Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему

Данная статья посвящена основам сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС в ДОУ»

Автор работы

Золотницкая Наталья Михайловна

ГБДОУ № 12 Красногвардейского р-на СПб

Санкт-петербург

2016 г.


Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, от уровня которого зависит успешность умственного, физического и эстетического воспитания детей.

Сенсорное развитие (от лат. sensus - чувство, ощущение) - это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, величине, форме, запахе, вкусе и т.д.

Младший дошкольный возраст является восприимчивым для сенсорного развития детей, для которого необходимо организовать содержательную, результативную деятельность, использовать в дидактическом процессе различные средства и формы.

Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы целенаправленно формировать у  детей эталонные представление о цвете, форме, величине предметов, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и т.д. Действия соотнесения предмета с эталоном помогают систематизировать те знания, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Именно эти знания делают окружающий мир целостным и постоянным.

Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:

  1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.
  2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
  3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.

        

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется посредством дидактических игр, упражнений, изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), конструирования, игровой деятельности т.к. играя ребенку легче запомнить.

Необходимо знакомить детей с дидактическими играми и правилами этих игр;

воспитывать познавательный интерес, любознательность; упражнять в установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; развивать мелкую моторику рук.

Особое внимание необходимо уделять подбору сенсомоторных объектов, влияющих на развитие зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса, безопасных для жизни и здоровья детей.

Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами; мозаиками и пазлами; кубиками; конструктами; строительными наборами и т. д.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации образовательной деятельности. Во время игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.  

Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение.

Необходимо, чтобы через игру дети научились обследовать предметы, выделяя их признаки. Научились соотносить предметы по форме, цвету и величине; устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название.

Дети накапливают сенсорный опыт с помощью практических действий: наложением фигур, прикладыванием, переворачиванием, сопоставлением элементов фигур, ощупыванием, рисованием. Воспитатель обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов во время игр. Педагог создает условия для закрепления у детей, в самостоятельной игре, представлений о величине, форме и т.д.

Для того чтобы ребенок лучше усвоил все то что дают ему в детском саду с ним дома должны заниматься и родители.

Родителям необходимо предоставить методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, по созданию условий проведения дидактических игр, и дать консультацию по изготовлению дидактических игр.

Таким образом, в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, по сенсорному развитию, ставятся следующие задачи:

- формирование сенсорных способностей у дошкольников посредством образовательной деятельности;

- формирование у дошкольников сенсорных эталонов;

- формирование у дошкольников умений самостоятельно применять сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

Сенсорное развитие, не только является основой общего умственного развития ребенка, но и имеет, в значительной степени, прикладное значение, поскольку полноценное восприятие внешних свойств предметов необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Список использованной литературы

  1. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2009 г.
  2. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Презентация была подготовлена в рамках мастер класса для родителей  «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях», который помог им, с минимальным...

Влияние предметно - развивающей среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.

Доклад.Влияние предметно-пространственной среды на сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ.Дошкольное детство особый период становления органов и систем и прежде всего фун...

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей  младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...

Картотека дидактических игр для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры на развитие восприятия цвета

Одним из видов игровой деятельности выступает дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к протекающей жизни понимаемыми ими формах умственной и активной игровой деятельности, моральных и эстетич...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...