КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
статья на тему

Фролова Вера Николаевна

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные

изменения, которых не было с момента её создания.

В связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона

об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование

становится первым уровнем общего образования. В связи с этим

существенным образом поменялось отношение к дошкольному образованию, как к ключевому уровню развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для воспитателей57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВАНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

Фролова В.Н.

МБДОУ «Детский сад №33 «Клубничка»

dou-33@yandex.ru

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного

возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а

совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую

готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие

дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду

отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной

деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального

образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие

требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит

сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа

дошкольника.

Направленность содержания образования:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия;


2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в

период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,

социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе

ограниченных возможностей здоровья);


3) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого

потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,

взрослыми и миром, т.е. введение инклюзивного образования;


4) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе

духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и

норм поведения в интересах человека, семьи, общества;


5) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового

образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,

физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,

формирование предпосылок учебной деятельности;


6) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,

 индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;


7) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей

Сущность образовательной деятельности:

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на

современном этапе это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры,

как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс

эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно –

обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной

 деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для

детейспециально организованная воспитателем специфическая детская деятельность,

подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми

 определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний,

умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с

 детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Роль педагога заключается в следующем:

  1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости.
  2. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.
  3. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.
  4. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.
  5. Основная модель организации образовательного процесса – совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры,

экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов,

мастерская и т.д Применяются в основном так называемые опосредованные методы

обучения (при частичном использовании прямых).

Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности,

связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.

Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не

предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние,

 настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность

выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но

 при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы,

программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться

 частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о

композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и

 приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Структура образовательной деятельности:

- систематичность и доступность изложенного материала;

- четкость, компактность и продуманность материала;

- большая информационная емкость;

- взаимосвязь интегрируемых предметов;

- добровольное присоединение детей к деятельности психологического и

дисциплинарного принуждения;

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

- открытый временной конец занятия.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно – насыщенной (должна соответствовать возрастным возможностям

 детей и содержанию Программы);

  • трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды в

зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и

возможностей детей) ;

  • полифункциональной (возможность разнообразного использования различных

составляющих предметной среды, наличие в Организации или Группе

полифункциональных - не обладающих жестко закрепленным способом употребления

предметов);

  • вариативной (наличие в Организации или Группе различных пространств, а также

разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный

выбор детей; их периодическую сменяемость);

  • доступной (доступность для воспитанников, всех помещений, где осуществляется

образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам,

 пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и

сохранность материалов и оборудования);

  • безопасной (соответствие всех  элементов требованиям по обеспечению надежности

и безопасности их использования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов

В консультации описаны формы работы образовательной деятельности, осуществляемой в разные периоды режимных моментов в ДОУ...

Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...

Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...

Консультация для воспитателей. Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Консультация для воспитателей.  Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО....

Методическое пособие для воспитателей «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО».

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнен...

Консультация для воспитателей "Организация образовательной деятельности детей в ходе реализации режимных моментов"

На сегодняшний день  обучение в детском саду осуществляется в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.Такой подход позволяет ...

Консультация для воспитателей: "Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов в соответствии с ФГОС ДОУ"

Образовательный процесс в ДОУ должен идти непрерывно, в течении всего дня, и не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Существуют различные варианты современных форм обучения...