методика рассматривания художественной живописи
методическая разработка (старшая группа) по теме
методика рассматривания художественной живописи знаменитых художников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4_2.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
“Методика работы по рассматриванию картин”
Составила
Воспитатель: Болдина Е.А.
г. Цимлянск.
В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни . Картина не только расширяет и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях , но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молодых и застенчивых .
Требования предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5 лет ) .
- Содержание картины должно быть детям доступно . На картине должно быть изображено то , что детям знакомо( по программе ) игры со знакомыми игрушками , некоторые домашние животные , дикие (заяц) . В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний .
- Композиция картины должна быть простой т.е. картины одноплановые.
- Количество персонажей от 1 до 4 .
Старший возраст (5-7лет ) .
- Содержание картин как правило детям не знакомо . С помощью картин детей знакомят с тем , что они не могут увидеть . Картина является источником новых знаний .
а ) труд взрослых
б) дикие животные.
- Композиция сложная , то есть многоплановая .
- Количество персонажей может быть достаточно большим .
Построение занятия и методика его проведения .
Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину воспитатель должен придумать какие знания он будет закреплять , какие знания будет давать детям .
- Подготовка к восприятию картины .
Детям предлагается для рассмотрения картины , которую они еще не видели. Картину не вносят в группу за ранние , ее показывают детям только после подготовки к восприятию .
Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов .
- Опора на опыт детей – беседа о том ,что с детьми происходило .
- Опора на знание детей – краткая беседа , уточняющая какие либо знания детей , имеющих отношение к сюжету картины .
- Использование небольших поэтических произведений , загадок.
Воспитатель может использовать несколько приемов . После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу - связку для плавного перехода к рассматриванию картины.
- Рассматривание картины
Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей , постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь к рассмотренному . Если на картине нет крупных персонажей , то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку , если же смысловая нагрузка персонажей одинакова , то начинают с того кто находится на переднем плане .
Приемы при рассматривании картины .
- Вопросы
- Работа над названием картины , кличками персонажей .
Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.
- Что вы видите на картине ? Например (на картине дети )
Что делают дети ? (Играют с матрешками )
- Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина .
Например а как играет М-К. М-К играет с матрешками , расставил чашки . Он хочет их покормить.
- Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему .
Эти вопросы заставляют детей думать ,размышлять, внимательно всматриваться в картину . Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.
- Вопросы для перехода от одного персонажу к другому . Итак , мы рассмотрели –как мальчик играет , а как девочка играет.
- Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом , вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте. В младшей и средней группе такой тип вопросов формируют очень просто .
Как вы думаете , что говорит мальчик ?
Что говорит девочка?
- Работа над названием картины .
Она проходит только после вопросов . В младшей и средней название говорит сам воспитатель .
В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.
- Ребята с именами и кличками .
В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям . В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило дети придумывают имена : клички животных . Детей нужно учить рассказывать о персонажах так , чтобы слушатели его сразу узнали . В конце рассматривания воспитатель говорит фразу , которой подводит итог .
Н-р. Сегодня мы узнали ,как Таня и Саша играют . После рассматривания воспитатель предлагает послушать , что они рассмотрели .
Рассказ воспитателя .
Это должен быть художественный рассказ а не простое перечисление объекта , поэтому к нему предъявляются следующие требования .
А) рассказ воспитателя должен быть длинным . Мл-ср. возраст –от 7 до 13 предложений . Старшие –подготовительные . 13-18 предложений .
Б) чтобы рассказ получился эмоциональным , в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь .
В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности , в которой шло рассматривание картины .
Г) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами , то их желательно включить в рассказ .
Д) в средней группе рассказ должен быть доступен для повторения его детьми, так как через неделю по этой картине детей будут учить составлять рассказ. Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение , которое подходит к содержанию картины. В этом случае требование к рассказу не учитывается .
Общие принцыпы обучению рассказыванию .
- Основной прием образец воспитателя, он показывает детям какой должен быть рассказ по объему ,какова последовательность изложения.
Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале занятия, повторяя его ,дети учатся составлять рассказ . Если при повторении образца , дети включают свое , воспитатель за это их хвалит , поощряя творчество . В старшей группе образец дается в конце занятия что бы показать детям , как еще можно было составить рассказ , что бы дети смогли сравнить свои рассказы с рассказами воспитателя.
- Приемы указания к составу рассказа .
Перед тем как дети начнут составлять рассказы, воспитатель обязательно должен дать указания с чего начать , о чем говорить в середине и как закончить .
- Прием, анализ детских рассказов после оценки воспитатель должен сказать почему рассказчик молодец, что хорошего было в его рассказе
Анализ должен даваться после каждого рассказа , что бы дети стремились подрожать тому , за что похвалили и избегать ошибок .
Что воспитатель отмечает в детских рассказах .
- Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного .
- Внимательность .
- Полноту рассказа (начало , середина, конец).
- Последовательность.
- Выразительность изложения.
4-й прием подсказывает воспитатель .
Старший возраст .
Рассматривание картины
“Грачи прилетели “ ( Саврасова ) .
Тает снег
Ожил ручей
День прибывает
Когда это бывает (весной) .
Послушайте стихотворение Плещеева “Весна”
Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою
Чиста небесная глазурь
Теплей и ярче солнце стало
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала
После долгой зимы просыпается под солнечными лучами земля , тает снег, появляются проталинки . Встрепенулись деревья, освободившись от зимнего сна . Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи .
Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине .
(Он увидел , как на березы опустилась стая грачей , как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда )
Расскажите о грачах , что они делают (поправляют, ремонтируют гнезда внизу у корней березы , грач нашел веточку и держит ее в клюве . Грачи радостные , веселые, шумливые . Они громко кричат , делятся впечатлениями , о далеком путешествии на свою любимую Родину . Они счастливы , что вернулись домой . Они рассказывают друг , другу о своих планах на будущее . Как обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов , будут их учить летать .
Почему грачи выбрали это место для гнезда ( здесь спокойно, тихо, красиво ) это окраина села , видно несколько деревянных домиков за домами видна равнина с потемневшим снегом , вдалеке лес .
Какие деревья выбрали грачи ( грачи выбрали старую , корявую березу . Она толстая, ветви упругие . Гнезда надежно укреплены . Когда распустится листва , гнезд не будет видно в кроне дерева.
Ребята а если на картине солнце ?
Как вы догадались ? Оно скрылось за облаками . Оно еще не яркое , ленивое.
Чуть-чуть просвечивает сквозь облака .
Облако нежно желтого цвета . Чувствуется что снег тает под теплыми лучами солнца . Солнце то выглянет, то спрячется . Что можно сказать о небе ? Какое весеннее небо ? Небо покрыто голубовато-серыми тучами , (пушистые, задумчивые, хмурые )
Ребята скажите , вы видите снег , (потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим ) .
Ребята , я предлагаю вам “Войти в картину “ Что вы чувствуете , когда смотрите на картину . ( Немного холодно , легкая печаль по уходящей зиме , чувствуется свежесть .
Вам понравилась картина ?
Кто желает составить рассказ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения художественно-эстетической деятельности по рисованию
для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Методика рассматривания картин с дошкольниками"
Методические требования к рассматриванию картин дошкольниками....
Задачи и методика развития художественно-эстетических умений в процессе рисования
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления от...
Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы .
Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы ....
консультация "Методика рассматривания картин" (пейзаж, натюрморт, портрет)
закрепить методику рассматривания картин...