Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей
статья на тему

Киргетова Екатерина Николаевна

Статья на тему "Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние сказки на социально-нравственное развитие ребенка.

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Любая образовательная программа для детей дошкольного возраста включает разделы по формированию нравственного, эмоционального воспитания.

В дошкольном возрасте нравственному воспитанию ребенка нужно уделять особое внимание.  Ведь именно в этом возрасте дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе, формируется личность, у ребенка появляется собственное мировоззрение и отношение к другим людям.

В усвоении этических норм и формировании нравственного поведения ребенка основную роль выполняет семья. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь с родителями, и именно родители должны подавать  положительный пример нравственного поведения, т.к. в этом возрасте дети перенимают стиль поведения взрослых.

Глядя на современных детей, мы понимаем, что их жизни неразрывно связаны с современными технологиями. Дети дошкольного возраста смотрят телевизор, пользуются компьютером, планшетом. Многие родители, в силу разных причин, поощряют это, не контролируя то, что смотрят их дети.

К сожалению, сегодня многие родители чаще всего знакомят детей  с диснеевскими мультфильмами, что,  безусловно,  является серьезным упущением в воспитании детей.

Задача педагога помочь семье воспитать в ребенке такие качества, как доброта, милосердие, сострадание, честность, смелость и пр. В этом нам может помочь детская книга. Первое знакомство с книгой у ребенка происходит в раннем детстве, когда мама читает сказки.

Словарь С. Ожегова дает следующее определение сказки:

1. Повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, ложь (разг.).

Но для маленького ребенка сказка – это мир чудес, куда он попадает каждый день благодаря своей маме. Место, где животные могут разговаривать, люди летать, и чтобы не случилось, добро всегда побеждает зло.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок воображает себя кем угодно. И если герой сказки симпатичен, обладает положительными качествами, ребенок начинает подражать ему, использовать в своих играх сюжеты из любимых сказок.

Дети наблюдают за сюжетом, сопереживают, оценивают поступки героев. Попав вместе с героем в сложную ситуацию, ребенок пытается разобраться в ней. Сказки учат быть дружными, смелыми, справедливыми, трудолюбивыми, слушаться родителей, уважать старших и даже дают основы безопасности.

Но ребенок в силу своего возраста, не всегда может осмыслить, понять нравственную мораль сказки. В этом ему должны помочь взрослые: родители, педагоги.  Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок,  выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Воспитание детей на основе народных сказок формирует положительные личностные качества  ребёнка, необходимых ему для жизни в обществе.

           Таким образом, сказки можно успешно применять в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.

     Список литературы:

  1. Психология развития и возрастная психология. Авторы составители

О.В. Шапатина, Е.А, Павлова, Самара 2007.

  1. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов.
  2. Народная педагогика в воспитании дошкольников. Г.И.Батурина,

Т.Ф. Кузина, М.. 1995. 

  1. Народная сказка как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.  Лобанова И.В., Ганина Т.В , 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации....

Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...

Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы.     ...

Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить чело...

"Формирование эмоционально-положительного отношения к близким, сверстникам, окружающему миру, через социально-нравственное воспитание у детей с задержкой психического развития"

Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, стан...

Влияние игр на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Где,как не в игре,происходит усвоение моральных норм и правил ?...