Проект "Уроки нравственности".
проект (старшая группа) на тему

Как интегративное дидактическое средство социально-личностное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_nravstvennosti.docx122.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад №11 «Россияночка»

Проект 
«Уроки нравственности»

Как интегративное

дидактическое средство

социально-личностное развитие.

Выполнила:

Воспитатель

Красильникова А.А.

Нижний Новгород,2016

Паспорт проекта

Проект может быть использован при работе ДОУ по программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М: Мозаика-Синтез, 2011) и соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Вид проекта: социально-личностный.

Продолжительность проект – 1 месяц-апрель

Участники  проекта:

  • Дети старшего возраста,
  • Родители воспитанников,
  • Специалисты ДОУ (Музыкальный руководитель, психолог, физорг)

Охватываемые области:

  • Труд,
  • Познание,
  • Безопасность,
  • Социализация,
  • Коммуникация,
  • Художественное творчество

Актуальность темы:

В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения . Неумение грамотно использовать правила речевого этикета на работе , в кругу друзей , дома создает человеку определенную репутацию , которая усложняет его отношения с людьми , мешает в жизни. Поэтому с детства следует формировать у детей этические нормы поведения

Цель проекта:

Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками

Задачи проекта:

  1. Способствовать развитию умений отстаивать свое мнение и считаться с мнением других.
  2. Взаимодействовать в группах(ставить совместные спектакли , рисовать)
  3. Способствовать развитию знаний о современном этикете , воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.
  4. Продолжать обогащать словарь «вежливыми» словами(здравствуйте, до свидания,  пожалуйста, извините, спасибо и т.д.)Побуждать в речи использовать в речи фольклор( пословицы, поговорки, потешки и др.)
  5. Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Содержание проекта:

Формы работы с детьми.

(Темы)

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьями детей

Продукт деятельности

1.Беседа «Честность»

Решение проблемных ситуаций. Чтение- обсуждение: В. Ю . Драгунский «Тайное становится явным»

Инсценировка ситуаций

Домашнее задание : подобрать пословицы о чуткости

Картотека пословиц ,проблемных ситуаций

2. Беседа «Честность»

Чтение-обсуждение:

Э . Успенский «Это я виноват».

Решение проблемных ситуаций.

Обсуждение пословиц

Обыгрывание ситуации «Хороший поступок»

Картотека пословиц,

дилемм

3.Беседа «Правдивость»

Чтение-обсуждение «Честный мальчик»

Дидактическая игра «Сердечко честности». Рисование «Солнышко правдивости»

Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки  о правдивости

Рисунки

4.Беседа «Правдивость»

Чтение-обсуждение: В. Сухомлинский «Как мальчики мед съели»

Картотека пословиц и поговорок

5.Беседа «Честность»

Обсуждение ситуации Л. Толстой «Косточка»

Обыгрывание ситуации

6.Беседа «Скромность»

Дидактическая игра «Скромные звери». Творческое задание «Скромный человек»

Домашнее задание: подобрать пословицы о скромности

Картотека пословиц

7. Беседа «Служение людям»

Чтение-обсуждение: В. Осеева «Три товарища»

Дидактическая игра «Солнечные подарки».

Творческое задание «Счастье предметов»

Выставка рисунков «Сад добрых дел»

8. Беседа «Уважение»

Решение проблемных ситуаций.

Чтение-обсуждение: А . Лопатина «Добрая собака»

Рисование «Достойные поступки»

Домашнее задание: собрать пословицы и поговорки об уважении

Рисунки детей. Картотека пословиц и поговорок

9.Беседа «Отзывчивость»

Дидактические игры «Чем мы творческое задание» «Подарки для жителей Земли»

Рисунки, поделки

10. Беседа «Упорство»

Чтение-обсуждение: А. Пантелеев «Две лягушки.» Решение проблемных ситуаций

Дидактические игры «Упорный, как мяч»; «Упорные герои». Творческое задание «Птица с двумя крыльями»

Творческие работы детей

11. Беседа «Храбрость»

Чтение-обсуждение: М. Скребцова «Храбрая лягушка»

Рисование портрета папы. Дидактическая игра «Колечко храбрости»

Домашнее задание: нарисовать портрет папы

Рисунки детей , картотека игр

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

  1. «Физическое развитие», овладение основными культурно –гигиеническими навыками.
  2. Любознательный, активный .
  3. Эмоционально-отзывчевый
  4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
  5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, проблемы адекватные возрасту.
  7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
  8. Овладевший универсальными предпосылкам учебной деятельности
  9. Овладевший необходимыми умениями и навыками ( для осуществления различных видов деятельности )

Ожидаемый результат:

 Систематизация уже приобретенных знаний для формирования культурно-личностных отношений между старшими дошкольниками

Практическая деятельность педагогов, детей, родителей в работе над проектом непосредственно организованной образовательной деятельности.

Конспекты тематических мероприятий

1.Беседа «Честность».

1.Что такое честность?

2.Какое качество человека противоположно честности?

3.Что вы испытываете,когда вас оманывают?Приходилось ли вам обманывать?Что вы при этом чувствовали?

4.Какие пословицы и поговорки о честности вы знаете?

Обсуждение пословиц.

— Как вы понимаете пословицы: «Где правда,там и счастье» «Раз солгал — навек лгуном стал»?

Чтение-обсуждение.

ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

 Я услышал,как мама сказала кому-то в коридоре:

-...Тайное всегда становится явным.

И когда она вошла в комнату, я спросил:

-Что по значит, мама: «Тайное становится явным»?

-А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него что узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание, — сказали мама. — Понял? Ложись-ка спать!

Я вычистил зубы, лег спать,но не спал,а все время думал: как же так получается,что тайное становится явным?И я долгоне спал,а когда проснулся, было утро,папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.

Сначала я сьел яйцо.Это еще терпимо, потому что я выел один желток,а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.

 — Ешь! — сказала мама. — Безо всяких разговоров!

Я сказал:

 — Видеть не могу манную кашу!

 Но мама закричала:

— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кащей! Ешь. Ты должен поправиться.

Я сказал:

 —Я ею давлюсь!

Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:

 — Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?

Ну еще бы... Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь-пушки и я знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:

— Ну вот, съешь всю кашу и пойдем. A я пока посуду вымою.

Только помни — ты должен съесть все до дна!

И мама ушла на кухню.

А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал — ну невозможно есть! Тогда я подумал, что может быть, сахару не хватает".Посылал песку, попробовал...Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.

А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Tyт я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно. Главное,когда я глотаю,у меня горло само сжимается

и выталкивает эту кашу обратно.Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил,что у нас есть хрен. С хреном,кажется почти все можно съесть. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб
полезли и остановилось дыхание, и я,наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.

В это время вошла мама. Она сразу посмотрела на тарелку и обрадовалась:

— Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! — и она меня поцеловала.

В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:

— Здравствуйте! — и подошел к окну, и поглядел вниз.— А еще интеллигентный человек.

— Что вам нужно? — строго спросила мама,

— Как не стыдно! — Милиционер даже встал по стойке «смирно». — Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми
удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!

  • Не клевещите. Ничего я не выливаю!

— Ах, не выливаете?! — язвительно рассмеялся милиционер.

И, открыв дверь в коридор, крикнул:

— Пострадавший! Пожалуйте сюда!

И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.

На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе — наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечам,и на левой брючине. Он, как вошел, сразу стал заикаться:

— Главное, я иду фотографироваться... И вдруг такая история... Каша мме... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю свое... фф... фото, когда я весь в каше?!

Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник. А уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.

Извините, пожалуйста, — сказала она тихо, — разрешите я вас почищу, пройдите сюда!

И они все трое прошли в коридор.

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нес взглянуть. Но я себя пересилил,подошел к ней и сказал:

— Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго
и потом спросила:

— Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:

— Да

В. Драгунский

Проблемные ситуации.

1) Воспитатель разговаривает с ребенком. Тебе нужно у него что-тo спросить. Как ты что сделаешь?

2) Ты поел. Что ты должен сделать?

3) Дети сидят за столом. Ты садишься последним и нечаянно толкаешь стол. У детей проливается компот. Как поступить в такой ситуации?

4) Твой воспитатель разговаривает с другим воспитателем. Тебе нужно обратиться к своему воспитателю. Как ты это сделаешь?

Инсценировка проблемных ситуаций.

Предложить детям обыграть ситуации, которые обсудили

вместе. Роли дети должны распределить сами.

Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о хороших качествах человека.

2.Беседа «Честность».

Чтение-обсуждение.

ЭТО Я ВИНОВАТ

Юpa очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

— А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил'?

— Это я виноват, — сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала.

Л. Успенская, Н. Успенский

Вопросы к тексту:

— Какой поступок совершила Юля'? А Юра'?

— Почему он сказал неправду? Можно ли обманывать'?

— Можно ли Юрин поступок назвать благородным? Что значит быть благородным?

— Почему Юля заплакала?

Как вы думаете, были ли наказаны дети? Почему?

— Когда запрещается лгать? Почему случай с Юрой стал исключением?

— К чему может привести ложь?

— Приходилось ли вам лгать? Что за этим следовало?

— Что можно сказать о лгунах?

Обсуждение пословиц.

Объясните смысл следующих пословиц: «Раз солгал — навек лгуном стал»; «Соврешь, не помрешь, да впредь не поверят»; «У лжи короткие ножки».

Проблемные ситуации.

1) Ты увидел, что мальчик из твоей группы обидел малыша. Как ты поступишь'?

2) Подрались два мальчика из твоей группы. Что ты сделаешь?

3) У тебя укатился мяч. Дима поднял и бросил тебе. Что ты скажешь Диме?

4) Поссорились в группе две девочки. Когда за Оксаной пришла мама, Марина выбежала из группы и говорит: «Мы с Оксанкой больше не дружим. Она плохая».

Правильно ли поступила Марина".Можно ли Марину назвать подругой Оксаны? Почему?

Обыгрывание ситуаций «Хороший поступок».

Предложить детям совершить в течение дня как можно больше хороших поступков. Пронаблюдать за развитием отношений между другими детьми. Находить самостоятельно выход из создавшихся ситуаций. Помочь разобраться в ситуациях между другими детьми.

3.Беседа «Правдивость».

  • Трудно ли вам быть честными?
  • Иногда родители жалеют своих детей и не говорят им правду. Правильно ли они поступают'?

Чтение-обсуждение.

ЧЕСТНЫЙ МАЛЬЧИК
(корейская сказка)

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер,мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.

Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру. А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево,— подумал мальчик. — Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет?

Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод дряхлый старичок.

— О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает. Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:

— Не горюй, мальчик, найду я топор твой. Сказал он так и под водой скрылся.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды вышел дряхлый старичок, а в руке у него топор из чистого золота,

— Этот ли топор твой? — спрашивает.

— Что ты, дедушка, не мой это топор!

Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

— На, бери свой топор, — говорит. А мальчик ему и отвечает:

— Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

— Вот мой топор, дедушка, — говорит.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке — они дорого стоят, — и пусть твоя мама не работает больше на чужих людей.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел.

С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

Вопросы и задания к сказке;

— Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

— Кем был старик из озера, почему он решил испытать мальчика на честность?

— Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

— Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным?

Игра «Сердечко честности».

     Дети встают в круг и получают от воспитателя по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона «сердечко честности», разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем раскрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное «сердечко честности».

Рисование «Солнышко правдивости».

Попросите детей нарисовать солнышко без лучиков и повесьте его на доску. Всякий раз, когда детям захочется кого-нибудь обмануть, они должны вспомнить о солнышке и стараться поступить честно. Затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.

Домашнее задание: продолжить собирать пословицы и поговорки о хороших качествах человека.

4.Беседа «О правдивости».

Чтение-обсуждение.

КАК МАЛЬЧИКИ МЕД СЪЕЛИ

Мама послала семилетних близнецов Олега и Романа к дедушке в соседнее село. Обрадовались братья: давно у дедушки не были. У него в саду вкусные яблоки. «Вот уж поедим», — думали.

Принесли они дедушке вышитую мамой сорочку. Дедушка поблагодарил и говорит:

— Идите, дети, в сад, рвите яблоки.

Побежали Олег и Роман в сад. Яблок много, все вкусные. Залезут мальчики на яблоню, нарвут яблок. А на другой — яблоки еще вкуснее, так и манят...

Поели мальчики яблок вдоволь, а тут дедушка поставил на стол банку с медом. Съели Олег и Роман по ложке — и не могут больше...

Собрались домой. Дал им дедушка банку, говорит:

— Пусть и мама меду попробует.

Идут мальчики. Дорога далека. Проголодались. Сели под вербой, съели немного меду.

Идут дальше, снова остановились, съели вроде бы чуть-чуть, а меду осталось на донышке.

Еще раз остановились мальчики — весь мед доели. Подошли они к дому, сели под кленом и думают: «Что же скажет мама?».

А мама вышла из дома, видит — ее мальчики плачут.

— О чем вы плачете? — удивилась мама.

Рассказали братья, как мед съели. А мама обрадовалась, смеется.

Удивились мальчики, спрашивают:

— Мама, чему ты радуешься?

— Тому, что вы плачете...

В. Сухомлинский

Вопросы к тексту:

  • Почему плакали мальчики?
  • Честно ли они ответили на вопрос мамы?
  • Почему мальчики съели весь мед?Как бы вы поступили на месте двух братьев?
  • Что бы, по-вашему, произошло, если бы мальчики обманули маму?

— Закончите фразу: «Любой человек может совершить плохой поступок, но...».

Обсуждение пословиц и поговорок.

— Какие пословицы и поговорки можно отнести к прочитанному нами тексту: «Где правда, там и счастье», «Жизнь дана на добрые дела», «У лжи короткие ножки»?

5.Беседа «Честность».

Чтение-обсуждение.

КОСТОЧКА

Купила мать сливы и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их И они ему очень нравились. Очень хотелось их съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак. и тоже сказал: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо: но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточка, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, r o через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Л. Толстой

Вопросы к рассказу:

— Почему все засмеялись, когда Ваня сказал правду?  

— Почему сам Ваня заплакал?

— Какие бы пословицы вы могли сказать Ване?

— На какое стихотворение-шутку, которую мы читали, похоже то, что произошло с Ваней?

Проблемные ситуации.

1) Девочка входит в раздевалку. В раздевалке воспитатель

разговаривает с мамой Кати. Катя раздевается. Как девочка должна со всеми поздороваться?

2) Мальчик пришел в группу. Его товарищи уже начали постройку из кубиков. Ему тоже хочется строить. Как он об этом попросит товарищей?

Обыгрывание ситуации. После обсуждения ситуаций предложить детям обыграть их в виде небольших сценок.

6.Беседа «Скромность».

  • Что такое скромность?
  • Кого из детей вашей группы можно

назвать скромным?

  • Как должен вести себя скромный человек".А вы считаете себя скромными?
  • Как скромный человек должен вести себя в лесу, в гостях, театре, поезде и т. д.?

Игра «Скромные звери».

Из всех детей выбираются двое ведущих. Они хозяева теремка. Остальным раздаются карточки с рисунками разных зверей„птиц и насекомых. Хозяева теремка берутся за руки и поднимают их кверху, изображая теремок. Затем они приглашают в гости тех, кто умеет скромно себя вести.

Каждый по очереди подходит к теремку и просит от лица своего животного впустить его с теремок. Если он сумеет убедить хозяев теремка, что будет вести себя скромно, они впускают его в теремок. Если не сумеет — они просят его научиться вести себя скромнее и прийти к ним в теремок попозже.

Творческое задание «Скромный человек».

Детям раздаются карточки с разными рисунками, где нарисованы самолет, ракета, гоночный автомобиль, грузовик, ларец с драгоценностями, замок, дворец, кольцо, золотое блюдечко и наливное яблочко, волшебное зеркало, книга с картинками,

цветик-семицветик и др.

Каждый ребенок должен рассказать, как он поступит, получив
тот или иной предмет в качестве подарка, если будет скромным
человеком.

Домашнее задание: подобрать вместе с родителями пословицы и поговорки о скромности.

7.Беседа «Служение людям».

  • Как вы думаете, что означает выражение «служить людям»? Что вы испытываете, когда делаете что-то хорошее для других людей?
  • Кому или чему можно служить?
  • Можно ли назвать служением помощь взрослым?

Чтение-обсуждение.

ТРИ ТОВАРИЩА

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь'? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко еще!

— А где ты его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

В. Осеева

Вопросы к тексту:

— Как звали мальчиков?

— Кого из них можно назвать товарищем, а кого — нет? Почему?

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Приходилось ли вам служить людям? Расскажите об этом.

Игра «Солнечные подарки».

Педагог заранее вырезает из картона большое солнышко.

Дети встают в круг. Педагог с солнышком в руках обходит круг, дотрагивается до всех детей и говорит, что солнышко дарит каждому из них (например, солнечного зайчика, лучистую улыбку, теплый лучик, светлую сказку, веселый подсолнух и т. д.).

Дети должны рассказать, как с помощью того или иного солнечного подарка они кому-либо помогут.

Творческое задание «Счастье предметов».

Детям раздаются карточки с рисунками разных предметов. Попросите их подумать и рассказать, в чем заключается самое большое счастье для тех предметов, которые им достались. Например: для окна самое большое счастье — пропускать в комнату солнечные лучи и звездное сияние. Для карандашей самое большое счастье — помочь нарисовать что-то прекрасное.

Рисование «Сад добрых дел».

Предложите детям нарисовать дерево жизни с плодами. Каждый плод на этом дереве какое-либо доброе дело, которое дети мечтают совершить. По своим рисункам дети рассказывают о своих добрых делах.

Затем из рисунков детей собирается панно «Сад добрых дел».

8. Беседа «Уважение».

  • Что такое уважение?
  • Какие качества в людях больше всего заслуживает уважения?
  • Кого из своих близких и знакомых вы уважаете?
  •  Был ли в вашей жизни случай, когда чей-нибудь поступок

заслужил уважение окружающих? Расскажите о нем.

Чтение-обсуждение.

ДОБРАЯ СОБАКА

Большой трехэтажный дом все жители улицы старались обходить как можно дальше. Причиной тому была пушистая колли, которая жила в квартире на третьем этаже.

— Гав-гав, как укушу, уходите прочь! — лаяла она на каждого прохожего с утра до вечера.

  • Какая злая собака! - возмущались все. Даже на своих соседей по этажу колли всегда рычала, когда они проходили мимо ее двери.

— Противная колли„— называли ее соседи и старались не сталкиваться с ней на лестничной клетке.

Однажды жильцы из квартиры напротив уехали, а вместо них поселилась новая семья. Папа, мама и маленькая девочка.

— Ррр-ры, загрызу, — зарычала колли, когда впервые увидела девочку на лестнице.

— Настоящая колли„какая пушистая! Здравствуйте. Как  Вас зовут? Почему Вы так рычите? — весело прощебетала девочка, присев перед колли на корточки.

— Рры-ры, со мной нельзя разговаривать. Меня все должны бояться, а не спрашивать мое имя„— гавкнула в ответ собака.

— Почему нельзя узнать Ваше имя? У такой красивой собаки и имя, наверное. необыкновенное. А меня зовут Танечка, — приветливо произнесла девочка.

Впервые в жизни колли смутилась и уже не так грубо пролаяла:

— Меня зовут Лайда. я всех заставила уважать себя своим грозным характером.

— Нет, Лайда, ты ошибаешься, все уважают колли за то, что они самые добрые в мире собаки и всегда готовы прийти на помощь, — возразила Танечка. — Мне мама об этом книжку читала.

С тех пор Лайда и Танечка подружились. Девочка часто болела и оставалась дома одна,а хозяйка Лайды с утра до вечера была на работе. Когда все уходили

Лайды на стульчик и читала ей книжку про отважную колли по имени Лесси, которая однажды спасла тонущего ребенка.

Все жильцы удивлялись:

— Что случилось с колли, почему она не облаивает прохожих с утра до вечера, как раньше'?

Теперь, когда колли выводили гулять, она пыталась проворчать всем соседям: «Доброе утро» или «Добрый вечер»

Но жильцы дома по старой памяти сторонились ее и не здоровались в ответ.

Лайда расстраивалась, но Танечка ее успокаивала:

— Они не знают,какая ты добрая и отважная собака, поэтому боятся.

Однажды хозяйка Лайды простудилась и разрешила Танечке вывести Лайду на прогулку. Танечка сияла or счастья, ведя Лайду на поводке„а колли приветливо махала хвостом. На углу улицы был небольшой парк с прудом посередине. Туда и направились Лайда с Танечкой.

Вдруг раздался ужасный крик:

— Спасите, мой мальчик тонет! Он хотел поймать рыбку и свалился в пруд, а я не умею плавать, - кричала перепуганная женщина, стоя по пояс в воде и пытаясь дотянуться до ребенка.

Не успела девочка ничего сказать собаке, как Лайда вырвалась у нее из рук и понеслась к пруду.

— Ужас! — закричала женщина еще громче, увидев колли,-эта злая собака сейчас загрызет нас!

Лайда, не обращая внимания на крик матери, прыгнула в пруд и через минуту вынырнула, держа малыша за курточку зубами. Она выбралась на берег, положила ребенка перед матерью и шумно встряхнулась. Женщина опустилась на колени. крепко прижала к себе сына и поцеловала Лайду прямо в мокрую морду.

— Спасибо тебе, отважная собака, — сказала она.

— Я же говорила, что Лайда — самая смелая и умная колли,— сказала Танечка

Вопросы и задания к сказке:

— Почему в начале сказки Лайда злилась на людей?

— Чем Танечка отличалась от других людей?

— Придумайте и расскажите, как Таня с Лайдой помогали
разным жителям.

— Если бы у вас была собака, как бы вы ее воспитывали?

— Уважают ли вас ваши близкие? Какими должны быть дети,
чтобы взрослые их уважали?

— Нужно ли уметь уважать себя?

Проблемные ситуации.

— Какие из перечисленных поступков достойны уважения, а какие — нет?

1) Самый сильный мальчик во дворе бьет тех, кто с ним не согласен.

2) Папа кричит на сына из-за того, что он плохо учится.

3) Человек кормит бездомных животных.

4) Мальчик защитил девочку от хулиганов.

5) Девочка не пошла навестить больную бабушку, потому что ей задали много уроков.

6) Мальчик не успел выучить урок, потому что мамы не было дома и он нянчился с братом.

Рисование «Достойные поступки».

Попросите.детей нарисовать своих любимых зверей и рассказать о достойных уважения поступках этих зверей. Например: зимой добрая белка делилась со всеми запасами, которые она сделала за лето, и т. д.

Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки об уважении.

9. Беседа «Отзывчивость».

  • Кто в вашей семье самый отзывчивый и почему?
  • Что должен уметь делать отзывчивый человек?
  • Считаете ли вы себя отзывчивым человеком?
  • Расскажите о каком-нибудь случае в своей жизни, когда вы
    увидели на улице какого-либо человека или животное, которым
    была необходима помощь, и помогли ему.

Игра «Чем мы прекрасны».

Все дети встают в круг и закрывают глаза. Включается музыка, и педагог просит детей представить, что над землей летает Птица красоты. Она учит людей находить друг в друге прекрасное: красивые глаза, волосы, добрый характер и т. д. Затем музыка обрывается, дети открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга. Тот, кто увидел что-нибудь красивое в ком-либо из своих друзей, выходит на середину круга и рассказывает об этом человеке, не называя его имени. Все остальные угадывают, о ком идет речь. Затем вновь включается музыка, игра повторяется.

Игра «Отзывчивый колобок».

Дети встают в круг. Педагог обходит всех детей и вкладывает в руки одного ребенка маленький колобок. Этот ребенок-«отзывчивый колобок». Каждый придумывает и рассказывает колобку какую-либо трудную ситуацию, в которую он попал. Колобок должен помочь детям найти сказочный выход из той или иной ситуации. После того, как колобок помог кому-либо из детей, этот ребенок меняется с ним местами, игра продолжается.

Творческое задание «Подарки для жителей Земли».

Все дети — «отзывчивые облака». Каждый должен придумать и нарисовать свой подарок тому или иному жителю Земли.

10. Беседа «Упорство».

  • Что такое упорство? Кому оно необходимо и для чего?
  • Считаете ли вы себя упорным? Приведите примеры, когда
    вы добились своего с помощью упорства.
  • Когда упорство помогает детям? Взрослым? Животным? Птицам? Насекомым?

Проблемные ситуации.

— Как упорство может помочь людям в описанных ниже ситуациях?

1) У кого-то тяжело заболел близкий человек.

2) Люди заблудились в лесу.

3) Люди идут через пустыню, и у них кончилась вода.

4) Вы переехали в новый дом, но у вас нет денег на покупку
мебели.

5) Вам нужно научить брата перед обедом мы гь руки.

6) Вам нужно вырастить перед домом красивый цветник.

7) Если бы человек упал духом, что бы вы ему посоветовали'?

Чтение-обсуждение.

ДВЕ ЛЯГУШКИ

Жили-были две лягушки. Были они подругами и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка-храбрая, сильная, веселая, а другая была ни то ни се: трусиха, лентяйка, соня. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась. Но все- гаки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью вышли они погулять. Идут себе по лесной дороге и вдруг видят — стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом„грибами. А это как раз то самое„что лягушки любят. Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной. И стали тонуть. А тонуть им, конечно, не хочется.

Тогда они стали барахтаться, стали плавать Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться'? Только нервы даром трепать Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться — и утонула.

А вторая лягушка — та была не такая. Та думает: «Нег, братцы, утонуть я всегда успею Что от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

Но только нет, ничего не выходит. Как ни плавай, далеко не уплывешь. Горшок узенький, стенки скользкие — не вылезти лягушке из сметаны.

Но все-таки она не сдается, не унывает. «Ничего, думает,— пока силы есть, буду бороться. Я ведь еще кивая — значит, надо
жить. A там что будет».И вот из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушечьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет.
А она и тут не сдается.«Нет Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет.Не сдамся! Шалишь, лягушечья смерть...».И вдруг — что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.

«Что такое? — думает лягушка. — Откуда здесь взялось масло?» Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.

«Ну вот, — думает лягушка, — значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой — в лес.

А вторая лягушка осталась лежать в горшке. И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка„и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти...

Л. Пантелеев

Вопросы и задания к сказке:

— Вспомните разные случаи из своей жизни, когда вы поступали так, как первая или как вторая лягушка.

— Представьте, что первая лягушка не только спаслась сама, но и спасла свою подружку. Придумайте и расскажите, как ей это удалось.

— Представьте, что сбитое лягушкой масло превратилось в волшебное масло упорства. Каждый, кто съедал кусочек этогомасла, открывал секрет упорства. Подумайте и расскажите, чего вы можете достичь с помощью волшебного масла.

— Что помогает вам не падать духом?

— Кто в вашей семье самый упорный?

Игра «Упорный, как мяч».

Дети встают в круг. Педагог берет мяч и ударяет им об пол, а затем объясняет детям, что мячик может научить их упорству,, так как, падая, он снова и снова подскакивает вверх. Затем педагог передает мяч кому-либо из детей, и этот ребенок рассказывает, что у него не получается и чему он хотел бы научиться. Дети дают ему советы.

Ребенок должен повторить все советы своих друзей, ударяя , мячом об пол столько раз, сколько советов он запомнил.

Игра «Упорные герои».

Дети делятся на группы, им раздают рисунки с сюжетами из известных сказок, например «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Золушка», «Три поросенка», «Аленький цветочек»и т. д. Дети должны рассказать, как упорство помогло героям этих сказок достичь своей цели.

Детям предлагают придумать волшебную ситуацию, в которой герои этих сказок помогут им достичь какой-либо цели.

Творческое задание «Птица с двумя крыльями».

— Объясните пословицу: «Упорство и труд все перетрут».

— Нарисуйте волшебную птицу с двумя крыльями. Одно крыло у нее — упорство, другое — трудолюбие. Расскажите, в каких делах и как эта птица будет вам помогать.

11.Беседа «Храбрость».

  • Считаете ли вы себя храбрым человеком?
  • Было ли в вашей жизни какое-либо событие, которое сделало вас храбрее?
  •  Как вы думаете, что нужно для того, чтобы научиться храбрости?
  • Есть ли в вашей жизни люди, рядом с которыми вы ничего не боялись?
  •  Были ли в вашей жизни случаи, когда беспокойство за чью-либо жизнь делало вас храбрее?

Чтение-обсуждение.

ХРАБРАЯ ЛЯГУШКА

Возле большого озера, спрятавшись под кочкой, сидела зеленая лягушка.

— Сестра, — окликнула ее другая лягушка, побольше, — что ты все сидишь и дрожишь? Пошли с нами на поляну. Сегодня я первый раз выступаю в хоре.

— Я боюсь, — тихо прошептала зеленая лягушка, — вдруг меня кто-нибудь съест!

— Эх ты, трусиха, — укорила ее лягушка-сестра. — Ты, наверное, и квакать-то не умеешь. Ты хоть одну песню спела когда-нибудь?

— Нет, — вздохнула зеленая лягушка, — я боюсь, что кто-нибудь услышит мой голос и съест меня.

— Ну и сиди, а я пошла, на поляне так весело! — сказала лягушка побольше и ускакала.

Зеленая лягушка посидела еще часок под кочкой и наконец решила выйти из укрытия поискать себе ужин. Болотистый берег озера был затоплен водой, и кочки осоки кое-где поднимались прямо из воды. Зеленая лягушка, заплыв в тень большой кочки, приготовилась нырнуть, как вдруг прямо перед собой увидела чудовище с большим клювом. Зеленая лягушка от страха закрыла глаза и прошептала:

— Сейчас меня съедят.

Чудовище запищало:

— Не ешь меня, я еще маленький!

лягушка приоткрыла глаза и увидела пушистого утенка, который, спрятав голову в траве кочки, продолжал пищать:

— Мама, спаси меня, я боюсь!

Лягушка оглянулась вокруг. Никого не было, только комары жужжали. Зеленая лягушка рассмеялась:

— Утенок, ты что, меня боишься'?

— Да, — пропищал утенок, не поднимая головы. Это насмешило лягушку еще больше:

— Но лягушки не едят утят.

— Ты большая и страшная, — ответил утенок.

— Я не страшная и маленькая, — успокоила его зеленая лягушка.

Утенок отважился снова взглянуть на нее.

— Так ты меня не съешь? — спросил он.

— Да нет же, — опять рассмеялась зеленая лягушка. Никогда она так не веселилась. Она всего боялась, и поэтому смеялась
очень редко.

— Ты — симпатичный, — сказала лягушка утенку. — А где твоя мама?

— Мама с братьями поплыли на чистую воду, а я боюсь отплывать далеко от кочки, — вздохнул утенок.

— Не боися, тут безопасно, — утешила его лягушка, — смотри лучше, как я ныряю. До ночи они плавали и ныряли. Лягушка учила утенка квакать, а он ее — крякать. Когда сестра зеленой лягушки узнала о ее дружбе с утенком, она пришла в ужас:

— Ты самая глупая лягушка на свете, вот увидишь, он тебя съест!

— Ты сама глупая, — обиделась зеленая лягушка, — почему я должна бояться моего лучшего друга?

Когда мама утенка узнала о лягушке, она сказала:

— Эта лягушка наверняка вкусная, раз она тебе так приглянулась. Приведи ее к нам на ужин.

— Мама, как ты можешь так говорить о моей самой лучшей подружке"! — возмутился утенок.

— Посмотрим, долго ли протянется эта дружба, — усмехнулась в ответ мама-утка.

Но они остались друзьями, даже когда подросли.

Каждый вечер встречались они возле болыпой кочки и вместе играли, ныряли и ужинали. И самое главное — вместе они ничего не боялись. Только родные продолжали считать их трусишками, потому что утенок не хотел отправляться в дальнее плаванье по озеру, а лягушка отказывалась принять участие

в концерте.

Однажды, когда утенок, встретившись со своей подружкой учил ее новому способу ныряния, случилась беда. Голодная ворона, пролетавшая мимо, схватила его за лапку и полетела со своей добычей к лесу. Утенок пищал и бился, и ворона летела с трудом, касаясь крыльями травы. Вне себя от горя и ужаса, зеленая лягушка вскочила на кочку и заквакала так громко, как никогда в жизни:

— Ква-ква, караул! Ква-ква, спасите! Помогите!

Ворона полетела к поляне, надеясь там разделаться с утенком. Лягушка огромными прыжками помчалась за ней, квакая во все горло. В это время лягушки на поляне готовились к вечернему концерту. Какой же поднялся переполох, когда на поляну влетела ворона с утенком, а за ней зеленая лягушка. Лягушки бросились врассыпную, квакая изо всей мочи:

— Ква-ква, караул! Ква-ква, ворона! Ква-ква, нападение! Помогите!

Вороне показалось, что сотни лягушек напали на нее, и она, выпустив от страха добычу, улетела прочь.

Через минуту на поляне все успокоилось. Испуганные лягушки попрятались по своим норкам. Зеленая лягушка помогла утенку подняться. Он почти не пострадал, только лапка, за которую его схватила ворона, болела. Зеленая лягушка обернула ее листом подорожника, и они тихонько побрели назад, к берегу.

Когда зеленая лягушка вернулась домой, ее сестра рассказа-

ла еи:

— Ты знаешь, трусиха, что сегодня было на поляне! Ты бы умерла от страха. Только мы приготовились к концерту, как на поляну влетела огромная ворона с огромной узкой. Они хотели

поужинать нами, но тут явилась волшебная зеленая лягушка и вступила с ними в бой. Пока она с ними билась, мы все спаслись.

— А что же стало с волшебной лягушкой? — спросила зеленая лягушка.

— Она всех победила и исчезла, — ответила сестра. Зеленая лягушка ничего не сказала, но на следующий день она и утенок долго смеялись над их рассказом.

— А моя мама, — отсмеявшись, сказал утенок, — рассказала мне, что вчера вечером на поляне был бой за озеро между тремя волшебниками, которые приняли вид вороны, утки и огромной зеленой жабы. Победила всех волшебная утка. Мама сказала, что этот пример должен научить меня храбрости.

И друзья снова весело рассмеялись.

М.Скребцова

Вопросы и задания к сказке:

— Что помогло лягушке победить свою трусость?

— Как вы думаете, останутся ли зеленая лягушка и утенок друзьями, когда они вырастут?

— Представьте себя храброй лягушкой. Расскажите о каком-либо своем самом храбром поступке.

Игра «Колечко храбрости».

Педагог приносит на занятие колечко. Это «колечко храбрости». Дети встают в круг, и педагог просит их подумать, как можно помочь человеку, который боится темноты (воды, собак, оставаться дома один, заблудиться в лесу, летать на самолете и т. д.).

Затем педагог надевает колечко на палец кому-либо из детей, и этот ребенок рассказывает, как научиться храбрости в той или иной ситуации. После этого колечко возвращается педагогу, и проигрывается новая ситуация.

Рисование портрета папы.

Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет своего папы. После этого рисунки рассматривают, и дети рассказывают истории про своих пап, какой храбрый поступок совершил тот или иной папа.

Домашнее задание: детям предлагается красиво оформить с помощью мамы рисунок «Портрет папы», написать к нему поздравительное стихотворение,чтобы на праздник плдарить своему папе.

Картотека пословиц и поговорок о хороших качествах
человека.

1. Где правда, там и счастье.

2. Скромность всякому к лицу.

3. Жизнь дана на добрые дела.

4. И старость не страшна, коль молодые уважают.

5. Отзывчивое сердце из любой беды выручит.

6. Добрым глазам красота открывается.

7. Упорство и труд все перетрут.

8. Храброму не нужна длинная шпага.

9. Раз солгал — навек лгуном стал.

10. Адам зло сотворил и рай затворил.

11. Бодливой корове бог por не дает.

12. Бояться волков — быть без грибков.

13. Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.

14. Великому кораблю великое плаванье.

15. Всякое дело мастера боится.

16. Встречают гостя по платью, а провожают по уму.

17. Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сходится.

18. Доброму везде добро.

19. Дом добр, да господин в нем худ.

20. Дело не малина и в зиму не отпадет.

21. Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.

22. Живет богатый, что бык рогатый.

23. Злую печаль развевай доброй мыслью.

24. Злой всегда мыслит злое.

25. Знать сокола по полету.

26. Изломлена лука двое боятся.

27. Кошке игрушки, а мышке — слезки.

28. Красен долг платежом.

29. Как аукнется, так и откликнется.

30. К чистому грязное не прильнет.

31. Люблю долго спать, да стыжусь поздно вставать.

32. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

33. Людская молва — что морская волна.

34. Не место красит человека, а человек место.

35. Не кайся, добро сделав.

36. На правду немного слов надобно.

37. Не красна изба углами, а красна пирогами.

38. Не плюй в колодец, ибо случится воды испить.

39. Не поклоняясь грибу до земли, не поднять его в кузов.

40. На что было родиться, коли никуда не годится.

41. Что написано пером, не вырубишь топором.

42. Насилу мил не будешь.

43. На чужой каравай рот не разевай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование нравственных чувств и привычек нравственного поведения у дошкольников» (из опыта).

Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Ведь именно в дошкольном возрасте формируются нравственные чув...

КОНСУЛЬТАЦИЯ из опыта работ «Мои нравственные понятия и принципы работы с детьми. Деликатность, доброта, внимание к окружающим – одно из средств нравственного воспитания»

Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему – сложный педагогический процесс. В основе него лежит правильное гармоническое развитие чувств и принципов. Чувст...

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...