КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
статья на тему
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные
изменения, которых не было с момента её создания.
В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона
об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование
становится первым уровнем общего образования. В связи с этим
существенным образом поменялось отношение к дошкольному образованию, как к ключевому уровню развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
Фролова В.Н.
МБДОУ «Детский сад №33 «Клубничка»
dou-33@yandex.ru
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного
возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а
совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую
готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие
дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду
отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной
деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального
образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие
требования к результатам освоения программы.
ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит
сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа
дошкольника.
Направленность содержания образования:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром, т.е. введение инклюзивного образования;
4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формирование предпосылок учебной деятельности;
6) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
7) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей
Сущность образовательной деятельности:
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на
современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры,
как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс
эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно –
обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной
деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для
детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность,
подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми
определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний,
умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с
детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».
Роль педагога заключается в следующем:
- Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости.
- Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.
- Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.
- Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.
- Основная модель организации образовательного процесса – совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка
Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры,
экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов,
мастерская и т.д Применяются в основном так называемые опосредованные методы
обучения (при частичном использовании прямых).
Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности,
связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не
предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние,
настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность
выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но
при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы,
программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться
частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о
композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и
приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.
Структура образовательной деятельности:
- систематичность и доступность изложенного материала;
- четкость, компактность и продуманность материала;
- большая информационная емкость;
- взаимосвязь интегрируемых предметов;
- добровольное присоединение детей к деятельности психологического и
дисциплинарного принуждения;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец занятия.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно – насыщенной (должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы);
- трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей) ;
- полифункциональной (возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды, наличие в Организации или Группе
полифункциональных - не обладающих жестко закрепленным способом употребления
предметов);
- вариативной (наличие в Организации или Группе различных пространств, а также
разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный
выбор детей; их периодическую сменяемость);
- доступной (доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам,
пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и
сохранность материалов и оборудования);
- безопасной (соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности
и безопасности их использования).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов
В консультации описаны формы работы образовательной деятельности, осуществляемой в разные периоды режимных моментов в ДОУ...
Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...
Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"
Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...
Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....
Методическое пособие для воспитателей «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнен...
Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности детей в ходе реализации режимных моментов"
На сегодняшний день обучение в детском саду осуществляется в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.Такой подход позволяет ...
Консультация для воспитателей: "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС ДОУ"
Образовательный процесс в ДОУ должен идти непрерывно, в течении всего дня, и не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Существуют различные варианты современных форм обучения...