Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа) на тему
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая
Непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся
в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего
мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_vospitanie_detey.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая
Непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся
в восприятии внешних раздражителей.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего
мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические
воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и
совершенствование ощущений и восприятия.
Значение сенсорного воспитания
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- готовит к реальной жизни;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- развивает внимание;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
Основные сенсорные эталоны
Ребенок учится воспринимать свойства предметов и сравнивать выявленные качества одного объекта с аналогичными свойствами другого. Поэтому дошкольник получает в процессе сенсомоторного развития определенные лекала, по которым он выполняет сравнение и сопоставление воспринятых образов. Эти мерки – сенсорные эталоны, представляющие собой общепринятые образцы внешних критериев предметов:
цвет – семь цветов спектра, оттенки;
форма – фигуры геометрии;
величина – метрическая система мер, обычно для дошкольников идет речь об относительных размерах, определяемых на глаз;
звуки – фонемы языка, ноты в музыке, звуковысотные отношения;
вкус – соленый, кислый, сладкий, горький и их сочетания;
запах – его группы (сладкие и горькие, тяжелые и легкие, свежие и др.).
Сенсорное развитие детей раннего возраста не даст результата, если ребенок не усвоил эталоны. Важно научить малыша выражать в словесной форме накопленные тактильные, слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые образы, что делает их четкими и устойчивыми в представлении ребенка. В результате дошкольник по одному названию представляет предмет, не видя его перед собой.
На специальных занятиях, участвуя в дидактических играх, дети накапливают сенсорные впечатления, учатся их осознавать, систематизировать, расширять и использовать на практике.
В младшем возрасте ребенок усваивает распространенные разновидности свойств, развивает способность использовать качества предметов во время манипуляций с ними.
Показатели сенсорного развития детей 2- 3 лет
2 года – 2 года 6 мес
Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;
Может подобрать предметы разной формы;
Правильно называет несколько цветов;
Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.
Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;
Ставит кубики друг на дружку;
Умеет собирать пирамидку.
К трем годам ребенку можно позволить пересыпать крупы, муку.
Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;
Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;
Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;
Знает и называет геометрические фигуры;
При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:
Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;
Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;
Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;
Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;
Собирает башенки по образцу.
- Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.
- Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.
- Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».
- По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.
- Проводите совместные наблюдения и опыты.
- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Связь двигательной деятельности с сенсорным воспитанием. Ранний возраст"
Отмечаетмя недостаточность двигательной активности детей, начиная с раннего возраста...
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....