Социально-эмоциональное развитие детей в организованной образовательной и совместной с педагогом деятельности ( из опыта работы)
статья по теме
В статье описывается воспитательное значение правильно организованной, целенаправленной, систематической работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников и итоги работы воспитателя в данном направлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-эмоциональное развитие детей в организованной образовательной и совместной с педагогом деятельности. |
( из опыта работы) |
Воспитатель ГБДОУ №95 Картунова Ангелина Викторовна |
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста –
одно из важнейших направлений
профессиональной деятельности педагога.
Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека,
и прежде всего ребенка».
Л.Выготский.
На фоне прогрессивных изменений в реформировании системы дошкольного воспитания развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. А ведь нарушение эмоциональных контактов ребенка и родителя имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Что ведет к дальнейшему проявлению личности-дискомфорту в этом мире, эмоциональной закрытости людям, отсутствии толерантности и др. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, умению общаться очень актуальна и важна.
В процессе общения особую роль играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Мимика, жесты, пантомимика - первые помощники в общении. Овладение языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и познавать других людей, обретать друзей. Дети учатся быть терпимыми к чужим недостаткам, учатся сопереживанию, а это прямой путь к полноценному общению.
В последние годы становится все больше людей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Исходя из вышесказанного, соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Перед началом работы по данной теме я определила основные задачи:
- Развитие у детей чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
- Формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями-средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
- Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения.
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
- Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие творческих способностей, воображения, речи.
- Помощь ребенку в осознании своего реального «я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, уменьшении тревожности, беспокойства, чувства страха и агрессивности.
- Обучение детей правилам хорошего тона.
Для решения поставленных задач я использовала следующие методы:
-этюды
-упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)
-игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные)
-творческие игры (игры-драматизиции, режиссерские, имитационные)
-дидактические, развивающие игры
-занятия
-чтение художественных произведений
-беседы
-мини-конкурсы
-сочинение историй
-свободное и тематическое рисование
-аутотренинг (с использованием стихов, записей звуков природы, релаксационной музыки)
-импровизации.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
1этап. Диагностический.
Включает в себя задания для изучения эмоциональной сферы ребенка (особенностей использования мимики, выразительности речи, восприятия графического изображения эмоций, понимания эмоционального состояния человека и др.)
Результаты фиксируются и анализируются.
2 этап. Подготовительный.
На этом этапе работа проводится в совместной деятельности педагога и ребенка в непринужденной, свободной от жестких предписаний атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, продуктивной творческой самореализации.
Я использовала игры, направленные на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами, «языка эмоций». А также широкое применение в моей работе по данной теме нашли произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Сказки, рассказы, потешки, стихи и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают воображение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.
3 этап. Основной.
Специальные занятия по развитию эмоциональной сферы, умению управлять своими эмоциями. Организационная образовательная деятельность проводилась как фронтально, так и с подгруппой детей:
= беседы о различных эмоциональных состояниях;
= упражнения-этюды для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций и т.п.;
= рисование под музыку различных эмоциональных состояний, переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры;
= чтение произведений художественной литературы и определение эмоциональных состояний персонажей сказок, рассказов;
= составление рассказов на заданную тему, отражающих эмоциональные переживания ребенка;
= рассматривание репродукций картин, вызывающих различные эмоциональные состояния;
= комплексные занятия, включающие использование разных видов художественной деятельности-изобразительной, музыкальной, речевой.
Работая над развитием эмоциональной сферы детей, наблюдая, изучая, анализируя, я смогла сделать некоторые ВЫВОДЫ. Воспитание чувств ребенка начинается с первых лет его жизни и к началу дошкольного возраста ребенок приходит с уже относительно богатым эмоциональным опытом. Он довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в мимике, словах, жестах.
В процессе развития, способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается - ее необходимо развивать.
После проведенной работы, мои дети научились определять эмоциональное состояние (свое и окружающих людей), соотносить его с особенностями коммуникативного поведения человека, делать выводы по поводу мотивов его поведения. Это способствовало налаживанию доброжелательных отношений в группе, формированию навыков управления своими эмоциями. У многих детей выработались положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), им стало легче общаться со сверстниками. У детей уменьшилась агрессивность, страх, сформировалось чувство сопереживания, повысилась самооценка.
Таким образом, правильно организованная, целенаправленная, систематическая работа по социально-эмоциональному развитию приносит положительные результаты и имеет огромное воспитательное значение. А значит должна рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")
С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...
Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...
«Формирование представлений у детей дошкольного возраста знаний о профессиях через проектную деятельность» (из опыта работы)
Сообщение на педагогическом совете...
Сообщение «Межличностное взаимодействие взрослых и детей при организации образовательного процесса во второй младшей группе» (из опыта работы) 2016
Межличностные отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и в...
Статья на тему: "Социально-эмоциональное личностное развитие детей младшего возраста в театрализованной деятельности."
В современном мире, мире компьюторных технологий люди потеряли самое дорогое – живое общение друг с другом. Мы с вами можем это исправить – нужно научить детей: общаться, цени...
Развитие творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями в вокально-хоровой деятельности. (обобщение опыта)
Дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одарённостью. Для развития способностей детей с ОВЗ требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей ...
«К 1 июня ДОУ украшаем, с Днём защиты детей всех мы поздравляем»! Мастер – класс для педагогов ДОУ. (Из опыта работы)Автор - музыкальный руководитель Магомедова Фатима Рустамовна. МБДОУ «ДС «Солнышко», ЯНАО, Тюм. область, Пуровский р-н, п. Уренгой
Как необычно и ярко украсить детский садик ко Дню Защиты детей? Можно придумать множество самых различных вариантов!!! Я предлагаю коллегам свою идею- быть может, она кому - то и пригодитс...