СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
статья (младшая группа)

Ситникова Людмила Юрьевна

На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Ситникова Л. Ю., воспитатель МАДОУ «Детский сад "Маленький принц" Тамбовского района Тамбовской области

 Латинское слово «adaptatio» в переводе на русский язык означает «приспособление».  Рассмотрим его применительно к проблеме помощи ребёнку в процессе привыкания к новым для него социальным условиям детского сада.

На эту тему можно посмотреть с разных сторон. В данной статье будут освещены практические приёмы и советы, помогающие детям 2-3 лет и их родителям как можно легче пройти процесс адаптации.

Начать готовиться к поступлению ребёнка в детский сад лучше с того самого момента, как родители приняли решение о посещении ребенком дошкольного учреждения. И в первую очередь нужно создать и сохранить позитивное отношение ко всему, что касается детского сада.

Ребёнку очень полезно прийти несколько раз на игровую площадку детского сада, чтобы вместе с мамой издалека посмотреть, как  дети весело играют друг с другом, строят домики из песка, качаются на качелях и т. д.

Затем обо всём увиденном можно поговорить с малышом в домашней обстановке, поделиться в его присутствии этой радостной новостью с родственниками и знакомыми.

Если у родителей есть их фотографии детсадовского возраста или знакомых ребенку взрослых и детей, можно посмотреть их вместе. Детям нравятся рассказы мам и пап о том, как они детьми ходили в сад. Стоит рассказать, как родители сначала не умели чего-то делать, а потом научились.

С малышом постарше можно посещать детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях.

Ходить с ребёнком на праздники, на дни рождения друзей, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Исходя из своих наблюдений, родители могут скорректировать темы бесед с малышом. Главное, чтобы ребёнок воспринял тот положительный настрой взрослых, который поможет ему в дальнейшем.

Ни в коем случае нельзя обсуждать при ребенке беспокоящие родителей проблемы, связанные с детским садом. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам настроения, легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она ни старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами.

Родителям необходимо как можно точнее узнать режим дня дошкольного учреждения. И заранее приблизить к нему режим дня своего ребёнка.

Для этого нужно начать ежедневно поднимать малыша чуть раньше, чем в предыдущий день, сдвигая на более раннее время и все привычные дела: завтрак, прогулку и т. д.

И обязательно укладывать ребёнка каждый день немного раньше, чем это было сделано вчера. Ведь завтра утром ему предстоит рано встать.

Такая подготовка особенно полезна для тех ребят, начало дневного сна которых обычно приходится на 15-16 часов дня. Ведь в детском саду дети в это время обычно уже просыпаются.

Ребёнок, привыкший поздно засыпать днём, просто не успеет отдохнуть, что не лучшим образом будет влиять на его самочувствие.

Очень полезным для малыша будет его постепенный переход на те продукты и блюда, которые входят в меню детского сада. Обычно это молочные каши, супы, рубленые мясные изделия, тушёные овощи, запеканки, компоты, кисели.

Также необходимо отучить ребёнка от перекусов между основными приёмами пищи, чтобы он привыкал есть только в определённое время, съедал количество еды, достаточное для активной деятельности в течение нескольких часов, и не испытывал дискомфорта.

Если малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, нужно будет обязательно поставить в известность персонал садика.

Для ребёнка, впервые поступающего в детский сад, положительную роль сыграют навыки самообслуживания. Если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, мыть руки и вытирать их полотенцем, одеваться и раздеваться, аккуратно складывая одежду, то ему будет намного легче адаптироваться к новой для него обстановке.

Стоит воспользоваться временем, оставшимся до поступления в садик, и заняться следующим:

Сначала научить малыша отличать лицевую и изнаночную сторону одежды, переднюю и заднюю часть.

Если малыш по своей доброй воле берется за одежки и старается надеть их сам, ни в коем случае не мешать ему, не пытаться сделать все за него!

Если же малыш не проявляет желания одеваться самостоятельно, можно немножко подтолкнуть его. Например, можно надеть ему носочки, но не до конца, и предложить самому подтянуть их повыше.

Предлагать ему самому снимать ту одежду, которую действительно легко снять.

Вместе одевать и раздевать куклу. Или устроить соревнование, кто быстрее наденет носки, футболку, свитер... Можете подыграть малышу, уступив ему первенство. «Чемпион» придет в восторг, а заодно и потренируется в самостоятельном одевании.

Если малыш еще мал и не умеет пользоваться горшком, нужно постараться приучить его сообщать о мокрых штанишках или, что еще лучше, о возникшей потребности.

Если же у ребёнка уже сформирован навык пользования горшком, он сможет применить его и в новой для него обстановке детского сада.

Первый день поступления ребёнка в детский сад ─ самый сложный, как и для малыша, так и для родителей. Очень важно не нервничать, не демонстрировать свою тревогу.

Отправлять малыша в детский сад можно только при том условии, что он абсолютно здоров.

Не стоит стесняться подробно рассказать воспитателю об особенностях ребёнка, что ему нравиться, что он не переносит, что уже умеет и в чем нужна помощь.

Лучше всего разрешить ребёнку взять с собой в первый день в детский сад любимую игрушку.

Нельзя резко реагировать на плохое поведение ребенка и наказывать его. Ребёнок переживает настоящий стресс из-за резкой перемены в своей жизни. Поэтому усугублять ситуацию не нужно.

Не рекомендуется оставлять малыша в саду сразу на целый день! В первую неделю можно приводить ребенка всего на 1-2 часа, постепенно увеличивая количество времени, которое он проводит в детском саду.

В эти первые дни родителям нужно быть особенно внимательными и терпимыми с малышом.

Утреннее расставание детей и родителей в детском саду – трудный момент для них обоих. Чтобы его смягчить, можно воспользоваться рекомендациями.

Когда родители собираются уходить, нужно расстаться с ребенком легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет отпускать маму. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

Если ребенку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа, бабушка или дедушка.

Не стоит совершать ошибку и делать перерывы в посещении — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

В семье на период адаптации необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для малыша, пощадить его ослабленную нервную систему.

Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора.

И очень важно в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.

Необходимо отметить, что адаптация у всех детей проходит совершенно по-разному, выражается в отличных друг от друга реакциях и занимает различные сроки. Каждый ребёнок индивидуален в своём поведении, своих переживаниях и чувствах.

Но, воспользовавшись практическими советами, приведёнными в этой статье, любой родитель сможет помочь своему малышу и себе легче пройти процесс адаптации к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

«Здравствуй, здравствуй, детский сад!». Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада

​Программа по адаптации детей к детскому саду является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка» Данна...

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.

В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....

Проект по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез» (вторая младшая группа)

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённ...