Сценарий круглого стола
методическая разработка на тему
«Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемого ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krug_stol_gend_podhod.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад №124»
СЦЕНАРИЙ
Круглого стола с участием педагогов,
с применением здоровьезберегающих
и психолого – педагогических технологий
Тема: «Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемого ФГОС ДО»
Подготовила:
старший воспитатель
Шраменко М.П.
Сентябрь 2015 г.
Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать
Ж.-Ж. Руссо
Приветствие
Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались с тем, чтобы посвятить время изучению весьма актуальной проблемы современной науки — и психологии, и педагогики — вопросу гендерного воспитания и обучения в условиях ДОУ. Надеюсь, что встреча будет не только информационно насыщенной, но и интересной, доступной, а главное — познавательной и продуктивной, то есть мы с вами сможем привнести что-то новое, разумное, полезное в свою педагогическую практику — работу с детьми.
Основная часть круглого стола
Ведущий: - Наш сегодняшний круглый стол посвящен вопросам полоролевого воспитания дошкольников, его главная цель — расширить представления педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнить представления о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания. Сегодня мы попытаемся за небольшой отрезок времени увидеть многое:
-понять проблему полоролевого воспитания, осознать его важность;
-узнать, как создать оптимально насыщенную (но без чрезмерного обилия) и многофункциональную предметно-развивающую среду в групповом помещении;
-продумать, какие темы найти для бесед с девочками, с мальчиками, как придумать ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и мальчиков, и девочек;
-поговорить о разнообразных формах работы с родителями воспитанников.
- Давайте выясним, знаете ли вы, в чем разница между половым воспитанием и полоролевым? Дайте, пожалуйста, определения этим двум понятиям.
Воспитатели совещаются 2 минуты и дают определения.
Ведущий: — В современных исследованиях термин «полоролевое воспитание» нередко употребляется как синоним полового воспитания. Однако полоролевое воспитание существенно отличается от сексуального. В английском языке существуют два понятия: «sex» — пол биологический и «gender» — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Первый термин применим в том случае, когда идет речь об изучении биологических особенностей — строения тела, половых функций человека.
-Л. П. Бочкарева трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни»
- Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Во многих странах существует проблема воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. В настоящее время эта проблема настолько очевидна, что ее актуальность определена не только на федеральном, но и на международном уровне.
Вопрос педагогам: Как вы думаете, важно воспитывать юное поколение в соответствии с его полом?
Высказывания воспитателей.
Ведущий: - Во всем мире стало очевидным: от воспитания детей с учетом их гендерных особенностей зависит будущее нации и страны. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
- Осуществление полоролевого воспитания в детском саду поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые бывают при безнравственном подходе к будущему; обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.
-Образовательный процесс в ДОУ в настоящее время сопровождается определенными трудностями, связанными с несоответствием традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приемов педагогической деятельности и современных требований к ним; состоянием предметно-развивающей среды ДОУ и необходимым набором игрового, дидактического оборудования способностью педагогов к инновационной деятельности и значительной потребностью внедрения инновационных подходов в систему дошкольного образования. Инновационный подход в рамках личностно-ориентированного образования является двигателем педагогики в целом.
- Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Требования к реализации гендерного подхода в дошкольном образовательном учреждении представляются в следующих изменениях образовательного процесса.
- Создание условий для полноценного физиологического развития разнополых детей с учетом половых различий.
- Проведение дифференциации видов деятельности разнополых детей (создание условий для занятий мальчиков «мужским» ремеслом, для занятий девочек — рукоделием).
- Учет гендерной составляющей игр и игрушек разнополых детей (полноценный набор игрового материала в соответствии с возрастными особенностями).
- Предоставление детям возможности для постоянной позитивной трансляции собственного опыта.
- Выявление и контроль принципов и качества усвоения знаний разнополыми детьми.
- Обеспечение оптимального выбора форм, методов, средств обучения разнополых детей.
- Создание условий для позитивной трансляции гендерного опыта педагога в ДОУ.
- Учет педагогом гендерной составляющей во взаимоотношениях с ребенком.
В полоролевом воспитании дошкольников очень важно, как будет проходить подготовка детей к социальной жизни. Существуют нормы, которые играют роль негласных законов жизни. Родители и педагоги с детства стараются их прививать. Сейчас вы попытаетесь изменить форму высказываний, чтобы содержание дошло до самого сердца ребенка.
Например, «Девочки должны носить юбки». А можно сказать так: «В юбках девочки становятся красивыми и привлекательными. Все наши бабушки и прабабушки носили юбки. Это женская одежда. Видя человека в юбке, всегда определишь, что это настоящая женщина».
Предлагаю вам изменить фразы:
— «Надо быть аккуратной девочкой».
— «Надо девочек защищать».
— «Надо слушаться родителей».
— «Надо помогать маме».
Воспитатели выполняют задание.
Ведущий: - Одним из ведущих условий формирования позитивной половой идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов поведения выступает развивающая предметно-пространственная среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения.
Роль взрослого заключается в том, чтобы направить усилия детей на использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Ученые установили, что особая роль в полоролевом воспитании девочек и мальчиков принадлежит сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен осуществляться тщательно. А что делать, если девочка или мальчик взяли игру или игрушку «не для него»?
Предлагаю вам такое Задание. В коробке несколько предметов. Выберите предмет и придумайте, в какую игру с этим предметом можно играть девочке, а в какую — мальчику (корабль, самолет, веревка, кастрюля, больничный халат, автомобиль)
Выполняют задание.
Ведущий: — Для полноценного воспитания ребенка важно, чтобы родители были заинтересованы в вопросе гендерного воспитания детей. Повышать уровень компетентности по полоролевому воспитанию и развитию у родителей необходимо. Это подтвердило анкетирование, которое было проведено в нашем ДОУ. Анализ анкетирования родителей.(приложение 1 )
Закрепление полученной информации, «мозговой штурм».
«Какие качества необходимо будущим мужчине/женщине»
Цель — выявить и обогатить знания воспитателей о позитивных качествах мужественности и женственности. (приложение 2)
Воспитатели выполняют задание.
А теперь хотелось бы побеседовать с вами о стереотипах, связанных с гендерным воспитанием. Я буду зачитывать стереотип, вы - комментировать.(приложение 3)
Дискуссия на тему: «Стереотипы в гендерном воспитании»
Ведущий: - На этом наш круглый стол практически завершен. Большое спасибо всем за плодотворную работу.
Последний вопрос: поможет ли то, о чем мы сегодня говорили, обсуждали, придумывали, в организации полоролевого воспитания в вашей группе? Поставьте, пожалуйста, отметку круглому столу по 5-балльной шкале.
Ведущий раздает чистые карточки и маркеры на каждый стол, участники выставляют отметки.
Ведущий: - Какую бы программу мы ни выбрали, давайте помнить, что главное наше призвание — это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас. И пусть, когда наши воспитанники станут взрослыми мужчинами и женщинами, папами и мамами, они будут счастливыми.
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Для совершенствования работы ДОУ по теме «Воспитание детей с учетом их полоролевых особенностей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» предлагаем вам ответить на вопросы.
1. Ваше имя, возраст, образование (желательно)
2. Кто, по вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (подчеркните): родители, воспитатели, учителя школы, друзья, специальные службы, другое.
3. С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения,
свойственными представителям его пола?
4. Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении вы считаете наиболее рациональным (подчеркните) — раздельное (мальчики и девочки учатся в разных учебных заведениях) или совместное?
5. Какой вид обучения и воспитания в школе вы считаете наиболее рациональным (подчеркните) — раздельное (мальчики и девочки учатся в разных учебных заведениях) или совместное?
6. Нужно или нет, по вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками
и отдельно с девочками и почему?
7. Испытываете ли вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с решением вопросов полового воспитания детей, с учетом их пола?
8. Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания вы считаете наиболее приемлемыми для вас (подчеркните): родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитации, другое.
9. Какие черты характера следует формировать у девочек?
10. Какие черты характера следует формировать у мальчиков?
11. Считаете ли вы тему данного исследования актуальной и почему?
Благодарим за помощь!
Приложение 2
Качества | Методы и приемы воспитания | Особенности наполнения развивающей среды |
Мужские 1. 2. | ||
Женские 1. 2. |
Приложение 3
Стереотип 1. Девочки послушнее мальчиков. На самом деле, если девочки и послушнее мальчиков, то только в раннем возрасте. И если продолжать навязывать такой стереотип дочери и дальше – в итоге мы получим совершенно безынициативное и безвольное существо, которое не сможет постоять за себя, особенно если агрессором будет выступать мужчина – ведь она девочка, а значит, должна быть послушна.
Стереотип 2. Девочки больше любят природу: различных животных и более склонны о них заботиться. Наука пока никак не подтвердила эту установку. Если и можно согласиться с этим стереотипом – то, в лучшем случае, если речь идет о детях 6-9 лет – да и то не всегда. Бывает и так, что большую заботу к больным, несчастным животным испытывает мальчик.
Если же следовать такой установке – то мальчик, действительно любящий животных, будет просто бояться своих проявлений нежности – и действовать абсолютно противоположным способом. А потом мы, конечно, искренне удивимся, откуда в нашем сыне столько злобы по отношению к щенку на даче, и зачем он привязал к хвосту котенка консервную банку?
Стереотип 3. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят логически. Это абсолютно неверно. На самом деле способность решать сложные задачи и мыслить логически никак не зависит от пола ребенка. Действуя таким образом, мы в очередной раз подчеркиваем превосходство мальчиков над девочками.
Стереотип 4. У мальчиков выше потребность отличиться перед другими. На самом деле это верно лишь отчасти. До наступления переходного периода мальчики и девочки обладают примерно одинаковым стремлением отличиться и заслужить похвалу. С наступлением переходного периода мальчики действительно все свои силы направляют на то, чтобы выделиться отличиться перед другими. Девочки же становятся более целенаправленными и, в отличие от мальчиков, думают о будущем и планируют что-то. И именно по этой причине чуть позже, могут возникнуть конфликты: он будет казаться ей безалаберным и безответственным, а она будет его раздражать желанием все распланировать.
Стереотип 5. Мальчикам легко даются точные науки.На самом деле такой зависимости нет и никогда не было. Все зависит только от того, куда подтолкнуть ребенка – а обычно мальчиков как раз толкают к математике-информатике-физике, а девочек – к русскому языку-литературе-танцам. А теперь представьте, как тяжело приходится девочке, обладающей способностями к точным наукам, которой все вокруг говорят, что это «не женское дело»? Как Вы думаете, насколько велика вероятность, что она, поддавшись всеобщему давлению «зароет» свои таланты?
Стереотип 6. Девочки более чувствительны, тяжелее переносят боль, страдание. На самом деле все с точностью до наоборот! Именно мужчины тяжелее переносят боль, им сложнее дается сохранение самообладания в некоторых ситуациях. Но, «благодаря» воспитанию, они, как правило, сдерживают слезы, делают вид, что им не больно, и строят из себя «железных парней» - ведь «мужчина не должен плакать»! таким образом, с самого раннего детства, мы заставляем наших сыновей сдерживать себя, считая проявления чувств чем-то низким, недостойным мужчины. А ещё одним доказательством выносливости девочек служит то, что рожают все-таки не мужчины, а женщины.
Стереотип 7. Девочки способны лучше выразить свои мысли.Это верно лишь отчасти, так как до переходного периода разницы в способности выражения мыслей у мальчиков и девочек не наблюдается. С наступлением переходного периода девочки действительно в большинстве случаев лучше пишут и говорят. Но это не значит, что нужно с ранних лет навязывать своему сыну, что он никогда не сможет стать великим оратором или писателем – ведь, как известно, древние ораторы были исключительно мужчинами, да и писателей-мужчин мы знаем немало.
Стереотип 8. Мальчики лучше воспринимают информацию зрением, а девочки – на слух. Множество исследований показало, что развитие зрительной и слуховой памяти от пола не зависит – существуют только индивидуальные особенности. Наверное, не стоит объяснять, к каким проблемам может привести навязывание такого рода стереотипов своему ребенку?
Стереотип 9. Пространственное ориентирование у мальчиков лучше.До переходного возраста эта способность никак не различается в зависимости от пола. С началом переходного возраста у мальчиков действительно наблюдается лучшая ориентация в пространстве. Но это совсем не значит, что Ваша дочь никогда не сможет стать путешественницей, исследователем тундры или пещер. История знает немало случаев, когда именно женщины показывали наилучшую способность ориентироваться в пространстве и находить выход.
Cтереотип 10. Мальчики более агрессивны, чем девочки. Если мальчики когда-то и становятся агрессивнее девочек, то это в 2-3 года, когда у ребенка происходит формирование устойчивых черт личности и он стремится к самоутверждению. На самом же деле агрессия может проявляться как у девочек, так и у мальчиков. А внушение детям такого стереотипа приведет только к тому, что агрессию в свою сторону девочка будет воспринимать как должное, а мальчик будет считать нормальным явлением приступы своей агрессии.
Стереотип 11. Девочки более спокойны, а мальчики – активны. Зависимости активности от пола ребенка исследователи не замечали. Такой стереотип могло сформировать то, что мальчики чаще дерутся в детском возрасте, а девочки обычно ведут себя тише. Но это не значит, что девочки не могут заниматься спортом или сплавляться на байдарках, а мальчики не в силах сидеть дома за роялем или книгой.
Стереотип 12. Девочки общительнее мальчиков, они больше любят большие шумные компании. На самом деле девочки обычно любят компании 1-2 подруг, а вот мальчики, напротив, объединяются в большие группы, да и к коллективным играм они склонны больше. А установки, навязываемые родителями девочкам-интровертам или мальчикам-экстравертам, могут просто поломать личность ребенка.
Стереотип 13. Девочки ласковее мальчиков. На самом деле, порой мальчикам нужна забота и ласка не меньше, чем девочкам. Кроме того, мальчики тоже способны дарить ласку, другое дело, что им не всегда дают такую возможность. Поэтому в более старшем возрасте мы получаем угрюмых, грубых мужчин и разочарованных женщин. Но есть в этом стереотипе и рациональное зерно – девочкам нужна, прежде всего, забота, а мальчикам – одобрение и поддержка. С этим будет связан следующий стереотип.
Стереотип 14. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности. На самом деле, этот стереотип можно понять двояко: с одной стороны, мальчики чаще подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, а девочки более самоуверенны и могут настоять на своем. Но все, в конечно счете, зависит от родителей. Не просто так было сказано выше, что мальчикам нужна поддержка. Дело в том, что когда мальчик будет чувствовать поддержку со стороны близких людей и друзей – он сможет сделать намного больше, главное, чтобы ему дали это сделать самостоятельно!
Стереотип 15. Под чужое влияние чаще попадают девочки. Этот стереотип не имеет под собой никакой научной основы. Практика показывает, что, напротив, мальчики больше зависят от мнения компании, что обязательно необходимо иметь в виду при воспитании сына.
Стереотип 16. Предприимчивость более развита в мальчиках. До переходного возраста разницы между мальчиками и девочками в предприимчивости нет. Но позже более сообразительными и активными становятся девочки. Поэтому родители, «бьющие по рукам» предприимчивую девочку или ждущие от сына активных действий, на которые он пока не способен, «одаривают» ребенка еще одним комплексом.
Стереотип 17. Девочки – трусихи, мальчики – смельчаки. Этот стереотип связан со стереотипом о выносливости и чувствительности мальчиков и девочек. На самом деле девочки совсем не так трусливы, как думают родители. Благодаря своей силе и выносливости, они вполне могут преодолеть страх, но родители, сами того не осознавая, культивируют в дочерях эту боязливости и беспомощность, придерживаясь этого стереотипа. То же самое, только в обратном смысле, делают родители мальчиков, считая его тюфяком, если он боится паука или темноты.
Стереотип 18. Комплекс неполноценности чаще встречается у девочек. На самом деле нет. Девочки не стремятся самоутвердиться, не ждут поддержки и одобрения, как мальчики – поэтому у них реже бывает комплекс неполноценности. Кроме того, девочки легче приспосабливаются к различного рода жизненным ситуациям, часто бывают более самостоятельны. Поэтому бояться появления комплекса неполноценности стоит родителям мальчиков.
Стереотип 19. Соперничество между девочками – редкое явление. Вроде бы, с одной стороны, да – мальчик ведь нуждается в самоутверждении. Но, с другой стороны, все зависит от личности. Бывает и соперничество между мальчиками, и соперничество между девочками (особенно если между ними становится мальчик). Так что родителям, воспитывающим как мальчика, так и девочку, необходимо обращать внимание на такие проявления.
Стереотип 20. Мальчики лучше справляются с творческой работой, а девочки – с монотонной. В наличии/отсутствии творческих способностей половая принадлежность не играет никакой роли. А следование этому стереотипу может отрицательно повлиять на воспитание Вашего ребенка? Разве справедливо, что мужчинам отдается вся интересная работа, а женщинам остается механическая и скучная. Усугубляется все в том случае, если Ваш сын не имеет никаких творческих способностей, а его заставляют писать рассказы, а дочь, у которой задатки великой художницы, заставляют клеить конверты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Любознательность не порок»
Цели:Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.Форма проведения:Круглый стол....
СЦЕНАРИЙ «КРУГЛОГО СТОЛА» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ»
Цель: способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе....
СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Любопытство - не порок»
Альтернативные формы работы с родителями...
Сценарий круглого стола "Стремимся к бесконфликтному общению"
Психолого -педагогическая работа с врспитателями...
Сценарий круглого стола с участием педагогов
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО...
Сценарий круглого стола (с элементами тренинга) «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников»
Цель данного мероприятия: обсудить проблемы и опыт организации психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников, итоги адаптации....
СЦЕНАРИЙ Круглого стола с участием педагогов Багратионовского городского округа, с применением психолого – педагогических и информационно - коммуникативных технологий.
laquo;Создание условий для развития и воспитания дошкольников. Опыт внедрения ФГОС»...