"Алгоритм организации адаптации детей раннего возраста"
консультация на тему
В консультации обозначены общие подходы к организации адаптационного периода, а также поэтапный алгоритм действий воспитателя при организации периода привыкания малышей к условиям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников № 35 «Цветик-семицветик»
Консультация
для воспитателей
«Алгоритм организации адаптации детей раннего возраста»
Подготовила
старший воспитатель Бычкова Г.В.
г. Саров, 2015 г.
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям жизни. Ребёнок в это время испытывает стресс, который по-разному выражается: замкнутость, пассивность, тревожность, плач, истерика.
Задачи воспитателя:
- Установить с ребёнком такие отношения, чтобы он стал для него близким человеком.
Цель достигнута, если:
- ребёнок охотно идёт от матери к воспитателю,
- улыбается, когда видит воспитателя,
- обращается за помощью к взрослому.
- Помочь ребёнку привыкнуть к новой обстановке.
Цель достигнута, если:
- ребёнок знает расположение и назначение комнат,
- знает, где находятся предметы личного пользования: кровать, полотенце, горшок, шкафчик.
- Помочь как можно быстрее привыкнуть к новой организации жизни.
Цель достигнута, если:
- ребёнок спокойно реагирует на смену режимных моментов,
- сохраняет хорошее настроение во время всего бодрствования.
- Помочь ребёнку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.
Цель достигнута, если:
- ребёнок охотно играет с другими детьми,
- спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания и т.д. его обслуживают не первым,
- спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.
Алгоритм приёма детей.
- Составить список зачисленных детей – заведующая
- Выявление желания родителей относительно сроков поступления – (заведующая, воспитатели)
- Составить график приглашения (заведующая, медсестра, воспитатели)
- Позвонить родителям за неделю до приёма с целью подготовки результатов анализов. (медсестра)
- Составить график приёма детей на неделю при норме 2-3 человека в неделю (ст. воспитатель, медсестра, воспитатели)
03.08. | 04.08. | 05.08. | 06.08. | 07.08. |
08. 00 – Ребёнок 1 09.00. – Ребёнок 2 10.00. - Ребёнок 3 | 08. 00 – Ребёнок 1 09.00. – Ребёнок 2 10.00.- Ребёнок 3 | 08. 00 – Ребёнок 1 09.00. – Ребёнок 2 - Ребёнок 3 | 08. 00 – Ребёнок 1 09.00. – Ребёнок 2 - Ребёнок 3 10.00 – Ребёнок 4 | 08. 00 – Ребёнок 1 09.00. – Ребёнок 2 - Ребёнок 3 10.00 – Ребёнок 4 |
*** постепенно увеличиваем время нахождения в группе,
сдвигаем по времени вверх детей, привыкших, приученных к новым требованиям, и приглашаем новых
В это время (пока ребёнок один, 2 или 3) надо максимально приучить их ходить шагом, играть за столом, убирать игрушки, пользоваться полотенцем, горшком.
- В конце дня: анализ:
- адаптационный лист,
- поправки в недельном графике приёма,
- планирование взаимодействия на следующий день с учётом индивидуального подхода
- карты нервно-психического развития заполняются по мере привыкания детей
Приёмы, облегчающие адаптацию.
- Обязательная демонстрация воспитателем спокойствия, доброты, размеренности.
- Приводить ребёнка должен член семью, к которому он менее всех привязан (если есть возможность).
- Родитель уходит либо, попрощавшись с ребёнком (если ребёнок адекватно реагирует и понимает договор), либо на фоне заинтересованности ребёнка какой-то игрушкой.
- Сохранение «вредных» привычек детей.
- Надо продумывать разнообразие деятельности.
- Возможность приносить из дома любимые игрушки (с помощью неё можно строить вз/отношения: ей показать что-то, пожаловаться, пригласить…)
- Всегда под рукой должны быть куклы Би-ба-бо, отвлекающие игрушки-забавы, погремушки. Воспитатель должен знать много потешек-уговорушек, развлекательных игр, пальчиковых игр.
- Использовать спокойную музыку или весёлые детские песенки (по обстановке).
- Создать уголок уединения.
- В приёмную вынести самые крупные, яркие и забавные игрушки, чтобы отвлечь.
- Использовать в интерьере семейные фото, телефон (маме позвонить).
- Своевременно удовлетворять органические потребности детей (высаживать на горшок, предлагать пить)
- Присутствие родителей – очень сомнительный вопрос: персоналу группы крайне неудобно, других детей это нервирует.
Распределение обязанностей в период адаптации.
(один воспитатель, один помощник воспитателя)
Время | Воспитатель | Время | Пом. воспитателя |
07.30.-07.45 | - проветривает помещение, готовит пособия (в рамках работы по подготовке к нов. уч. году), - готовит всё необходимое для приёма первых детей | 07.30-07.45. | - проводит необходимую уборку на улице: моет пол, наливает воду в умывальник для игр с водой, выносит игрушки для песочницы - приносит полотенца, вешает, метит |
08.00.-08.30 | - принимает ребёнка (детей), организует их деятельность (рядом) - раскладывает еду на раздаточном столе, готовит ложки для докармливания - сажает детей, помывших руки, за стол, надевает нагрудник, подаёт кашу - кормит их (или докармливает) ложкой для докармливания | 07.55. – 08.00 – 08.30 | - получает завтрак, - моет столы - сажает на горшок (по необходимости), моет с детьми руки, отправляет за стол - помогает кормить детей - умывает после завтрака (по необходимости) |
***Дети, которые поели: благодарят, относят салфетку и выходят играть!!! | |||
08.30 – 09.00 | Организует разнообразную деятельность детей - отправляет на горшки по 3-4 человека (поточно) | 08.30 – 09.00 | - протирает столы и пол в группе, сдвигает столы (увеличивая площадь движения детям) -моет посуду, -получает сок -высаживает детей на горшки (подгруппами по 3-4 человека!!!) -моет руки |
09.02 – 09.05. | Дети садятся за столы, воспитатель разливает за раздаточным столом сок, подаёт каждому ребёнку. | ||
09.00-09.15. | Одеваемся и выходим на прогулку | 09.00-09.15 | Помогает одевать и выходить на прогулку. |
09.15 – 11.10 | Организует различную деятельность на прогулке - заходят, | 09.15 – 11.10 | Помогает организовывать различную деятельность на прогулке Помогает раздевать |
11.10 – 11.30 | - раздевает детей, отправляет умываться, на горшок | 11.10 – 11.30 | Помогает раздеваться, уводит на горшок 3-4 человека, умывает, приглашает в группу играть |
*** процесс организуется поточно!!! | |||
11.30-11.35 | Завершает раздевание, организует деятельность детей в группе | 11.30 – 11.35 | Моет столы, готовит посуду на раздаточном столе, |
11.35 | получает пищу, протирает столы | ||
11.35 – 12.30 | -отправляет мыть руки -садятся за столы - раскладывает пищу, подаёт, кормит -отправляет умываться, | 11.35 – 12.30 | - моет руки детям, отправляет за стол -помогает кормить - умывает |
*** по мере завершения обеда, дети поточно выходят из-за стола, умываются, играют | |||
12.30-15.00 | -начинает раздевать -отправляет в спальную комнату | 12.30 – 15.00 | - умывает, высаживает детей на горшки (подгруппами по 3-4 человека!!!) -помогает раздевать, заводит в спальню остальных |
*** вместе укладывают спать |
Обязательная документация в период адаптации
- адаптационный лист,
- календарный план,
- табель посещения, табель стула,
- журнал приёма,
- карты нервно-психического развития
План отчёта о ходе адаптации на совещании при заведующей
- Кол-во зачисленных на данный момент детей
- Количество посещающих на данный момент детей
- Распределение их по времени в течение дня
- Характер поведения каждого ребёнка (настроение, аппетит, вз/действие с детьми взрослым, отношение к игрушкам, сон, реакция на смену деятельности, трудности)
- Назвать тех, у кого адаптация завершена, степень.
- График приёма на предстоящий период.
Составила старший воспитатель Бычкова Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...
«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»
О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...
Организация адаптации детей раннего возраста.
Ранний возраст. Материал для семинара педагогов раннего возраста....
Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.
Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...
Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...
Организация адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые...
Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
Сложный и многовариантный процесс социальной адаптации подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. В научной литературе представлены разные группы факторов:- ...