Игра как средство эмоционального развития дошкольника
статья на тему
Игра как средство эмоционального развития дошкольника
Современное общество ориентировано на развитие позитивной эмоциональной сферы ребенка. Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_sredstvo_emotsionalnogo_razvitiya_doshkolnika._statya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как средство эмоционального развития дошкольника
Современное общество ориентировано на развитие позитивной эмоциональной сферы ребенка. Воспитание чувств у ребенка должно служить, прежде всего, формированию гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является определенное соотношение интеллектуального и эмоционального развития [Э]. Эмоции - психологические процессы, связанные с непосредственной оценкой значимости для индивида действующих на него факторов, выражающихся в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей [К]. Первая разработанная трактовка эмоциональных явлений рассматривает - три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение- успокоение, направление-разрешение. Американский психолог У. Джемс в своей теории делит эмоции на “низшие” (эмоции, связанные с состоянием гнева, страха и т. д.) и “высшие” (например, эмоции, связанные с эстетическими потребностями). По мнению Д. Уотсона эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трёх основных формах: страха, ярости, любви. Ведущий польский психолог Я. Рейковский разработал теоретическую схему эмоции. Согласно этой схеме, эмоция - разновидность процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в протекании психических процессов и деятельности субъекта в целом. Отечественные психологи считают, что эмоциональные процессы - это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности. При этом выделяют три аспекта этих процессов: 1 . Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров) - особенность эмоций заключается в переживании событий и отношений.
2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев) - эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру.
з. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов) - эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания. Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями, с которыми его знакомят взрослые, выражая свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. В процессе такого взаимодействия ребенок получает эталоны человеческих отношений и ценностей: эмоционально принимая или отвергая те или иные предметы. Эмоции и чувства ребенка формируются в процессе его общения с взрослыми. Эмоциональная зависимость детей от взрослых сохраняется на всем протяжении дошкольного возраста. Сохранять хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия ребенок способен при положительном расположении к нему взрослого, радуясь и сопереживая вместе с ним. И наоборот, ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться, либо выплеснуть свою агрессию на сверстников в случае невнимательного от ношения взрослого. Общение со сверстниками также влияет на развитие эмоций и чувств дошкольников. В процессе совместной деятельности детей (игра, занятие, продуктивная трудовая и учебная деятельность) формируется потребность в общении со сверстниками, одной из особенностей которого является чрезвычайно яркая эмоциональная насыщенность. В общении и взаимодействии со сверстником проявляются такие чувства как сопереживание, соперничество, товарищество и дружба. В период дошкольного возраста у ребенка появляются новые интересы, мотивы и потребности, что, в свою очередь, влияет на эмоциональное развитие. Так, важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, способствующих развитию социальных эмоций и нравственных чувств. У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. В общении с взрослыми и сверстниками, в процессе игровой деятельности у дошкольников появляются чувства симпатии, сочувствия, сопереживания, а также развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Интерес детей к совместной деятельности, в частности, к игре, является началом позитивного развития широких социальных мотивов. По мнению Аникеевой Н.П., эмоциональная сторона взаимоотношений детей в игровой деятельности находит свое выражение в жестах, мимике и в совершенствующейся речи. Игра занимает центральное место в жизни дошкольника и обладает огромным потенциалом эмоционального развития. В игре важен не результат, а сам процесс, процесс вполне реальных переживаний, связанных с игровыми действиями в воображаемой ситуации. В игре происходит первичная социализация ребёнка, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. На сегодняшний день существует множество методик, выявляющих уровень эмоционального развития дошкольника. Например, «Адаптивная методика» для проведения обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду, целью, которой является получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми. Выявить уровень эмоционального развития ребенка можно и при анализе выполненных им заданий графических методик: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Кактус», «Страхи в домиках», выявляющих такие параметры эмоциональной сферы, как эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность. Для развития и коррекции базовых эмоций и чувств детей дошкольного возраста необходимо применять варианты игровых занятий и упражнений. Например, для знакомства с эмоцией радости на занятиях можно использовать упражнения «Кто как радуется», «После дождя», игры «День рождения» «Веселое путешествие», которые учат детей выражать положительные эмоции, используя объятия, улыбки, смех, радостные восклицания. Для преодоления страхов, уместно использовать такие игры как «Пчелка в темноте» - коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты; «Смешинки и злючки» - развитие умения распознавать эмоциональные состояния; «Волшебный мешочек» - снятие негативных состояний, вербальной агрессии. В работе с агрессивным ребенком уместно использовать психотерапевтические игры и упражнения, этюды, методы художественного творчества, танцевальной и двигательной терапии. Применение игр и упражнений способствует нормализации эмоциональной сферы, снижению эмоциональных барьеров и ведет к появлению высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения. Именно в процессе игровой деятельности дети обучаются языку эмоций и чувств, учатся понимать другого человека, устанавливать позитивные межличностные взаимодействия. При эмоциональном неблагополучии игра помогает дошкольнику преодолеть негативный эмоциональный фон, принять других сверстников как партнеров.
Список используемой литературы: 1. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь.- СПб.: «Прайм- Еврознак», 2003. 512с. — (Проект «Психологическая энциклопедия»). 2. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС, 1995.- 448с. 3. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция./ В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг.- М.: Издательство Моск. Университета, 1990.- 197 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная предметно-развивающая среда как средство эмоционального развития дошкольников.
В соответствии с ФГОС вопрос создания предметно-развивающей среды в ДОУ является важным и актуальным. Музыкальная предметно-развивающая среда может рассматриваться как средство развития эмоциональност...
Опыт работы " Нетрадиционные техники рисования как средство эмоционального развития дошкольников"
Теоретическое описание, практика, диагностика, результаты....
Сценарий мастер - класса для педагогов "Песочная терапия как средство эмоционального развития дошкольников"
Распространение опыта коррекционной работы педагога-психолога с дошкольниками. Знакомство с методами и приемами песочной терапии в работе с детьми....
Консультация для педагогов "Инсценирование художественных произведений, как средство эмоционального развития дошкольников"
Консультация для воспитателей детского сада "Инсценирование художественных произведений, как средство эмоционального развития дошкольников" (обзор педагогичесого опыта)....
Конкурсная работа "Певческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольника" (статья).
quot;Певческая деятельность как средство эмоционального развития дошкольника"...
Выступление на районном методическом объединении по теме "Подвижная игра как средство эмоционального развития дошкольника"
Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детскойдеятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогустимулировать двигательную активность каждого ребенка, учитывая егоиндив...
Статья "Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии..." в сборнике статей "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №17
Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии......