Проект на тему: "Традиционная культура. Народный костюм Белгородчины"
методическая разработка (старшая группа) на тему
В проекте представлен материал для ознакомления дошкольников с традициями родного края, а в частности с одеждой которую носили предки. Проект индивидуальный - рассказ ребенка о своих исследованиях и наблюдениях. Проект будет интересен воспитателям при ознакомлении дошкольников с краеведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_temu_kostyum.docx | 872.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект на тему: «Традиционная культура. Народный костюм Белгородчины».
Цель проекта: Вызывать интерес к русской истории, традициям и культуре.
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к культурным традициям и истории родного края. Знакомя с традициями Белгородчины способствовать формированию представлений об отдельных фактах истории, о жизни людей той или иной эпохи, их традициях и культуре.
Вид проекта: культурологический, краткосрочный, индивидуальный
Срок реализации проекта: 14 декабря – 25 декабря 2015г.
Участники проекта:
- Пуль Матвей
- Воспитатели
- Родители Матвея.
Актуальность:
Что мы знаем о себе, о своей истории, о своей малой родине? Довольно немного... Какие они, наши корни? Какими были наши предки? Как они жили? Что носили?
Я родился и живу на Белгородчине, и мне стало интересно каковы особенности народного костюма моего края.
Я в беседе с ребятами из детского сада узнал, что они не знают, что носили наши предки, как украшали свою одежду и хотели бы узнать. Я тогда решил все узнать об этом вопросе и им рассказать.
Предполагаемый результат:
- дети узнают: какую одежду носили в старину мужчины и женщины; чем украшали одежду, какие орнаменты, цвета использовали и почему; какая была раньше обувь, из чего ее делали, почему именно из этого материала; для чего нужны головные уборы и чем отличаются современные от тех, которые носили мужчины и женщины в старину
- совместно с взрослым создать фотоальбомы: «Русский народный костюм», «Костюмы народов России», «Народный костюм Белгородчины».
- составить для детей вопросы викторины «Как одевались наши прадедушки»
В ходе реализации проекта ярко проявилась такая форма работы как совместная партнерская деятельность воспитателя, ребенка и родителей.
Презентация проекта:
Фотовыставка
Защита проекта ребенка перед детьми.
Фотоальбомы: «Русский народный костюм», «Костюмы народов России», «Народный костюм Белгородчины».
Этапы проекта:
1этап: Подготовительный.
Составление паспорта проекта.
Подбор презентации для просмотра.
Подбор иллюстраций с изображением народного традиционного костюма города Белгорода.
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
Пополнение патриотического уголка дидактическими пособиями.
2 этап: Этап проектирования:
Чтение литературы по данной тематике
Изучение материала по интернету
Рассмотрение иллюстраций с изображением народного традиционного костюма города Белгорода.
Просмотр презентаций и видео роликов.
Рисование народного традиционного костюма города Белгорода.
Рассказ воспитанника группы о традиционном костюме Белгородчины.
3 этап: Заключительный этап:
Фотовыставка
Презентация проекта перед детьми
Выставка работ по рисованию народного традиционного костюма города Белгорода.
Фотоальбомы: «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Народный костюм Белгородчины.
«По одежке встречают…» - эта всем известная поговорка пришла к нам их глубины веков. Много веков назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, к какому роду-племени он принадлежит. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.
И сегодня сохранились виды костюма, которые может носить только член определенной группы (военные, милиция, летчики).
Русский народный костюм вырабатывался постепенно. Красота формы русского костюма – это красота покоя, а не движения. Костюм создавался для человека – сочетал в себе и красоту, и пользу. Сегодня я познакомлю вас с русским народным костюмом Белгородской области. Народные костюмы мы видели в музее, на телеэкране во время выступления артистов, но практически не задумывались, почему он именно такой? Сегодня мы прикоснёмся к истории создания русского народного костюма.
На территории Белгородчины бытовали все основные комплекты русской одежды: с поневой, с сарафаном, с домотканой юбкой, с юбкой городского покроя.
Слайд 1 (На экране проецируется тема «Белгородский народный костюм»)
Русский народный костюм - это уникальное явление в истории мировой культуры, имеющий свою историю создания.
Слайд 2 (На экране проецируется фото Белгородского народного костюма)
Народная одежда Белгородской области собрала в себе все виды русского народного костюма; впитала в себя общерусские, южнорусские и украинские черты, которые прослеживаются в деталях, вышивках и украшениях, т.к. Белгородская область образовалась в результате слияния юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области.
Слайд 3 (На экране проецируется фотографии народных рубах, преобладающих на территории Белгородской области)
Народный костюм Белгородской области состоит из рубахи.
Рубаха – основа народного костюма, самая древняя и необходимая его часть, которая шилась из белого льняного или конопляного полотна. Ее носили мужчины, женщины, дети.
С рубахой связывали множество обрядов и поверий. Рубаха встречала человека на пороге в этот мир, сопровождала его всю жизнь. Самая распространенная на Белгородчине, была рубаха с прямыми прямоугольными плечевыми вставками – поликами. Она состояла из двух частей: верхняя (стан) шилась из тонкого полотна, нижняя (подстава) изготавливалась из более грубого холста, которая пришивалась и отпарывалась по мере необходимости. Славянские рубахи не имели отложных воротников. Чаще всего разрез у ворота делали прямым, посередине груди, но бывали и косой, справа или слева. Затягивали ворот на пуговицу (бронзовая, медная, костяная и деревянная). Отсюда и название – косой ворот, косоворотка.
Поскольку ворот был особенно «магически важной» деталью одежды (душа), его обильно оснащали охранительной вышивкой (иногда содержащей золотое шитье, жемчуг и драгоценные ткани), что со временем он превратился в отдельную «наплечную» часть одежды – ожерелье (то, что носят вокруг горла) или оплечье. Его пришивали, пристегивали или вовсе надевали отдельно. Вышивку, орнамент наши предки располагали на самых важных участках одежды. Вышивка была не только украшением одежды, но и оберегом. Согласно повериям, так они защищали себя от «нечистой силы». От предков шла вера в магическую силу рубахи. Поскольку рубашка определялась фактически как вторая кожа, то на ней оформлялись детали, призванные защищать определенные части тела человека:
ворот (на шее крепится голова - шею нужно оберегать);
плечи (от плеч начинается главный рабочий орган – руки);
грудь (у женщин, чтобы выкормить детей; у мужчин, чтобы защищать свой род).
Вышивались отверстия, в которые способна проникнуть отрицательная энергия — «нечистая сила». Укрепление этих участков символами-оберегами, среди которых преобладали солярные знаки, на протяжении веков было непреложным законом.
Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица или владелец.
Слайд 4 (На экране проецируется фотографии орнамента, преобладающих на территории Белгородской области)
Рубаха носилась на выпуск с поясом.
Слайд 5 (На экране проецируется фотографии поясов, преобладающих на территории Белгородской области)
Пояс наши предки называли еще кушак, женщины подпоясывали им понёвы и сарафаны, мужчины - рубахи. Длина пояса — около трех метров. Почти на всей территории Белгородчины (кроме Приосколья) бытовал пояс фабричного производства, который украшали вышивкой, кружевом, лентами, блестками, бахромой, парчой, бисером. Пояс также имел магическое значение. Он сопровождал человека от рождения до самой смерти, считался сильным оберегом.
Слайд 6 (На экране проецируется фотографии сарафанов преобладающих на территории Белгородской области)
Сарафан надевался поверх рубахи. Сарафанов существовало много вариантов: глухой туникообразный; косоклинный во множестве разновидностей; прямой (круглый); сарафан-платье из фабричной ткани («саян»).
Все виды сарафанов существовали на территории нашей области. Отличие состояло в их украшении. Мастерицы Белгородчины редко декорировали сарафаны вышивкой; их украшали лентами, парчей, тесьмой. В некоторых селах нашей малой Родины на сарафан одевался короткий или длинный передник.
Слайд 7 (На экране проецируется фотографии юбок, преобладающих на территории Белгородской области)
Юбка на территорию современной Белгородчины, по мнению исследователей, пришла с переселением в южные края служивого сословия. С развитием фабричного производства, домотканые юбки были вытеснены. Юбки стали пышнее, их украшали воланами (оборками). Сельские модницы надевали сразу несколько юбок, чтобы казаться пышнее (в то время особенно ценилась полная фигура). Самой короткой могла быть девичья юбка, открывавшая ступни, а женщины старшего возраста обязательно надевали юбки «в пол».
В нашем крае преобладали юбки одного покроя: их шили и 4-7 вертикальных полотнищ, сшитых друг с другом. По характеру ткани выделяются два вида юбок:
- из домотканой шерсти (волосени, реже сукна);
- из домотканого холста.
По окраске выделяются три разноцветности:
- полосатые;
- однотонные;
- клетчатые.
Слайд 8 (На экране проецируется фотографии понев, преобладающих на территории Белгородской области)
Понёва - самая древняя деталь русского костюма. В Белгородской области ее надевали как на сарафан, так и на юбку. На территории нашей области бытовали распашные и глухие поневы. Понева – самый древний вид поясной одежды, которую получали девушки, достигшие возраста невест. Первоначально «понева» или «понява» означало кусок ткани, полотенце, пелена, завеса. Поневу украшали вышивкой, характер которой зависел от возраста женщины – самые нарядные были у незамужних девушек, у пожилых – положение цветной тесьмы по краю подола. Самые красивые понёвы нашей малой Родины бытовали в селах Алексеевского, Красненского, Красногвардейского районах. Каждая женщина имела 10-15 понев – юбок.
Слайд 9 (На экране проецируется фотографии понев, преобладающих на территории Белгородской области)
Передник – был неотъемлемой принадлежностью женского костюма, его надевали поверх рубахи с поневой, сарафаном, юбкой. По покрою выделяют два типа передников:
- короткий, повязываемый на талии,
- высокий, укрепляемый на плечах.
Постепенно фартук становится только рабочей одеждой. В качестве праздничной одежды – только у женщин старшего поколения.
Слайд 10 (На экране проецируется фотографии женских головных уборов, преобладающих на территории Белгородской области)
Головной убор имел огромное значение для женщины, т.к. две трети своей жизни она с ним не расставалась.
По древнему русскому обычаю женская голова должна была быть всегда покрытой.
Головной убор русского народного костюма, представлял из себя твердое основание различной формы (кика, кичка) поверх которой надевалась сорока или кокошник. Самыми древними головными уборами, в южнорусском костюме, были сорока и кокошник, причем, как правило, каждому комплексу одежды соответствовал свой убор: с поневой носили сороку, с сарафаном и юбкой — кокошник.
По головному убору можно было определить, кому он предназначался (молодой женщине, будущей маме; пожилой женщине) и для чего предназначался (для праздника; для ношения каждый день).
Кокошник – название произошло от древнерусского «кокош» - курица. Был он популярен на Руси, считался головным убором замужних женщин. Его шили на жесткой основе, украшали вышивкой, золотым шитьем, бисером, жемчугом, драгоценными камнями – в зависимости от благосостояния его обладательницы. Надевали кокошник только на праздник. Форма кокошника в зависимости от местности была различная.
В холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком. Завязывали его под подбородком, охватывая подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке.
Сорока – головной убор замужних женщин, состоит из многих частей, главные – кичка и сорока с подзатыльником. Кичка – твердая основа, надеваемая на голову. Сорока – мягкий чехол, покрывающий основу и дополняемый множеством деталей.
Слайд 11 (На экране проецируется фотографии обуви, преобладающей на территории Белгородской области)
Обувь у мужчин и женщин была практически одинаковая - лапти. Их плели из липового лыка (отсюда и пошло выражение «ободрать как липку»), а также из коры ивы, дуба, бересты, из верёвок. Чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было снять кору с 3-4 деревьев. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью верёвок. На территории Белгородчины, носили, за редким исключением, так называемые «московские» лапти косого плетения с круглой головкой. Праздничная разновидность — «писаные» или, как их называли белгородские крестьяне, «дробненькие», лапти из мелких лык.
Летом носили чуни (оборочные лапти), плетеные или вязаные из конопляных веревок. Обувь шили также из кожи (башмаки, черевики), но их носили только богатые люди. Грубые кожаные туфли, изготавливаемые местными сапожниками, были практически одинаковыми – открытые, с круглым носом, наборным каблуком и петлей на заднике, в которую вдевалась обора для закрепления обуви на ноге.
Сапоги считались признаком достатка, и если таковые в семье имелись, то обувались в основном по праздникам.
Обувь, как и головные уборы, в области называлась разнообразно: бахилы, чоботы, онучи, лапти.
Бахилы – черные вязаные туфли на кожаной подошве, их носили пожилые женщины.
Чоботы – мужская и женская обувь в виде глубоких башмаков. В прошлом веке так стали называть сапоги. (У слова сапог есть родство со словом труба). Обувь с голенищами в виде трубы – сапог.
Онучи – прямоугольные полосы ткани, оборачиваемые вокруг ноги. На ноге закреплялись веревками.
Лапти – сплетенная обувь из древесной коры или веревок. В зависимости от количества лыковых полос или веревок лапти назывались: пятерки, шестерки, семерики. В зависимости от материала, из которой они плелись, называли по-разному: «дубачи» - из коры дуба, «берестянки» - из коры березы.
Лапти носили в центрально-черноземных губерниях, где сильнее сказалось крепостное право.
В устной бытовой речи одежда человека – это три уровня тела человека: верх – голова, средина – грудь, низ – ноги и часть живота. Каждая часть обязательно «обряжались» и не просто так, а со смыслом. За каждым названием стоит миф, предание.
Крестьянская одежда широко представлена в музейных коллекциях Белгородчины, куда я попросил маму меня сводить на экскурсию. В музеях мне очень понравилось, я с интересом слушал экскурсоводов и узнал много нового об истории своей малой Родины.
Вместе с папой я выучил много пословиц об одежде людей:
- По одёжке встречают, по уму провожают.
- Береги одежду снова, а здоровье и честь — смолоду.
- Без порток, а в шляпе.
- Не одежда красит человека, а человек одежду.
- Достались от жилетки рукава.
- Одежда лучше новая, а друг — старый.
- С миру по нитке - голому рубаха.
Бабушка мне рассказала загадки про элементы народного костюма:
- У бедного толсто, у богатого тонко, всегда при себе (рубашка)
— Маленька, пузатенька, в загородке сидит (пуговица)
— Сплетен липовый куст: днем полон, а ночью пуст (лапти)
— Два поросенка, четыре хвостика (лапти)
— Голова есть – мозгу нет, спина есть – костей нет (башмак)
— От поясницы до ног 70 дорог (понева)
— Днем как обруч, ночью как уж. Кто отгадает – будет мне муж (пояс)
Вот такое маленькое путешествие я совершил к нашим корням, традициям, истории Белгородчины.
Вывод.
В результате работы над проектом «Традиционная культура. Народный костюм Белгородчины» я не только познакомился с культурным традициям и историей родного края но и узнал какую одежду носили в старину мужчины и женщины; чем украшали одежду, какие орнаменты, цвета использовали и почему; какая была раньше обувь, из чего ее делали, почему именно из этого материала; для чего нужны головные уборы и чем отличаются современные от тех, которые носили мужчины и женщины в старину.
Презентуя свой проект перед детьми своей группы, я помог им узнать, что носили наши предки, как украшали свою одежду. Многим ребятам было интересно прикоснуться к частичкам прошлого своей малой Родины через изучение народного костюма Белгородчины.
Анализируя свою работу, я пришел к выводу, что:
- я мало знал о традициях и культуре жителей Белгородчины;
- я не достаточно знал информации, как раньше одевались люди на Белгородчине.
- не имел представления о том, где можно посмотреть на одежду тех времен.
Но реализуя этот проект я смог добиться поставленной цели и решить задачи.
Ведь проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное значение и интересен и значим для самих открывателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
женский народный костюм Белгородчины
материал поможет ознакомить детей с женской народной одеждой...
Проект на тему: Театр русского народного костюма "Русь многоцветная"
У русской национальной одежды многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда на...
Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»
Проект основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....
Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Методическая разработка по теме: «Традиционная народная культура в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста»...
Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре через народные костюмы народов проживающих в Мордовии»
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.
В данной статье рассматривается проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Особое внимание уделено практической части, предложен комплекс игр и занятий, позволяющий добиться...
Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»
Консультация на тему: «Традиционная русская народная культура как средство современного духовно-нравственного воспитания»...