Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа) на тему

кузьмина кристина павловна

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая

Непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся

в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего

мира, в основе которого лежит работа органов чувств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_vospitanie_detey.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание детей  дошкольного возраста».

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая

Непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся

в восприятии внешних раздражителей.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего

мира, в основе которого лежит работа органов чувств.

Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические

воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и

 совершенствование ощущений и восприятия.

Значение сенсорного воспитания

- является основой для интеллектуального развития

 - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

  - готовит к реальной жизни;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

 - развивает наблюдательность;

- развивает внимание;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

 - является основой для развития воображения;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности

Основные сенсорные эталоны

Ребенок учится воспринимать свойства предметов и сравнивать выявленные качества одного объекта с аналогичными свойствами другого. Поэтому дошкольник получает в процессе сенсомоторного развития определенные лекала, по которым он выполняет сравнение и сопоставление воспринятых образов. Эти мерки – сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних критериев предметов:

цвет – семь цветов спектра, оттенки;

форма – фигуры геометрии;

величина – метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз;

звуки – фонемы языка, ноты в музыке, звуковысотные отношения;

вкус – соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания;

запах – его группы (сладкие и горькие, тяжелые и легкие, свежие и др.).

Сенсорное развитие детей раннего возраста не даст результата, если ребенок не усвоил эталоны. Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые образы, что делает их четкими и устойчивыми в представлении ребенка. В результате дошкольник по одному названию представляет предмет, не видя его перед собой.

На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.

В младшем возрасте ребенок усваивает распространенные разновидности свойств, развивает способность использовать качества предметов во время манипуляций с ними.

Показатели сенсорного развития детей   2- 3 лет

2 года – 2 года 6 мес

Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;

Может подобрать предметы разной формы;

Правильно называет несколько цветов;

Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.

Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;

Ставит кубики друг на дружку;

Умеет собирать пирамидку.

К трем годам ребенку можно позволить пересыпать крупы, муку.

Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;

Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;

Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;

Знает и называет геометрические фигуры;

При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:

Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;

Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;

Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;

Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;

Собирает башенки по образцу.

  • Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.
  • Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
  • Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.
  • Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».
  • По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.
  • Проводите совместные наблюдения и опыты.
  • Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
  • Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием. Ранний возраст"

Отмечаетмя недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....