Педагогическое руководство организацией игр
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Головина Ольга Владимировна

В работе отражена роль педагога в процессе планирования и реализации игры дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_rukovodstvo_organizatsiey_igr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое руководство организацией игр

Необходимо отметить, что во многом от профессионального мастерства педагога зависит воспитательное значение игры. Ему необходимо знать психологию ребенка, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно организовывать методическое руководство взаимоотношениями детей, четко организовывать и проводить всевозможные игры. В этом заключается руководящая роль взрослого в процессе организации игры.

Педагоги и воспитатели воздействуют на детскую игру как прямым, так и косвенным образом. Непрямое влияние осуществляется через создание условий для игры, организацию игровой площадки, выбор игрушек и другого игрового инвентаря, а также, когда воспитатель поощряет детей играть вместе: «Почему ты не играешь с Анечкой?».

Взрослые в этом случае обеспечивают ребенка жизненным опытом, который, как отмечает Е. Бодрова, «становится питательной средой, для сочинения игр». Например, посещение зоопарка или чтение книги о нем становятся толчком к игре в зоопарк.

Кроме того, в представлении Л.С. Выготского, взрослый может влиять на детскую игру непосредственно, особенно это касается детей раннего и младшего дошкольного возрастов, которые еще не слишком компетентны в самостоятельной игре. Например, воспитатель может показать, как нужно играть с той или иной игрушкой, как следить за очередностью действия, как правильно отстаивать свои права, как общаться со сверстником при распределении ролей: «Я буду зеброй, а ты будешь львом».

Когда игра ребенка еще не достигла зрелых форм, - например, он просто складывает в стенной шкаф обувь, а потом достает ее оттуда, - воспитатель более активно, чем обычно называет его действия и помогает ему подбирать роль, для которой эти действия типичны. Если ребенок слоняется из угла в угол, не включаясь в игру, задача воспитателя – отыскать способ вовлечь ребенка в ролевую игру и поддержать его интерес к ней на протяжении все более длительного времени. Важной задачей воспитателя является оказание помощи в налаживании взаимоотношений ребенка со сверстниками в том случае, если у него складываются проблемы с конструктивным взаимодействием, и он не может общаться без драк.

Как правило, по мере того как игра ребенка становится более продвинутой, необходимость во взрослом и его указания снижаются.

        В разработанном Л.С. Выготским культурно – историческом подходе игра, как и все психологические процессы, выступает в виде продукта совместной с другими видами деятельности: в виде со-конструкции. В этом процессе со-конструирования необходимо наличие двух человек – партнеров: ребенка или взрослого. Именно взрослый во все времена поддерживал разные аспекты детской игры. В зависимости от возраста ребенка и стадии развития детской игры и игровых способностей других детей, зависит мера влияния взрослого на игру.

В младенческом и в младшем дошкольном возрасте взрослые уделяют больше времени игре с детьми, например, называют все совершенные ими действия. Когда ребенок подрастает, взрослый наравне с ним участвует в сочинении сюжета игры или даже подчиняются его указаниям и регулирующим воздействиям.

        Л.С. Выготский считает, что наиболее благоприятным моментом для развивающих воздействий педагога на игру детей является стадия ее планирования – в начале игры или в конце, когда дети обычно договариваются, во что они будут играть на следующий день. Ученый отмечает, что сплошной мониторинг педагога может быть необходим только для отдельных детей или групп детей, имеющих проблемы в сфере общения со сверстниками. После того, как дети начали игру, участие взрослого может оказаться полезным, если он подскажет им новые темы для обсуждения или такие роли, которые им самим вряд ли пришли бы в голову. Необходимо помнить, что в начале игры нужно быть осторожным, чтобы не начать прямо направлять действия детей и руководить ходом игры. Следует лишь вносить предложения, которые инициируют поведение и увеличивают игровой потенциал. Иногда уместно помочь детям увидеть способы объединения в одной общей игре замыслов нескольких участников. Планирование не должно быть жестким – детям следует знать, что они имеют право менять свои изначальные проекты или вовсе отказываться от них.

        Важным моментом является завершение игры. Когда дети переносят игру на завтра и планируют ее дальнейший ход, они приобретают навыки саморегуляции, необходимые для дальнейшего развития. Воспитатель может способствовать этому процессу, обратившись, например, к детям с просьбой рассказать об их планах; он также может отобрать вместе с детьми и отложить отдельно необходимый для завтрашней игры реквизит или записать на листке бумаги высказываемые детьми намерения, чтобы на следующий день они могли воспользоваться этой «напоминалкой». Все это становится основой для возобновляющегося назавтра обсуждения. Воспитатель дает детям четко понять, что это только идеи, которые они всегда могут модифицировать. Такие пролонгированные игры представляют больше возможностей для формирования внутреннего плана действия и усложнения мыслительных процессов.

        Таким образом, в руководстве игровой деятельностью дошкольников воспитатель должен учитывать их разные возрастные особенности и правильно выбирать меру участия в ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

"Переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии её педагогического сопровождения"

Освоение педагогами ДОО принципа ФГОС ДО: «Игра- ведущая деятельность дошкольников». Как направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии е...

Педагогическое руководство организации прогулок

Данная работа описывает содержание и методику проведения прогулок с детьми дошкольного возраста....

Конспект педагогического совета "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею"

Конспект педагогического совета "Организация игровой деятельности дошкольников и руководство ею"...

Презентация к педагогическому совету «Организация и руководство опытно – экспериментальной деятельностью детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Консультация для педагогов дошкольной организации: «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Уважаемые педагоги, развитие речи у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их обучении и социализации.Ваша функция в формировании навыков речи у детей невероятно важна.В этой консультации м...