Развитие эмоций детей в совместной с педагогом деятельности
учебно-методическое пособие (средняя, старшая группа) по теме
Игровые пособия для развития эмоций детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsiy_rebenka_d_igry_pravlenoe1.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор - Иваровская Светлана Михайловна, Воспитатель ГДОУ №106 Невского района Санкт-Петербурга
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, выполняют регулирующую и охранную функции, препятствуют совершению того или иного поступка из чувства страха, отвращения или стыда.
Имея относительно богатый эмоциональный опыт, ребёнок-дошкольник довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Понимая свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников, ребенок может выразить свое отношение к ним. Таким образом, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию ребенка, побуждают к определенным поступкам, окрашивают его поведение в целом. Эмоции способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы ребенка, очень актуальна и важна. Развить новые качества поведения ребенка, обогатить и усовершенствовать его эмоциональный опыт поможет игра.
Предлагаю вашему вниманию игровые пособия для развития эмоций ребенка в совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Полянка настроений»
Задача: развитие способности определять свое настроение и соотносить с той или иной эмоцией.
Материал: цветы с изображением различных эмоций, фотографии детей на капельках.
Описание: на функциональном панно расположены цветы с изображением на них эмоциональных состояний, которые чаще преобладают в группе. Приходя в детский сад, ребенок прикрепляет свою капельку-фотографию на лепесток того цветка, которому соответствует его настроение. В течение дня, ребенок может переставлять свою фотографию в зависимости от того, как меняется его эмоциональное состояние.
Игровое пособие «Театр настроений»
Дидактические задачи: 1) развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям; 2) упражнять детей в изображении различных эмоций, используя жесты, движения, голос; 3) обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.
Материал: цветы со схематическим изображением эмоций, картинки с различными эмоциональными состояниями людей.
Описание: данное пособие является основой для игр, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка.
Игра 1 «Угадай эмоцию»
Описание: на столе, картинкой вниз, выкладываются цветочки-пиктограммы. Дети, по желанию берут любой цветочек, не показывая остальным. Задача – узнать по схематическому изображению эмоцию и изобразить ее с помощью мимики и голосовых интонаций. Дети-зрители должны угадать, какую эмоцию переживает и изображает ребенок.
Игра 2 «Поговорим о настроении»
Описание: воспитатель обращает внимание детей на то, что очень разное выражение лиц можно увидеть в магазине, автобусе, парке, театре. Просит назвать известные им эмоциональные состояния. Затем показывает вырезанные из журналов изображения людей. Дети к каждой картинке подбирают соответствующий цветочек-пиктограмму.
Игра 3 «Раз, два, три – нужное место найди»
Описание: воспитатель располагает в разных местах цветы-пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.
Игра 4 «Найди эмоции-противоположности»
Описание: дети выбирают цветок и подбирают к нему цветок с противоположной эмоцией. Например, радость-грусть, веселье-горе, доброта-гнев, удивление-безразличие.
Вариант использования пособия: цветочки-пиктограммы можно использовать в работе над сказкой. Воспитатель называет различные ситуации из сказки, дети отгадывают настроение и поднимают нужный цветок- пиктограмму.
Игровое пособие «Путешествие Божьей коровки»
Дидактические задачи: 1) развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, объединять разные изображения единым сюжетом; 2) развитие воображения, фантазии, связной речи; 3) развитие способности чувствовать настроение в музыке.
Материал: декорированное фанерное основание с расположенными на нем цветами-настроениями, цветные резинки, игрушка Божья коровка.
Описание: детям предлагается игровое пособие с расположенными на нем цветами-настроениями.
-Маленькая божья коровка первый раз в своей жизни отправилась в большое путешествие. Пролетая над цветочной поляной, она увидела, что у всех цветов разное настроение. Божьей коровке захотелось опуститься и узнать, что повлияло на настроение каждого цветочка.
- Как вы думаете, дети, какую историю могла услышать божья коровка, опустившись на весёлый цветочек? На печальный цветок? На цветок сердитый? Цветочек, всему удивляющийся?
-Что сказала божья коровка сердитому цветочку?
-Как приободрила печальный цветок?
-Какими словами успокоила испуганный цветок?
-Как утешила грустный цветочек?
-Изменилось ли настроение у этих цветов?
-Найдите цветы с противоположным настроением и соедините их резиночками.
Цветочкам не хотелось отпускать божью коровку, и они придумали для неё музыкальную игру.
Каждый цветочек начинал звучать, а божья коровка безошибочно угадывала, какому цветочку принадлежит музыка. А вы угадаете?
Воспитатель включает отрывки из музыкальных произведений
- П.Чайковский «Времена года. Масленица» (Радость); «Времена года. Осенняя песнь» (Печаль).
- С. Прокофьев «Гавот из Классической симфонии» (Удивление); «Мимолетность» (Страх)
- М.Глинка «Марш Черномора из оперы Руслан и Людмила» (Гнев).
Дети угадывают настроение музыки и усаживают божью коровку на цветок с соответствующим настроением.
-А теперь вспомните, какой путь проделала божья коровка, угадывая музыкальное настроение цветочков, и резиночками проложите его. (Дети последовательно соединяют цветы-эмоции, соответствующие музыкальным отрывкам).
Цветочкам ещё хотелось поиграть с божьей коровкой, но день клонился к вечеру, и наша путешественница поспешила домой.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-эмоциональное развитие детей в организованной образовательной и совместной с педагогом деятельности ( из опыта работы)
В статье описывается воспитательное значение правильно организованной, целенаправленной, систематической работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников и итоги работы воспитателя в данном на...
Развитие диалогической речи ребенка на занятиях и в совместной с педагогом деятельности.
В статье дается понятие "диалогической речи", описывается необходимость ее развития у детей дошкольного возраста и даются практические советы....
Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна» Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности.
Комплексно – тематическое планирование по теме «Ранняя весна»Интеграция темы через организацию разных видов деятельности в совместной с педагогом деятельности....
Консультация для воспитателей «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности»
Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельностиЭмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «централь...
Развитие связной речи детей в совместной работе педагогов и родителей (конспект театрализованного, познавательного досуга для детей и родителей.
Привлечение детей и родителей к совместной театрализованной деятельности, формирование интереса к русской народной сказке...
Цикл конспектов индивидуальной совместной деятельности по развитию у детей сенсорных представлений и конструктивной деятельности с использованием технологии развивающей игры
В данной методической разработке представлены задания для формирования сенсорных представлений с использование технологии развивающей игры для детей с нарушением интеллекта первого-второго года обучен...
Консультация для педагогов Игры, инсценировки для развития эмоций детей
Консультация для педагогов Игры, инсценировки для развития эмоций детей...