Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей
статья на тему
Статья на тему "Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_skazki_na_sotsialno_nravstvennoe_razvitie_rebenka.docx | 16.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние сказки на социально-нравственное развитие ребенка.
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Любая образовательная программа для детей дошкольного возраста включает разделы по формированию нравственного, эмоционального воспитания.
В дошкольном возрасте нравственному воспитанию ребенка нужно уделять особое внимание. Ведь именно в этом возрасте дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе, формируется личность, у ребенка появляется собственное мировоззрение и отношение к другим людям.
В усвоении этических норм и формировании нравственного поведения ребенка основную роль выполняет семья. У ребенка должна быть тесная эмоциональная связь с родителями, и именно родители должны подавать положительный пример нравственного поведения, т.к. в этом возрасте дети перенимают стиль поведения взрослых.
Глядя на современных детей, мы понимаем, что их жизни неразрывно связаны с современными технологиями. Дети дошкольного возраста смотрят телевизор, пользуются компьютером, планшетом. Многие родители, в силу разных причин, поощряют это, не контролируя то, что смотрят их дети.
К сожалению, сегодня многие родители чаще всего знакомят детей с диснеевскими мультфильмами, что, безусловно, является серьезным упущением в воспитании детей.
Задача педагога помочь семье воспитать в ребенке такие качества, как доброта, милосердие, сострадание, честность, смелость и пр. В этом нам может помочь детская книга. Первое знакомство с книгой у ребенка происходит в раннем детстве, когда мама читает сказки.
Словарь С. Ожегова дает следующее определение сказки:
1. Повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выдумка, ложь (разг.).
Но для маленького ребенка сказка – это мир чудес, куда он попадает каждый день благодаря своей маме. Место, где животные могут разговаривать, люди летать, и чтобы не случилось, добро всегда побеждает зло.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок воображает себя кем угодно. И если герой сказки симпатичен, обладает положительными качествами, ребенок начинает подражать ему, использовать в своих играх сюжеты из любимых сказок.
Дети наблюдают за сюжетом, сопереживают, оценивают поступки героев. Попав вместе с героем в сложную ситуацию, ребенок пытается разобраться в ней. Сказки учат быть дружными, смелыми, справедливыми, трудолюбивыми, слушаться родителей, уважать старших и даже дают основы безопасности.
Но ребенок в силу своего возраста, не всегда может осмыслить, понять нравственную мораль сказки. В этом ему должны помочь взрослые: родители, педагоги. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Воспитание детей на основе народных сказок формирует положительные личностные качества ребёнка, необходимых ему для жизни в обществе.
Таким образом, сказки можно успешно применять в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- Психология развития и возрастная психология. Авторы составители
О.В. Шапатина, Е.А, Павлова, Самара 2007.
- Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов.
- Народная педагогика в воспитании дошкольников. Г.И.Батурина,
Т.Ф. Кузина, М.. 1995.
- Народная сказка как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Лобанова И.В., Ганина Т.В , 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации....
Творческая работа по теме: « Поиск современных форм сотрудничества с семьей при формировании социально – нравственных качеств у детей дошкольного возраста»
В настоящее время без специального вмешательства взрослого в воспитательный процесс, трудно говорить о развитии нравственных качеств у детей. Жизнь в современном обществ...
Конспект НОД по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы «В гостях у сказки»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы. ...
Влияние сказки на социально-нравственное развитие детей четвертого года жизни
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить чело...
"Формирование эмоционально-положительного отношения к близким, сверстникам, окружающему миру, через социально-нравственное воспитание у детей с задержкой психического развития"
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, стан...
Влияние игр на социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Где,как не в игре,происходит усвоение моральных норм и правил ?...