Развитие эмоций детей в совместной с педагогом деятельности
учебно-методическое пособие (средняя, старшая группа) по теме

Иваровская Светлана Михайловна

Игровые пособия для развития эмоций детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsiy_rebenka_d_igry_pravlenoe1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Автор - Иваровская Светлана Михайловна, Воспитатель ГДОУ №106 Невского района Санкт-Петербурга

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, выполняют регулирующую и охранную функции, препятствуют совершению того или иного поступка из чувства страха, отвращения или стыда.

 Имея относительно богатый эмоциональный опыт, ребёнок-дошкольник довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Понимая свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников, ребенок может выразить свое отношение к ним. Таким образом, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию ребенка, побуждают к определенным поступкам, окрашивают его поведение в целом. Эмоции способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы ребенка, очень актуальна и важна. Развить новые качества поведения ребенка, обогатить и усовершенствовать его эмоциональный опыт поможет игра.

Предлагаю вашему вниманию игровые пособия для развития эмоций ребенка в совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста. 

Игра «Полянка настроений»

Задача: развитие способности определять свое настроение и соотносить с той или иной эмоцией.

Материал: цветы с изображением различных эмоций, фотографии детей на капельках.

Описание: на функциональном панно расположены цветы с изображением на них эмоциональных состояний, которые чаще преобладают в группе. Приходя в детский сад, ребенок прикрепляет свою капельку-фотографию на лепесток того цветка, которому соответствует его настроение. В течение дня, ребенок может переставлять свою фотографию в зависимости от того, как меняется его эмоциональное состояние.

Игровое пособие «Театр настроений» 

Дидактические задачи: 1) развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям; 2) упражнять детей в изображении различных эмоций, используя жесты, движения, голос; 3) обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.

Материал: цветы со схематическим изображением эмоций, картинки с различными эмоциональными состояниями людей.

Описание: данное пособие является основой для игр, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка.

Игра 1 «Угадай эмоцию»

Описание: на столе, картинкой вниз, выкладываются цветочки-пиктограммы. Дети, по желанию берут любой цветочек, не показывая остальным. Задача – узнать по схематическому изображению эмоцию и изобразить ее с помощью мимики и голосовых интонаций. Дети-зрители должны угадать, какую эмоцию переживает и изображает ребенок.

Игра 2 «Поговорим о настроении»

Описание: воспитатель обращает внимание детей на то, что очень разное выражение лиц можно увидеть в магазине, автобусе, парке, театре. Просит назвать известные им эмоциональные состояния. Затем показывает вырезанные из журналов изображения людей. Дети к каждой картинке подбирают соответствующий цветочек-пиктограмму.

Игра 3 «Раз, два, три – нужное место найди»

Описание: воспитатель располагает в разных местах цветы-пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.

Игра 4 «Найди эмоции-противоположности»

Описание: дети выбирают цветок и подбирают к нему цветок с противоположной эмоцией. Например, радость-грусть, веселье-горе, доброта-гнев, удивление-безразличие.

Вариант использования пособия: цветочки-пиктограммы можно использовать в работе над сказкой. Воспитатель называет различные ситуации из сказки, дети отгадывают настроение и поднимают нужный цветок- пиктограмму.

Игровое пособие «Путешествие Божьей коровки» 

Дидактические задачи: 1) развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, объединять разные изображения единым сюжетом; 2) развитие воображения, фантазии, связной речи; 3) развитие способности чувствовать настроение в музыке.

Материал: декорированное фанерное основание с расположенными на нем цветами-настроениями, цветные резинки, игрушка Божья коровка.

Описание: детям предлагается игровое пособие с расположенными на нем цветами-настроениями.  

-Маленькая божья коровка первый раз в своей жизни отправилась в большое путешествие. Пролетая над цветочной поляной, она увидела, что у всех цветов разное настроение. Божьей коровке захотелось опуститься и узнать, что повлияло на настроение каждого цветочка.

- Как вы думаете, дети, какую историю могла услышать божья коровка, опустившись на весёлый цветочек? На печальный цветок? На цветок сердитый? Цветочек, всему удивляющийся?

-Что сказала божья коровка сердитому цветочку?

-Как приободрила печальный цветок?

-Какими словами успокоила испуганный цветок?

-Как утешила грустный цветочек?

-Изменилось ли настроение у этих цветов?

-Найдите цветы с противоположным настроением и соедините их резиночками.

Цветочкам не хотелось отпускать божью коровку, и они придумали для неё музыкальную игру.

Каждый цветочек начинал звучать, а божья коровка безошибочно  угадывала, какому цветочку принадлежит музыка. А вы угадаете?

Воспитатель включает отрывки из музыкальных произведений

- П.Чайковский «Времена года. Масленица» (Радость); «Времена года. Осенняя песнь» (Печаль).

- С. Прокофьев «Гавот из Классической симфонии» (Удивление); «Мимолетность» (Страх)

- М.Глинка «Марш Черномора из оперы Руслан и Людмила» (Гнев).

Дети угадывают настроение музыки и усаживают божью коровку на цветок с соответствующим настроением.

-А теперь вспомните, какой путь проделала божья коровка, угадывая музыкальное  настроение цветочков, и резиночками проложите его. (Дети последовательно соединяют цветы-эмоции, соответствующие музыкальным отрывкам).

Цветочкам ещё хотелось поиграть с божьей коровкой, но день клонился к вечеру, и наша путешественница поспешила домой.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-эмоциональное развитие детей в организованной образовательной и совместной с педагогом деятельности ( из опыта работы)

В статье описывается воспитательное значение правильно организованной, целенаправленной, систематической работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников и итоги работы воспитателя в данном на...

Развитие диалогической речи ребенка на занятиях и в совместной с педагогом деятельности.

В статье дается понятие "диалогической речи", описывается необходимость ее развития у детей дошкольного возраста и даются практические советы....

Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна» Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности.

Комплексно – тематическое планирование по  теме «Ранняя весна»Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности....

Консультация для воспитателей «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности»

Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельностиЭмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «централь...

Развитие связной речи детей в совместной работе педагогов и родителей (конспект театрализованного, познавательного досуга для детей и родителей.

Привлечение детей и родителей к совместной театрализованной деятельности, формирование интереса к русской народной сказке...

Цикл конспектов индивидуальной совместной деятельности по развитию у детей сенсорных представлений и конструктивной деятельности с использованием технологии развивающей игры

В данной методической разработке представлены задания для формирования сенсорных представлений с использование технологии развивающей игры для детей с нарушением интеллекта первого-второго года обучен...

Консультация для педагогов Игры, инсценировки для развития эмоций детей

Консультация для педагогов Игры, инсценировки для развития эмоций детей...