«Фольклор в экологическом воспитании дошкольников»
методическая разработка (младшая группа) на тему
«Фольклор в экологическом воспитании дошкольников»
1 слайд
Добрый день, разрешите представиться, Климович Наталья Юрьевна, воспитатель Муниципального бюджетного образовательного учреждения Неклюдовский детский сад «Рукавичка» городского округа горол Бор.
Вашему вниманию предлагается презентация опыта работы по теме «Фольклор в экологическом воспитании дошкольников»
2 слайд
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно решить используя фольклор в экологическом воспитании дошкольников, с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации во всех видах деятельности.
Работу по использованию фольклора в экологическом воспитании в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:
Социально-коммуникативное развитие
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в природе.
Познавательное развитие
развитие первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Речевое развитие
развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой
Художественно-эстетическое развитие
развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы, фольклора;
3 слайд
Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.
Начинала я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, сейчас я работаю в подготовительной группе и поэтому наряду с малыми фольклорными средствами я использую народные сказки, песни, поговорки, приметы.
Цель моей работе: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры средствами устного народного творчества.
Задачи:
1. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни через использование малых фольклорных форм.
2. Создать условия для развития речи младших дошкольников через активизацию и расширение словаря о природном и животном мире, многократного повторения, заучивания потешек, пальчиковых игр, стишков, пестушек и т.д.
3. Развивать чувство ритма, такта, умение повторить.
4. Вызвать положительное эмоциональное впечатление от специально созданных игровых ситуаций.
4 слайд
Эффективность экологического образования определяется:
Пониманием проблемы экологического воспитания
Владение методиками
Методическое и материально – техническое обеспечение
5 слайд
В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников использую следующие методы и приемы:
ñНаблюдение
ñЧтение художественной литературы
ñЗаучивание малых фольклорных форм
ñЧтение энциклопедий, рассказов экологической направленности с последующим обсуждением содержания
ñОпытно-экспериментальная деятельность
ñМетод проектов
ñПрактическая деятельность по уходу за растениями уголка живой природы
6 слайд
Народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершённой формой. Значение его огромно.
Формы использования фольклора
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике. Что мы и делаем в нашем ДОУ.
7 слайд
Большое внимание мы обращаем на труд детей в природе. Работа на огороде сопровождается чтением потешек, закличек, пением песен. Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнает животных, их крики, особенности поведения, познает окружающую его природу.
На прогулках во время наблюдений за явлениями природы мы знакомим детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет», «Птицы сидят, нахохлившись - к дождю». С помощью загадок воспитатель может превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие в познание окружающего мира.
Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека
Специально подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдением за живыми объектами в природе. Это обстоятельство хорошо чувствовали маститые детские писатели, на этой основе ими созданы замечательные детские произведения – сказки о природе.
Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихов помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники, где используются хороводные игры – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведение птиц, насекомых. Огонь – царь, Вода – царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки.
Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы ( заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе. Также совместно с детьми и их родителями мы сделали альбомы по всем временам года: зима, лето, осень, весна. В нем календарь русской природы (заклички, народные приметы, пословицы и поговорки, загадки). Это было частью проектной деятельности.
8 слайд
Таким образом, в ходе проведенной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они часто используют во время наблюдений за природными явлениями пословицы, поговорки и загадки.
-пополнилась предметно развивающая среда новыми дидактическими играми, альбомами, новой детской литературой по экологическому воспитанию дошкольников.
-обогатился словарный запас детей, образная и связная речь дошкольников Образный язык устного фольклора помогает нам воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту, своеобразие, неповторимость: желание беречь природу, понимать и любить её. Хочется закончить словами Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». И тогда, на мой взгляд, проблема нравственности в нашей стране будет решаться успешно.
Спасибо за внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Фольклор в экологическом воспитании дошкольников»
1 слайд
Добрый день, разрешите представиться, Климович Наталья Юрьевна, воспитатель Муниципального бюджетного образовательного учреждения Неклюдовский детский сад «Рукавичка» городского округа горол Бор.
Вашему вниманию предлагается презентация опыта работы по теме «Фольклор в экологическом воспитании дошкольников»
2 слайд
Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней - важнейшие задачи детского сада. Данную задачу можно решить используя фольклор в экологическом воспитании дошкольников, с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации во всех видах деятельности.
Работу по использованию фольклора в экологическом воспитании в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:
Социально-коммуникативное развитие
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в природе.
Познавательное развитие
развитие первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.
Речевое развитие
развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой
Художественно-эстетическое развитие
развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы, фольклора;
3 слайд
Учитывая особенности дошкольников, воспитательный процесс нужно строить так, чтобы он приносил радость. Поэтому в качестве одного из средств эмоционального отношения к природе можно использовать малые фольклорные формы: заклички, потешки. Так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе, отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах.
Начинала я работу по данной проблеме с младшего дошкольного возраста, сейчас я работаю в подготовительной группе и поэтому наряду с малыми фольклорными средствами я использую народные сказки, песни, поговорки, приметы.
Цель моей работе: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры средствами устного народного творчества.
Задачи:
1. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни через использование малых фольклорных форм.
2. Создать условия для развития речи младших дошкольников через активизацию и расширение словаря о природном и животном мире, многократного повторения, заучивания потешек, пальчиковых игр, стишков, пестушек и т.д.
3. Развивать чувство ритма, такта, умение повторить.
4. Вызвать положительное эмоциональное впечатление от специально созданных игровых ситуаций.
4 слайд
Эффективность экологического образования определяется:
Пониманием проблемы экологического воспитания
Владение методиками
Методическое и материально – техническое обеспечение
5 слайд
В своей работе по экологическому воспитанию дошкольников использую следующие методы и приемы:
- Наблюдение
- Чтение художественной литературы
- Заучивание малых фольклорных форм
- Чтение энциклопедий, рассказов экологической направленности с последующим обсуждением содержания
- Опытно-экспериментальная деятельность
- Метод проектов
- Практическая деятельность по уходу за растениями уголка живой природы
6 слайд
Народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершённой формой. Значение его огромно.
Формы использования фольклора
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
Воспитатель, владеющий фольклорным материалом, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании детей. Поэтому очень важно, использовать фольклорные средства на практике. Что мы и делаем в нашем ДОУ.
7 слайд
Большое внимание мы обращаем на труд детей в природе. Работа на огороде сопровождается чтением потешек, закличек, пением песен. Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнает животных, их крики, особенности поведения, познает окружающую его природу.
На прогулках во время наблюдений за явлениями природы мы знакомим детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить. Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время: «Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет», «Птицы сидят, нахохлившись - к дождю». С помощью загадок воспитатель может превратить серьезное занятие в увлекательное путешествие в познание окружающего мира.
Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека
Специально подобранная сказка будет хорошим дополнением к наблюдением за живыми объектами в природе. Это обстоятельство хорошо чувствовали маститые детские писатели, на этой основе ими созданы замечательные детские произведения – сказки о природе.
Русская народная песня – это итог наблюдений за окружающей природой. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка – это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихов помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы.
Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники, где используются хороводные игры – одно из народных праздничных действий, которое целиком связано с природой, так как проходило всегда на больших пространствах природного приволья. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведение птиц, насекомых. Огонь – царь, Вода – царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие они близки и понятны детям. Совместно с музыкальным руководителем мы проводили развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки.
Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы ( заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе. Также совместно с детьми и их родителями мы сделали альбомы по всем временам года: зима, лето, осень, весна. В нем календарь русской природы (заклички, народные приметы, пословицы и поговорки, загадки). Это было частью проектной деятельности.
8 слайд
Таким образом, в ходе проведенной работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они часто используют во время наблюдений за природными явлениями пословицы, поговорки и загадки.
-пополнилась предметно развивающая среда новыми дидактическими играми, альбомами, новой детской литературой по экологическому воспитанию дошкольников.
-обогатился словарный запас детей, образная и связная речь дошкольников Образный язык устного фольклора помогает нам воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть её красоту, своеобразие, неповторимость: желание беречь природу, понимать и любить её. Хочется закончить словами Белинского: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления». И тогда, на мой взгляд, проблема нравственности в нашей стране будет решаться успешно.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников
Неоценимую помощь в экологическом воспитании дошкольников оказывет фольклор. Фольклорные средства (загадки, пословицы, поговорки, сказки) помогают быстрее добиться успехов в обучении и воспитани...
Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников
Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края...
Роль мордовского фольклора в экологическом воспитании дошкольников
Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т.к. наиболее благоприятным...
Народный фольклор, как средство экологического воспитания дошкольников.
Народный фольклор, как средство экологического воспитания....
Семинар «Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников».
Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку любя,Берегите всех зверей внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя…Воспитание экологической культуры- одно из важных направлений всес...