Фамилия присутствует всегда и везде в нашей жизни. Даже есть целая наука, изучающая фамилии - антропонимика.
Сначала на Руси были только имена, а вместо фамилий использовались прозвища. Чаще всего фамилии давались от имени отца или деда (Иванов, Степанов и т.д.). Всегда фамилии передавались по мужской линии. У славянских народов было обязательным знать и чтить свою родословную.
Так же фамилии давались по месту проживания (Пеньков), по роду занятий (Рыбников, Кузнецов).
А еще фамилии давались по каким-то качествам человека (Лысый, Борода).
Вспомним, как звали трех былинных богатырей: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Муромец – не фамилия, а прозвище, напоминающее о том, что храбрый «Илья сын Иванович» он был родом из города из Мурома.
Добрыня Никитич – сын Никиты.
Попович–может показаться нам фамилией, но в древние времена Попович было прозвищем по роду занятий отца.
Поэтому в одном случае фамилия могла указывать на место жительства предка, поселившегося на краю опушки, в другом – на его род деятельности и т.д.
Заключение
Имя и фамилия очень важны в жизни человека, они записываются во всех документах человека.
Имя и фамилия могут многое рассказать о человеке: его пол, возраст, происхождение и даже влияют на характер!
Мы узнали, что имя девочке дала мама в честь Девы Марии, имя имеет несколько значений, но больше всего ей понравилось значение «любимая». А фамилия девочке досталась от папы. Имена нам даются родителями, а фамилии передаются по наследству и характеризуют нашу принадлежность к семье, к роду. Фамилия-это семейное имя!
Имена и Фамилии трёх былинных богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича могут многое рассказать о возникновении фамилий на Руси.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здравствуйте! Девочку зовут Маша. Она весёлая, открытая, общительная и любознательная девочка. Последнее время девочку очень интересуют вопросы, связанные с её появлением на свет. А ещё…
Почему девочку назвали Маша ? Кто назвал, почему и при каких обстоятельствах ???
Мы решили разобраться в этих вопросах, а для этого : Мы поставили перед собой цель : расширение знаний о происхождении имени и фамилии и для чего нужны имена и фамилии. А для этого, нам предстоит решить задачи : Узнать о возникновении имен вообще и конечно же об имени Маша. Узнать всё о фамилиях, изучить значение фамилии.
Имя имеет очень важное значение в жизни человека. Не зря же есть пословица : без имени ребёнок – чертёнок. Первый документ в котором записывают имя, фамилию и отчество – свидетельство о рождении ! И у всех ребят есть этот документ. А самый главный документ у взрослых – это паспорт.
После принятия христианства на Руси стали утверждаться новые, христианские имена, которые давались по церковному календарю. Древние славяне верили, что имена определяют судьбу людей. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Тайное имя считалось защитой от недобрых духов и злых людей.
Мама рассказала девочке, что назвала её она, а папа хотел назвать Аней, вот так. Девочка родилась в сентябре, примерно в это же время родилась Дева Мария – мать Иисуса Христа. Маме хотелось, чтобы это имя было для девочки защитой и поддержкой в трудную минуту. И ещё, Марусей звали прапрабабушку девочки , так что она не одна Маша в семье.
Имя Мария одно из самых распространённых имён в мире. Оно имеет древнееврейское происхождение. По одной версии означает - горькая, по другой - любимая, по третьей - упрямая. А еще многих сказочных героев зовут как девочку. Посмотрите, сколько сказок с Машей я знаю :
И ещё, имя Маша может звучать по-разному, вот такой цветочек из этого имени получился : Мария Маруся Маня Маша Маняша Машуня Марьюшка Машута
С именем девочке всё стало ясно, теперь можно перейти к фамилии. Фамилия в переводе с латинского языка означает - семья . Фамилия-это семейное имя! Фамилия присутствует всегда и везде в нашей жизни. Даже есть целая наука, изучающая фамилии - антропонимика.
Девочка знает, что свою фамилию получила от папы У фамилии существует несколько значений : 1. Возможно она была дана давным-давно по месту жительства предков (Нагорный, Залеснов, Подгорный, Московин, Туляков, Орлов и т.д.) 2. По роду занятия предков (Столяров, Кузнецов, Плотников, Маляров, Огородников, Красильников, Плужников, Шляпников и т.д.) 3. По имени дедов, отцов предков (Иванов, Петров, Сергеев, Серегин Владимиров, Александров, Матвеев, Игнатов и т.д.)
Девочка узнала, что имя ей дала мама в честь Девы Марии, имя имеет несколько значений, но больше всего понравилось значение «любимая». А фамилия девочке досталась от папы и она может означать самое разное…., главное вдуматься, пофантазировать, а может быть глубоко вникнуть в изучение истории своей семьи, своего генеалогического древа. В процессе нашего исследования мы пришли к следующим выводам :
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Об именах, фамилиях, отчествах».
В настоящее время полное, паспортное имя имеет вид сочетания из трех компонентов, которое сложилось исторически: имя + отчество + фамилия. Причем порядок следования членов этой формулы может зав...
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Консультация для родителей «Фамилия – живая история»
Консультация для родителей«Фамилия – живая история»...
Конспект интегрированной образовательной деятельности "Фамилии бродят по свету"
Конспект интегрированной образовательной деятельности "Фамилии бродят по свету"...
Конспект занятия на тему «О происхождении фамилии»
Конспект занятия на тему «О происхождении фамилии»...
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «О происхождении фамилий»
Конспект рассчитан на 2 занятия...
ПОРТФОЛИО По курсу "Теория и технологии экологического образования детей" СТУДЕНТ(КА)__________________Светлана Валентиновна Буянова (личная подпись) (инициалы, фамилия) РУКОВОДИТЕЛЬ
Содержание1. Контрольная работа …………………………………………………...32. Презентация парциальной программы по экологическому образованию дошкольников «Юный эколог» С.Николаевой……...233. Таблица «Подбор растений и жи...