Психологические возможности сказки для развития детской личности
консультация по теме

Пулина Марина Викторовна

В работе описаны  психологические механизмы влияния сказки на личность ребенка, использование сказок в психокоррекционной работе и психодиагностике, формы работы со сказкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Психологические возможности сказки для развития детской личности»

Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки - наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка.  Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

(2 слайд) Привлекательность сказок для развития личности ребенка:

  • Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире. Сказка выполняет функцию социализации, т.к. в ней  содержатся этические нормы: правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим.
  • Сказке присуща культурно-этническая функция. Сказка отражает в себе хозяйственно-бытовой уклад определенного народа, его особенности менталитета, язык. Поэтому через сказку ребенок усваивает богатство этнической культуры.
  • Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке – все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
  • «Проигрывание» сказочных сюжетов позволяет развивать произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки,  развивать и реализовать воображение, творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.
  • Через сказку формируется лексико-образная функция, способность формировать языковую культуру личности, владение многогранностью и многозначительностью народной речи.

(3 слайд) Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

• Потребность в автономии (герой делает свой выбор).

• Потребность в компетентности (герой способен все преодолеть).

• Потребность в активности (герой постоянно действует).

Через сказку формируются:

• умение устанавливать контакты и действовать в различных конфликтных ситуациях;

• умение реализовать самоутверждающие способы поведения;

• умение выразить свои желания, чувства и эмоции, умение высказать свое мнение, эмпатия к другим людям.

(4 слайд) Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

1. Механизм идентификации. В сказках отсутствует  заданность в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой – это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с ним и стать участником сказочных событий. Сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально.

2. Освоение морально-этических норм поведения. Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший - добрые.

3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Ребенок понимает, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, а также знакомится с  новыми ролевыми позициями, новыми способами действия. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения.

4. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются "Лягушка-царевна ", " Кащей Бессмертный ", " Змей-Горыныч ".

5. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. Например, в возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини ("Маша и Медведь"), содействию помощников ("Гуси-лебеди"), помощи со стороны родителей ("Волк и семеро козлят"). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.

Использование сказок в психокоррекционной работе

Сказка может помочь решить следующие задачи в психолого-педагогической деятельности:

1. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком, создание комфортной, соответствующей возрастным особенностям среды. Будучи эмоционально включён в происходящее, ребёнок с готовностью принимает задачи на разнообразную познавательную деятельность.

2. Идентифицируясь с героями сказок, сопереживая их приключениям, ребёнок получает возможность отреагирования многих чувств: страха, стыда, обиды и т.д. Это происходит и при обычном слушании сказки. Усиление же терапевтического эффекта достигается при проигрывании сказочных сюжетов. Игры - драматизации доступны детям уже с 3-летнего возраста.

 (5 слайд) Сказкотерапия направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка, применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. При работе  с конкретными проблемами,  позволяет найти их первопричину, выявить то, что "прячется под маской" (например за плаксивостью может скрываться тревожность, за вспышками агрессии - природная робость в сочетании с самолюбием, за страхами в разных ситуациях - неутоленная жажда лидерства и боязнь поражения) и помогает ребенку достичь внутренней гармонии.

Сказкотерапия является очень ценным методом психологической работы с детьми, предоставляя очень естественную и традиционную форму общения ребенка и взрослого – через сказку. В этом случае в познании нового ребенок чувствует себя в определенной степени независимым. Ничего не навязывается ему насильно.

(6 слайд) При этом также можно выделить уровни воздействия сказок на личность:

* Неосознаваемый уровень.

* Осознаваемый уровень.

* Поведенческий.

Осуществить изменения на осознаваемом и поведенческом уровне не представляет собой трудности при использовании любого другого метода, тогда как сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит осмысление, переживания и устранение причин затруднения.

(7 слайд) В сказкотерапевтическом процессе используется следующие виды  сказок:
1. Художественные (авторские, народные);
2. Дидактические (обучающие):
 используются педагогами для мотивации и оптимизации учебного процесса
3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории):  эти сказки являются целенаправленными – каждая из них несет в себе решение некой задачи (проблемы).

Психотерапевтические сказки помогают решать такие сложные личностные проблемы, как поиск смысла жизни, внутренние конфликты, поиск своего места в жизни и т.д., кроме того, они эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями. В сказках этого типа выделяют само повествование и то, что мы читаем «между строк».
4. Психокоррекционные (сказки, истории) — это готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности.
5. Медитативные  (создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Подобные сказки, рассказанные под музыку, развивают воображение и произвольное внимание).

(8 слайд) Формы работы со сказкой:

* Рассказывание сказок.

* Куклотерапия.

* Постановка сказок на песке.

* Сочинение сказок.

* Обыгрывание сказок, драматизация (дети – актёры).

* Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, дальнейшая работа идет с графическим материалом.

Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек), включенных в группу. В терапевтическую группу подбираются дети с противоположными синдромами.

Сказка как метод психологической диагностики

Сказку можно использовать как диагностический инструмент в работе с детьми, которые уже умеют говорить. Для этого был создан тест "Сказка". Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить. Ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоциональные реакции.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевскмм стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. С данной проблемой я выступаю на родительских собраниях в младших группах. Цель:  подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг и сказок играет огромную роль для  всестороннего развития детей.

(9 слайд) Таким образом, педагогические, психологические возможности сказки неограниченны и многогранны. С помощью сказки и творчества педагогов формируется личность ребенка, его культура, положительное отношение к миру.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагог-психолог Молькова М.В.

Слайд 2

Привлекательность сказок для развития личности ребенка : Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. Сказке присуща культурно-этническая функция. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы не происходило в сказке – все заканчивается хорошо. «Проигрывание» сказочных сюжетов позволяет развивать произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать и реализовать воображение, творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление. Через сказку формируется лексико-образная функция, способность формировать языковую культуру личности, владение многогранностью и многозначительностью народной речи.

Слайд 3

Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка: • Потребность в автономии (герой делает свой выбор). • Потребность в компетентности (герой способен все преодолеть). • Потребность в активности (герой постоянно действует). Через сказку формируются: • умение устанавливать контакты и действовать в различных конфликтных ситуациях; • умение реализовать самоутверждающие способы поведения; • умение выразить свои желания, чувства и эмоции, умение высказать свое мнение, умение ориентироваться в эмоциональных состояниях окружающих.

Слайд 4

Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка: Механизм идентификации. 2. Освоение морально-этических норм поведения. 3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. 4. Получение нового опыта через сказку. 5. Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. 6. Решение задач возраста посредством сказки.

Слайд 5

Сказкотерапия направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка, применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. При работе с конкретными проблемами, позволяет найти их первопричину, выявить то, что "прячется под маской" и помогает ребенку достичь внутренней гармонии.

Слайд 6

Уровни воздействия сказок на личность: * Неосознаваемый уровень. * Осознаваемый уровень. * Поведенческий. Сказкотерапия предполагает глубинный уровень воздействия, через проявления сферы неосознанного, благодаря чему происходит устранение причин затруднения.

Слайд 7

В сказкотерапевтическом процессе используются: 1. Художественные (авторские, народные); 2. Дидактические (обучающие); 3. Психотерапевтические (сказки, притчи, библейские истории); 4. Психокоррекционные (сказки, истории) ; 5. Медитативные сказки.

Слайд 8

Формы работы со сказкой: * Рассказывание сказок. * Куклотерапия. * Постановка сказок на песке. * Сочинение сказок. * Обыгрывание сказок Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек), включенных в группу. В терапевтическую группу подбираются дети с противоположными синдромами.

Слайд 9

Педагогические, психологические возможности сказки неограниченны и многогранны. С помощью сказки и творчества педагогов формируется личность ребенка, его культура, положительное отношение к миру.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в развитии детской эмоциональности.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития....

Значение сказки для развития детской эмоциональности

Значение сказки для развития детской эмоциональности      Все дети любят сказки. Сказки расширяют детский кругозор и познания, дают понять, что кроме реального существует волшебны...

Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Роль сказки в развитии детской эмоциональности...

РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.

РОЛЬ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ.Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир пр...

"Значение сказки в развитии детской эмоциональности"

Сказки очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей....

«Психологические возможности сказки для развития детской личности»

В нашем далеком детстве мамы и бабушки рассказывали нам сказки, не подозревая, возможно, что тем самым использовали один из самых эффективных методов психологической коррекции – сказкотерапию. С...

Понятия психомоторики и мелкой моторики как основы развития детской личности

Теоретические основы вопроса развития мелкой моторики младших дошкольников посредством использования тактик педагогической поддержки в процессе рисования нетрадиционными техниками...