Авторская программа «Нетрадиционные способы рисования»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данная программа предназначена для кружковой деятельности (изостудии). В ней разработаны занятия для детей старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
«Нетрадиционные способы рисования»
Вводная часть.
Цель: приобщать детей к изобразительному искусству, используя нетрадиционные способы рисования.
Задачи:
- Познакомить и обучить детей нетрадиционным способам рисования.
- Побуждать к мышлению, фантазированию в выборе сюжетов для своих работ.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать художественно-творческие способности детей.
Количество занятий в год: 34 занятия.
Количество занятий в неделю: 1 занятие.
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Возраст детей: 5-7 лет (старшая и
подготовительная группы).
Данная программа рассчитана на старший дошкольный возраст. И так как в этом возрасте у детей мышление наглядно-образное, а условием успешности выполнения заданий является максимальная опора на наглядность, то и все занятия в кружке построены на использовании игровых сюжетов, персонажей, решении проблемных ситуаций.
В 5-7 лет у детей значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти, мышления, воображения). Исходя из этого, по всем предложенным темам занятий детям дается право на выбор сюжета своей работы, внесение дополнений, использование разнообразной гаммы цветов и оттенков.
Большинство занятий кружка построено на встречах со знакомыми игровыми персонажами в течение всего учебного года (Клякса, пластилиновые человечки, Зубная Щетка и т.д.), так как в старшем дошкольном возрасте детям присущи игры в стабильной игровой компании, развернутые во времени сюжеты.
В процессе рисования происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий, пространственных представлений: расчленение целого на части, положение предмета в пространстве, а также восприятие ребенком цвета во всем его разнообразии. В этом помогают и творческие задания, предлагаемые на занятиях, и игры-экспериментирования с предметами и материалами.
В старшем дошкольном возрасте дети уже могут связно излагать мысли, пересказывать сюжет, описывать объект или явление. Поэтому каждое занятие заканчивается анализом детских работ. Дети самостоятельно выказывают отношение к своему рисунку и к рисунку товарища, замечают что-то красивое, интересное в каждой работе. Они стараются обосновать свои мысли, суждения. При анализе работ большое внимание уделяется индивидуальности каждого рисунка.
Вся программа разделена на три блока (осень – «Осенние мотивы», зима – «Зимние просторы», весна – «Пробуждение природы»). Темы одного блока плавно переходят к темам следующего блока по мере усложнения материала. От занятия к занятию дети проводят сравнение прекрасного как в природе, так и в своих работах.
Занятия всех трех блоков носят познавательный и развивающий характер. Они обогащают детей представлениями и знаниями, развивают воображение, связную речь, формируют навыки работы в коллективе: оказывать помощь друг другу.
Задачи 1 блока:
- Познакомить детей со способами рисования:
а) по яичной скорлупе;
б) по опилкам;
в) кляксография;
г) рисование пластилином на стекле;
д) граттаж.
- Учить техническим приемам использования:
а) зубной щетки и расчески при набрызге;
б) трубочки для коктейля при кляксографии;
в) пластилина при рисовании на стекле;
г) свечи и палочки для процарапывания рисунка при граттаже.
- Учить правильно разводить краски до нужной консистенции.
- Формировать представление о цвете красок, которые можно объединить в одну группу – холодные или теплые тона.
- Совершенствовать композиционные умения:
а) располагать предметы в зависимости от сюжета;
б) реализовывать в рисунках различные виды композиции (в центре листа, друг за другом, на всей плоскости).
6. Развивать воображение в выборе сюжета для будущей работы.
7. Воспитывать у детей интерес к использованию своих изобразительных работ для украшения интерьера группы детского сада, детской комнаты дома.
Методы и приемы:
- Выставки
- Художественное слово
- Беседа
- Проблемные ситуации
- Игровые моменты
- Показ приемов выполнения
- Демонстрация образцов
- Музыкальное сопровождение
- Обследование материалов
- Анализ готовых работ
1 блок «Осенние мотивы»
Неделя | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
1. | Ознакомительное занятие. Выставка «Детские фантазии» (показ различных картин с использованием нетрадиционных способов рисования). | Рисование пластилином на стекле «Пестрые листья». | Рисование по опилкам «Грустная осень». |
2. | Кляксография «Воспоминания о лете». | Продолжение рисования пластилином на стекле + оформление работы. | Продолжение. |
3. | Продолжение предыдущего занятия; оформление готовой работы. | Граттаж «Октябрьские вечера». | Монотипия (отпечаток с бумаги) «Теплые осенние тона». |
4. | Мозаика из яичной скорлупы «Осенний закат». | Продолжение работы над грандажем + оформление работы. | Монотипия (отпечаток со стекла) «Холодные осенние тона». |
Задачи 2 блока.
- Познакомить детей со способами рисования:
а) шелкография;
б) рисование ватой;
в) рисование свечей;
г) рисование зубной щеткой;
д) изонить.
- Учить техническим навыкам работы:
а) с шелком и гуашью при шелкографии;
б) с ватой и бархатной бумагой при рисовании ватой;
в) со свечей при рисовании;
г) с зубной щеткой при рисовании гуашью;
д) с нитью.
- Развивать творческие способности детей, расширять содержание их работ на основе имеющихся представлений, самостоятельно выбирать содержание рисунка на предложенную тему.
- Совершенствовать умение составлять композицию (расположение предметов на широкой поверхности «ближе и дальше», передача частичной загороженности предметов, соблюдение пропорций и величины предметов по отношению друг к другу).
- Формировать представление о колорите при изображении: «какой день?» (ясный, пасмурный, хмурый…); «время суток» (утро, вечер, ночь).
- Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственной работы.
Методы и приемы:
- Беседа
- Игровые моменты
- Объяснение и показ приемов выполнения
- Демонстрация и рассматривание образцов
- Творческие задания
- Самостоятельная деятельность
- Анализ готовых работ
2 блок «Зимние просторы»
Неделя | Декабрь | Январь | Февраль |
1. | Шелкография «Зимние пейзажи». | Рисование ватой «Снежные рисунки». | Рисование зубной щеткой «Лесные красавицы – ёлочки». |
2. | Продолжение работы над рисунком по шелку. | Продолжение рисования ватой. Оформление готовой работы. | Оформление готовой работы. |
3. | Оформление готовой работы: изготовление объемной рамки. | Рисование свечей «Январские узоры». | Изонить «Зимние просторы». |
4. | Шелкография «Зимние зарисовки». | Продолжение работы. Оформление. | Оформление готовой работы. |
Задачи 3 блока.
- Познакомить детей со способом рисования пластилином на бумаге; рисованием по речному песку.
- Продолжать учить самостоятельно, выбирать вариант узора для своей работы, симметрично располагать элементы узора.
- Совершенствовать полученные ранее навыки и умения в рисовании нетрадиционными способами и в работе разными материалами.
- Побуждать детей вносить дополнения в рисунки, обогащающие их содержание.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
- Упражнять в рисовании по воображению, по памяти, используя полученные навыки в различных способах рисования.
- Формировать умения передавать в сюжетных рисунках весенний колорит.
- Продолжать развивать аналитико-синтетические способности детей: умение оценивать результаты своей работы в соответствии с поставленными в начале занятия задачами.
- Воспитывать желание выполнять задание по-своему, используя цвет как средство выразительности.
Методы и приемы:
- Художественное слово
- Беседа
- Игры-экспериментирования с предметами и материалами
- Игровые моменты
- Показ приемов выполнения
- Демонстрация образцов
- Творческие задания
- Самостоятельная деятельность
- Обследование материалов
- Анализ готовых работ
3 блок «Пробуждение природы»
Неделя | Март | Апрель | Май |
1. | Изонить «Цветы для мамы». | Кляксография «Первые цветы». | Рисование с использованием уже знакомых нетрадиционных способов (по выбору детей) «Забавные птички», |
2. | Рисование пластилином на бумаге «Веселые зверушки». | Оформление готовой работы по кляксографии. | «Майский вечерок», |
3. | Продолжение рисования пластилином. Оформление работы. | Рисование по песку «Солнечные картинки». | «Жители лесной полянки», |
4. | Мозаика из яичной скорлупы «Весенние узоры». | Оформление готовой работы. | «Белые березки». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по рисованию нетрадиционным способом (рисование тычком + проступающий рисунок) средняя группа "Путешествие в зоопарк"
Конспект открытого занятия по рисованиюнетрадиционным способом(рисование тычком + проступающий рисунок)средняя группа«Животные нашего зоопарка». составила Кузнецова Светлана Владимировна Пут...
Конспект по рисованию в 1 младшей группе Тема: «Колёса для поезда» (нетрадиционный способ рисования)
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Колокольчик» Конспект непосредственно- образовательной деятельности по рисованию в 1 младшей группе «Винни- пух»Тема: «Колёса для поезда» (нетрад...
Конспект занятия по рисованию (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка» Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование с ладошками и пальчиками)
Конспект занятия по изодеятельности (нетрадиционное рисование с элементами аппликации) в ясельной группе «Елочка»Черникова Валентина Петровна. Цели: Познакомить детей с не...
Конспект занятия по рисованию "Осенние листочки" с использованием нетрадиционного способа рисования «Рисование поролоном» (штампинг) в группе компенсирующей направленности (дети со сложными дефектами) 4-6 лет
Занятие (ООД в ДОУ) по рисованию "Осенние листочки" с использованием нетрадиционного способа рисования «Рисование поролоном» (штампинг) в группе компенсирующей направленности (де...
Авторская программа "Нетрадиционные техники рисования с дошкольниками"
Программа создана для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. Помочь дошкольникам овладеть необходимыми нав...
Дополнительная общеразвивающая программа по освоению детьми дошкольного возраста нетрадиционных способов рисования
Все большую популярность в современном мире набирают инновационные подходы к преподаванию эстетических искусств и формированию личности в целом. Применение нетрадиционных техник в изобразительном иску...