«Приобщение дошкольников к народному творчеству средствами театральной деятельности»
методическая разработка

Русская народная сказка, потешки, пословицы, поговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил, жизненная кладезь яркого богатсва языка. Важно научить детей постигать культуру своего народа через сказочный мир народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_pedagogicheskih_idey.docx58.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Оленёнок»

Педагогическая копилка

«Приобщение дошкольников

 к народному творчеству средствами театральной деятельности»

Составила:

Лукьянцева Н.А.

воспитатель

Тазовский

2018

Пояснительная записка.

«Приобщение дошкольников к народному творчеству средствами театральной деятельности».

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки –это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Всё, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Приобщение детей к народному творчеству основано на следующих принципах.

- Широкое использование фольклора (сказок, песенок, потешек, загадок, пословиц, поговорок и т. д.) В устном народном творчестве как нигде   отразились черты русского характера, присущие ему нравственные   ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности.

- Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми   праздниками. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за   характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений и т. п.

- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские народные игры –один из жанров устного народного творчества. В них заключена   информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом    народных обрядовых праздников. В играх удовлетворяется детская жажда   действия. Игры представляют обильную пищу для работы ума и воображения.

- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки и т. д. В процессе театрализованной   деятельности дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомятся с   предметами быта и т. д.

- Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и петь русские народные песни, водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

- Знакомство с декоративно – прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов. В процессе художественно – творческой деятельности учатся выполнять элементы декоративной росписи.

        В процессе работы над этой темой решаются такие задачи:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.

2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и    преображение богатого опыта русских традиций.

4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.

В разработке представлен цикл театрализованных развлечений. Развлеченияразнообразны по содержанию: в них включены потешки, народные игры, русские народные сказки, заклички, русские народные песни, хороводы,танцы – все эти виды детской деятельности создают возможность ребёнкусоприкоснуться с историческим прошлым русского народа. Театрализованные развлечения помогают детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.Т.Сухомлинского, « единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить детство».

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

«ГОСТЬЮШКА»

2 младшая группа

Программное  содержание:

«Социализация» - Развивать интерес к устному народному творчеству. Побудить детей к участию в этюдах с игрушками, игре-драматизации. Формировать умение выражать эмоциональное состояние – мимикой, жестами, движениями.

«Коммуникация»-Закреплять знание песенок – потешек о домашних животных и развивать умение читать потешки наизусть.

«Музыка» - Развивать умение кружится в парах, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу музыкального произведения.

Материал: (атрибуты): корзина; игрушки: котик, щенок, гусь, мышка, зайчик, мишка; маски – шапочки 2 гусей; маски и костюмы к сказке «Репка».

Ход  развлечения

Дети сидят на стульях, входит гостья в костюме, с корзиной в руках.

Гостья: Здравствуйте, дети.

( Дети здороваются)

Гостья: Меня зовут гостьюшка, я пришла к вам в гости и привела весёлых зверюшек, а чтобы узнать, какие игрушки-зверюшки пришли, нужно отгадать загадки:

                         Длинноухий, длинноногий,

                         Скачет быстро по дороге.

                         Всех боится побегайчик.

                         Отгадайте, кто он? ( зайчик)

Гостья( достаёт из корзины зайчиков и показывает детям):Предлагает ребёнку рассказать потешку.

Потешка « Заиньки».

( ребёнок подходит к столу, берёт в руки зайчиков).

Лю-ли, люли, баиньки,

В огороде заиньки.

Зайки травку едят

Ване спать велят.

Лю-ли, лю-ли, лю-ли бай,

Поскорее засыпай.

Уж я по воду пойду

Заек чаем напою.

Гостья: Вот какие у нас хорошие зайчики, давайте им похлопаем. Слушайте следующую загадку:

«Мохнатенький, усатенький

Молоко пьёт, песенки поёт»

( котик)

«Он и прыгает и лает, и резвится и играет,

Так и кружится у ног, мой весёлый друг … ( щенок)».

Гостья достаёт из корзины котика, щенка и предлагает ребёнку рассказать потешку « Котик».

Потешка « Котик».

«Котик серенький бежал,

                    Пирожок в зубах держал.

                    Попросил его щенок…..

                    Поиграй со мной чуток!

                    Крикнул котик: « Не могу!

                    Я ж не просто так бегу.

Я бегу кормить котят

                    Очень есть они хотят».

Гостья: Давайте похлопаем котику, щенку. Слушайте следующую загадку:

«Я листочки объедаю,

 На лугу щиплю траву.

Ловко рожками бодаю

Ме-е-е ребяток я зову».

( козлик)

Гостья достаёт из корзины козлика, предлагает ребёнку рассказать потешку.

Потешка « Козлик».

«Вышел козлик погулять,

                                    Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

                                    «Ме-е-е, ме-е-е».

Гостья: Ребята, а вы любите играть? Сейчас мы поиграем в игру « Козлята».

Игра « Козлята»

« Хорошо козлятам бегать на лугу, на лугу.

И щипать зелёную травку-муравку.

И на травке, на муравке хорошо им скакать

И друг друга рожками пободать, пободать. Ме-е-е, ме-е-е».

Гостья: Слушайте следующую загадку:

                        «На красных ногах.

Кричит: га-га-га.

Воды не боится,

Что это за птица».

( гусь)

Гостья достаёт из корзины гуся, предлагает спеть потешку «Два весёлых гуся».

Инсценировка песни « Два весёлых гуся».

(2-им детям одевают маски гусей, девочке-бабушке  завязывают платочек, дети исполняют роли гусей и бабушки, выполняют движения в соответствии с текстом).

Гостья: Какие красивые гуси, давайте похлопаем и бабушке, и гусям, и себе. Пели вы очень хорошо.

Гостья загадывает загадку:

                           «Он большой и косолапый.

Мёд он ест из улья лапой.

Он весёлый шалунишка

Ну, конечно, это……( мишка)»

Гостья показывает мишку и предлагает ребёнку рассказать стихотворение «Мишка».

« МИШКА»

Мишка косолапый по лесу идёт,

Шишки собирает, песенку поёт.

Шишка отскочила прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

Гостья: Мишка не сердись, мы приглашаем тебя поиграть в игру.

Игра « Мишка, попляши»

1. Мишка, мишенька, мишук!

Становись-ка с нами в круг.

Ты по кругу походи

И головкой поверти.

2. Топни, топни ножкой,

Потанцуй немножко.

И похлопай лапами

Лапами мохнатыми.

3. Вместе с нами покружись,

А потом остановись.

Себе друга выбирай,

И на танец приглашай.

Гостья: Давайте похлопаем Мишке и себе, вы очень красиво танцевали, Мишке очень понравилось. Послушайте следующую загадку:

                  « Маленький шарик

                     Под лавкой шарит»

( мышка).

Гостья достаёт из корзины- мышку. Предлагает послушать русскую народную шутку « Мышка, мышка, что не спишь?»

( ребёнку одевают маску мышки)

Гостья: Мышка, мышка, что не спишь,

              Что соломою шуршишь?

Ребёнок- мышка:

              Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится!

Гостья: Не бойся мышка, сейчас дети превратятся в мышек и ты с нами поиграешь в игру « Кот и мышки». Посмотри, какие смелые у нас мышки.

Игра « Кот и мыши».

             «Ночью мыши осмелели, зашуршали по углам,

              В кухню двери отворили, ищут сыр на ужин там.

Хрум-хрум-хрум, мы сыр нашли, хрум- хрум- хрум не зря  пришли.

Хрум-хрум-хрум устроим пир, очень- очень вкусный сыр.

              Дети говорят:

              Только хитрый Васька- кот, мышек в кухне стережёт. Мяу!

Гостья: Мышка не только быстро бегает, но в одной сказке помогла вытащить репку. И сейчас дети покажут сказку « Репка».

( детям надевают костюмы; маски- шапочки).

Игра- драматизации сказки « Репка».

Гостья: Молодцы ребята, давайте похлопаем нашим героям. Я всех приглашаю на весёлый танец « Весело идём».

Танец « Весело идём».

Гостья: Ребята! Мне и моим игрушкам очень понравилось , как вы играли,  танцевали, рассказывали потешки, показывали сказку. И мы с игрушками приготовили вам угощение.

Гостья раздаёт угощение; убирает игрушки в корзину, каждый персонаж прощается с ребятами. Дети прощаются, гостья уходит.

Театрализованное  развлечение

«Лесные  зверушки  в  гостях  у  Петрушки»

Средняя группа

Программное содержание:

«Социализация» - Развивать умение разыгрывать театрализованное представление по сюжету сказки «Заюшкина избушка», поддерживать желание детей участвовать в театрализованной игре.

«Коммуникация» - Развивать речь детей, добиваясь чёткого и правильного произнесения гласных и согласных звуков.

«Музыка» - Поощрять песенные, танцевальные и игровые импровизации детей.

Материал: корзина; театр ложек по сказке « Заюшкина избушка»; маски – шапочки к сказке « Теремок»; погремушки.

Ход  развлечения.

Зал празднично украшен разноцветными флажками, воздушными шарами, яркими цветами. Дети сидят полукругом на стульчиках. Под весёлую музыку вбегает Петрушка.

Петрушка:            Здравствуйте, ребятишки!

                               Озорники и шалунишки!

                               Кто из вас сидит – грустит,

                               У кого тут кислый вид?

                               Наше развлечение поднимет настроение!

                               Я в костюме расписном,

                               Ярко – красном, голубом!

                               Мой красивый колпачок

                               Сдвинут лихо на бочок.

                               Я – забавная игрушка.

                               А зовут меня….Петрушка.

                               С колпачком не расстаюсь,

                               Вечно я шучу, смеюсь.

                               Бью ладошками вот так.

                               Я забавный весельчак.

                               Я не один к вам пришёл –

                               Целый театр к вам привёл!

                               Звенит звонок, заливается,

                               Наш спектакль начинается!

                               Говорите дружно: Раз, два, три, -

                               И на ширму посмотри!

Дети показывают кукольный спектакль – театр ложек «Заюшкина избушка».

Педагог:     Жили – были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у

                     зайчика лубяная. Пришла весна – у лисы избушка растаяла, а у

                     зайчика стоит по – старому. Лиса попросилась к зайчику переночевать.

Лиса:           Пусти меня зайчик переночевать!

Заяц:            Заходи!

Педагог:      Пустил зайчик лису, да она его из избушки и выгнала.

Лиса:Поди, зайчик, вон!

Педагог:      Идёт зайчик и плачет, а навстречу ему собака.

Собака:       Гав – гав – гав! О чём, зайчик, плачешь?

Заяц:            Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы

                      лубяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла, она попросилась ко мне переночевать, да и выгнала меня.

Собака:        Не плачь, зайчик, я её выгоню.

Педагог:      Пошли они к избушке.

Собака:       Гав – гав – гав! Поди, лиса, вон!

Педагог:     А лиса им с печи…

Лиса:           Как выскочу, как выпрыгну –

                     Пойдут клочки по закоулочкам!

Педагог:     Собака испугалась и убежала. Сел зайчик под кустик и плачет.

                     Идёт мимо медведь.

Медведь:   О чём, зайчик, плачешь?

Заяц:            Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы

                      ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла, она попросилась ко мне переночевать, да и выгнала меня.

Медведь:   Не плачь, зайчик, я её выгоню.

Заяц:            Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты

                      не выгонишь.

Медведь:    Нет, выгоню.

Педагог:Пошли они к избушке, медведь как заревёт…

Медведь:Поди, лиса, вон!

Педагог:      А она ему с печи…

Лиса:           Как выскочу, как выпрыгну –

                     Пойдут клочки по закоулочкам!

Педагог:Медведь испугался и убежал. Сидит зайчик под кустом и плачет.

                     Идёт мимо петушок – золотой гребешок и косу на плече несёт.

                     Увидел петушок зайчика и спрашивает…

Петух:         Ку – ка – ре –ку! О чём ты, зайчик, плачешь?

Заяц:           Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы

                     ледяная. Пришла весна, у неё избушка растаяла, она попросилась

ко мне переночевать, да и выгнала меня.

Петух:         Пойдём, я её выгоню.

Заяц:Нет, петух, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гналне выгнал, и ты не выгонишь.

Петух:         А я выгоню!

Педагог:     Подошли они к избушке.

Петух: (песенная импровизация)

Ку – ка – ре – ку!

                     Несу косу на плечи,  

                     Хочу лису посечи!

                     Слезай, лиса, с печи!

Поди, лиса, вон, вон, вон!

Педагог:     Лиса услышала петуха, очень испугалась и говорит…

Лиса:           Обуваюсь.

Петух:         Ку – ка- ре-ку!

                     Несу косу на плечи,

                     Хочу лису посечи!

                     Слезай, лиса, с печи!

                     Поди, лиса, вон, вон, вон1

Педагог:     А лиса говорит…

Лиса:           Одеваюсь.

Педагог:     А петух как в третий раз закричит….

Петух:         Ку-ка-ре-ку!

                     Несу косу на плечи,

                     Хочу лису посечи!

                     Слезай, лиса, с печи!

                      Поди, лиса, вон, вон, вон1

Педагог:     Лиса выскочила и в лес убежала. Прибежали звери к зайчику и

                     говорят….

Звери:         Зайка, зайка, попляши.

                     Вместе спляшем от души!

Общая пляска кукол.

Петрушка:У кого там хмурый вид?

                        Снова музыка звучит!

                        Собирайся, детвора,

                        Ждёт вас дружная игра,

                        Начинать её пора!

А поиграем мы с вами в игру «Стоит в поле теремок».

Петрушка надевает маски-шапочки. Дети идут по кругу и говорят:

Дети:Стоит в поле теремок- теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю-полю мышка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Мышка:Кто- кто в теремочке живёт,

Кто-кто в невысоком живёт?

Педагог:Никто не ответил мышке,

Мышка вошла в теремок

И стала там жить.

Дети:Стоит в поле теремок- теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю-полю лягушка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Лягушка:Кто-кто в теремочке живёт,

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышка:Это я – мышка-норушка,

А ты кто?

Лягушка:А я – лягушка-квакушка.

Пусти меня в теремок?

Мышка:Заходи!

Педагог:И стали они жить вдвоём.

Дети:Стоит в поле теремок- теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю- полю зайчик бежит

У дверей остановился и стучит.

Зайчик:Кто- кто в теремочке живёт,

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышка:Я – мышка-норушка.

Лягушка:Я – лягушка- квакушка.

А ты кто?

Зайчик:А я зайчик-побегайчик.

Пустите меня в теремок.

Лягушка:Заходи!

Педагог:И стали они жить втроём.

Дети:Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю-полю лисичка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Лиса:Кто-кто в теремочке живёт,

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышка:Я – мышка-норушка.

Лягушка:Я –лягушка- квакушка.

Зайчик:Я – зайчик-побегайчик.

А  ты кто?

Лиса:А я лисичка-сестричка.

Пустите меня в теремок.

Зайчик:Заходи!

Педагог:И стали они жить вчетвером.

Дети:Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю-полю волчок бежит

                       У дверей остановился и стучит.

Волчок:Кто-кто в теремочке живёт,

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышка:Я – мышка-норушка.

Лягушка:Я – лягушка-квакушка.

Зайчик:Я – зайчик-побегайчик.

Лиса:Я – лисичка-сестричка.

А ты кто?

Волчок:А я волчок-серый бочок.

Пустите меня в теремок.

Лиса:Заходи.

Педагог:И стали они жить впятером.

Дети:Стоит в поле теремок-теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Вот по полю-полю мишка бежит

У дверей остановился и стучит.

Медведь:     Кто-кто в теремочке живёт,

Кто-кто в невысоком живёт?

Мышка:Я – мышка-норушка.

Лягушка:Я – лягушка-квакушка.

Зайчик:       Я -  зайчик-побегайчик.

Лиса:Я – лисичка-сестричка.

Волк:Я – волчок-серый бочок.

А ты кто?

Медведь:   А я мишка, всех зверей ловишка.

Звери разбегаются, медведь догоняет.

Петрушка:  Ребята, а я пришёл к вам не один, со мной пришли лесные

зверюшки. И чтобы узнать, какие пришли зверюшки, нужно

                     отгадать  загадки:

                    Зимой беленький,

                    А летом серенький.

                    Никого не обижает,

                    А всех сам боится.

Дети:         Зайка!

Из-за ширмы выскакивает зайчик.

Зайка:       Прыг-скок, прыг-скок –

                   Прыгает зайчишка,

                   Как морковку я люблю,

                   Зайка – хвастунишка!

                   К деткам зайчик побежал,

                   Возле деток прыгать стал.

                   Прыг-скок, прыг-скок,

                   Догони меня дружок!

Игра «Скачет  зайка  маленький».

        Дети идут по кругу, зайка прыгает в кругу. Дети хлопают в ладоши,

       названный ребёнок догоняет зайку.

                    Скачет зайка маленький

                    Около заваленки,

                    Быстро скачет зайка

                    Ты его поймай-ка!

                    Раз, два, три!

                    Саша, зайку догони!

Петрушка:    Отгадайте следующую загадку:

                    Хозяин лесной

                    Просыпается весной,

                    А зимой под вьюжный вой

                    Спит в избушке снеговой.

Дети:          Медведь.

Из-за ширмы выходит медведь.

Мишка:      Я хозяин леса строгий.

                     Спать люблю зимой в берлоге,

                     И всю зиму напролёт

                     Снится мне душистый мёд.

                     Я большой и косолапый,

                     И зимой сосу я лапу.

                     Громко я могу реветь: р-р-р!

Петрушка:  Ты нас, Мишка не пугай, не пугай,

                      Лучше с нами потанцуй, потанцуй.

Танец «Медвежата».

                      Медвежата в чаще жили,

                      Головой своей крутили:

                      Вот так и вот так,

                      Ещё эдак, ещё так.

                      Медвежата мёд искали,

                      Дружно дерево качали:

                      Вот так и вот так,

                      Дружно дерево качали.

                      Вперевалочку ходили,

                      И из речки воду пили:

                      Вот так и вот так

                      Они из речки воду пили.

                      А потом они плясали,

                      Дружно лапы поднимали:

                      Вот так и вот так

                      Дружно лапы поднимали.

Петрушка:  Послушайте загадку:

                      Посмотрите-ка какая,

                      Вся горит, как золотая!

                      Ходит в шубке золотой,

                      Хвост пушистый и большой!

                      На увёртки мастерица,

                      А зовут её…

Дети:            Лисица!

Из-за ширмы выходит лиса.

Лиса:            Я – Лисичка, хвостик рыжий,

                      Встану к вам, друзья, поближе.

                      Вы меня не бойтесь, детки,

                      Никого из вас не трону!

Веселится к вам пришла,

                      Погремушки принесла!

Лиса раздаёт детям погремушки.

Игра «Кто скорее возьмёт погремушку».

Петрушка:    Ай, да молодцы! Ай, да удальцы! А сейчас с зайчиком, мишкой

                        и лисичкой мы поиграем в игру на внимание «Лесные звери»

Игра на внимание «Лесные звери».

Дети двигаются подскоками друг за другом под музыку. На один удар бубна – изображают зайчика, на два удара – имитируют движения лисички, на три удара – мишку.

После игры дети садятся на стульчики.

Петрушка:     Вот и праздник наш весёлый

                         Нам заканчивать пора!

                         Всех теперь к столу зовём

                         Угощаем пирогом.

                         Угощайтесь на здоровье,

                         Наши дети и друзья!

Лесные звери: Ну, прощайте, малыши!

 Веселитесь от души!

А нам нужно уходить,

Других деток веселить!

Под музыку Петрушка и лесные звери уходят.

ДОСУГ «ВЕЧЕР ИГР «ГОРОД МАСТЕРОВ»

(с элементами театрализации о талантливости русского народа)

Старшая группа

Историческая  справка

14 ноября – праздник ремесленников и кузнецов. После посещения церкви ремесленники собирались на складчину – сытник и веселились всю ночь. Козьма(Косма) и Дамиан считались также покровителями женских ремёсел. В этот день устраивали благотворительные базары. Говорят: « Кузьминки – первая встреча зимы», « Кузьминки об осени поминки», « Козьма- Дамиан – кузнец куёт лёд на земле и на водах».

Программное содержание:

«Социализация» - Приобщать детей к русской народной культуре средствами музыкального фольклора – народного праздника ремесленников и кузнецов. Развивать желание попробовать себя в разных ролях, поощрять импровизации. Развивать любовь и уважение к народной культуре.

«Коммуникация» - Обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы бытового окружения.

«Музыка» - Развивать умение исполнять простейшие мелодии на музыкальных инструментах.

Материал: большой строительный набор; лоскутное одеяло; скатерть; хохломская посуда – 8 предметов; деревянные ложки по 2 каждому; фонограммы спокойной народной мелодии и русской народной песни « Ах вы, сени».

                               Действующие  лица

Взрослые:

Сказочница    

Царь Долдон

Дети:

Швея                  

Мастера из Хохломы

Ложкари

Кузнецы

Ход досуга

В зал под спокойную музыку входит Сказочница.

Сказочница

               Сядьте рядышком, ребятки.

               Вам сегодня расскажу

               Без утайки, по порядку

               Сказку. Все вам доложу.

               В одной сказочной стране

               Старорусской стороне

               Жил – был царь Долдон.

               Всегда за модой гнался он.

Входит царь Долдон.

Царь Долдон

               Здравствуйте, здравствуйте все!

               Нынче мода повернулась к старине.

               Во дворце не нужно жить,

               Избу надобно срубить.

               И решил я дело смело:

               В город свёз я мастеров

               Со всей Руси людей умелых,

               Тех, кто знает ремесло.

               Кто избу царскую мне срубит?

               Кто для царя построит дом?

Сказочница

               Коль  дом построить тебе нужно,

               Сюда мы плотника  зовём.

Плотник

Наши прадеды любовно

               Топором тесали брёвна,

               Гвозди крепко забивали,

               Песню громко запевали.

Эстафета « Кто быстрее построит дом».

Дети делятся на 2 команды. Каждый участник держит в руках кирпич из строительного набора. По сигналу дети по очереди подбегают к указанному месту и начинают строить дом.

Царь хвалит построенные избы, выбирает, какая ему больше нравится.

Царь Долдон

Ставеньки узорные,

                 Тонкая резьба,

                 До чего ж просторная

                 Русская изба.

Сказочница

                Столяры да плотники –

                Отличные работники:

                Избу ловко так срубили

                И про мебель не забыли.

                Столы есть?

Царь Долдон.    Есть.

Сказочница.   Лавка есть?

Царь Долдон

                 Есть,

                 Где царю  можно присесть!

                 Теперь дом буду украшать,

                 Мастериц  нужно позвать!

Сказочница

                 Ну, а наши мастерицы

                 Вышьют сказочную птицу.

                 Принесут ковёр свой в дар,

                 Принимай государь.

Швея

                  Всё умеют мастерицы:

                  Шить, вязать и песни петь.

                  Строчка за строчкой

                  Все лоскуточки в цепочки

                  Ловкие руки собирают,

                 А потом сшивают –

                  Одеяло получают.

Мастерицы подают царю лоскутное одеяло.

Царь Долдон

                   Одеяло лоскутное –

                   Бело – сине – голубое.

                   С парусами, небесами,

                   Яркой радуги цветами.

                                           Н. Лопатина.

Коммуникативная игра «Иголка и нитка»

Дети становятся друг за другом. Первый ребенок – иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать. Музыкальное сопровождение – любая подвижная русская народная мелодия.

Сказочница застилает стол скатертью.

     Царь Долдон

                Ковры есть, скатерти есть

                И одеяло тоже есть.

                Ну а где добыть посуду,

Покрасивей бы не худо?

Сказочница

                Царь-батюшка, гляди:

                Мастера к нам пришли

                И посуду принесли.

     На середину зала выходят три мастера с хохломской посудой.

     1-й мастер

                Посуда наша для щей и каши,

                Не бьется, не ломается,

                Порчи никакой не подвергается.

     2-й мастер

                А вот плошка, налей окрошку,

                Возьми ложку, хлебай понемножку.

3-й мастер

                Кому посуду для кашки, окрошки?

                Чудо-блюдо до чашки, ложки?

Царь Долдон. Откуда посуда?

Мастера (хором)

                К вам приехала сама

                Золотая хохлома!

                        А. Аверьянова

Царь Долдон

                Хочу, чтоб стол Царя

                Украшала хохлома.

Эстафета «Кто скорее накроет стол»

        В игре участвуют 2 команды по 4 человека. Каждый ребенок держит в руках хохломскую посуду: тарелки, чашки, блюдо, ковш, ложки. По сигналу дети по очереди подбегают к столу, накрытому скатертью, и ставят посуду на стол. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Царь Долдон

                Вот молодцы! Угодили царю.

                Всех  за работу хвалю.

                За такой стол сесть не стыдно.

                Нет лишь музыки, обидно.

Сказочница

                А ложки деревянные,

                Звонкие, забавные.

     1-й ложкарь

                Ложки резали мы сами

                Из березы и ольхи,

                Их любовно расписали,

                А на ручках – петухи.

2-й ложкарь

                Ложки, ложечки резные

                Зазвенят в один момент –

                Не простые, расписные,

                Древнерусский инструмент.

                                           Ю. Полухин

Русская народная мелодия «Ах вы, сени»

         Дети исполняют мелодию на ложках, используя различные приемы игры по показу Сказочницы, сопровождая игру оркестра народных инструментов. Царь приплясывает и подпевает.

Царь Долдон

                Ох, меня вы накормили

                И потешили меня.

                Сейчас поеду на охоту.

                Эй, подайте мне коня!

Сказочница

                Царь Долдон, вот незадача –

                Расковался жеребец.

     Царь Долдон (топает ногами)

В миг вы кузнеца найдите,

                Позовите, наконец!

Русская народная песня «Во кузнице»

     Инсценируют мальчики.

     Царь Долдон

                Велика Россия наша

                И талантлив наш народ,

                О Руси родной умельцах

                На весь мир молва идет.

                                  И. Кадухина

Песня о родине (по выбору)

     Сказочница

                Вот и кончился наш сказ

                Про мастеров России нашей,

                Про Долдона и про нас.  

Театрализованное представление «ПАСХА»

Подготовительная группа

Историческая  справка.

ПАСХА – величайший христианский праздник, наступающий в воскресенье, после семинедельного Великого поста. Светлое Христово Воскресенье – день, в который совершился его переход от смерти к жизни вечной. Празднование длится неделю. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашеными яйцами. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. С Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи: пели веснянки, водили хороводы, катались на качелях.

Программное содержание:

«Социализация» - Приобщать детей к русской народной культуре через знакомство с праздником Пасхи. Воспитывать детей в национальных традициях.

«Коммуникация» - Помочь детям в освоении выразительных средств языка.Совершенствовать умение в отработке дикции: развивать умение внятно и отчётливо произносить слова и словосочетание.

«Музыка» - Закреплять умение самостоятельно водить хороводы, петь русские народные песни. Формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок, русских народных игр.

Материал: фонограммы русской народной песни « Пойду ль я, выйду ль я» и праздничных колокольных звонов; русская матрёшка, японская игрушка – мудрец Фукурума; матрёшки с разной росписью – Весна, Лето, Осень, Зима; зелёная ткань, плоскостные весенние цветы; деревянный короб с утварью для ярмарки; дымковская барышня, лаковая шкатулка, хохломская ложка, скалка, балалайка, деревянные ложки, бубны, трещётки; золотое яичко; расписные пасхальные яйца – каждому ребёнку.

                                   Действующие  лица.

Взрослые:

Ведущий

Дед

Баба

Дети:

Курочка ряба

Мышка

Девочки – матрёшки

Мальчики – мастеровые

Ход представления

На центральной стене – улыбающееся солнышко, протягивающее в ладошках расписные пасхальные  яйца, под ним – весенние цветы, вербные ветви.

Дети входят  в зал, исполняя хоровод.

Ведущий: Послушайте, ребятки, про какую русскую игрушку я вам расскажу.

    Эй, круглёшка!                                  А на платок, кофту, сарафан

    Эй, куклёшка!                                    Силы все свои отдам.

    Распишу тебя сейчас.                       Полюбуйтесь на неё:

    Пёрышком своим                             Милое существо

    Глазки округлим,                             Деревяннаякругляшечка

    Бровки подведём,Стала вдруг…..

    Носик, ротик выведем.Дети – Матрёшечкой!

Ведущий: Вот она – русская матрёшка. Оказывается её предок – японская игрушка мудрец Фукурума( показывает). Она открывалась, а внутри находилась ещё одна, и так далее. Эту игрушку однажды вывез из Японии русский купец. Её увидел русский художник Сергей Васильевич Малютин, и у него родился образ русской матрёшки, которая стала символом русской деревенской красавицы – дородной, круглолицей, румяной девицы. В какие только наряды не наряжали матрёшку художники! Посмотрите, к нам в гости тоже пришли матрёшки, да не простые. Они нам напомнят о временах года.

( Показывает матрёшку – лето). Отгадайте, в какое время года вышла матрёшка погулять. ( дети отвечают). Давайте сделаем для этой матрёшки цветущий луг.

                          Игра « Кто назовёт больше цветов».

Дети берут плоскостные цветы, по очереди называют их и выкладывают на полянку ( зелёная ткань, лежащую на полу в одном углу зала). Если ребёнок затрудняется назвать цветок, дети ему помогают.

Ведущий:    Мы на луг пойдём, венки сплетём.

Хоровод « Цветы».

Пошли дети в поле                                  дети, взявшись за руки, идут по кругу

Собирать цветы.

Припев:

Мак, мак, красный мак,                       хлопают в ладоши

Белая ромашка,

Синий, синий василёк                    кружатся

Розовая кашка.

Цветы собираливращают кулачками перед грудью

И венки плели.(вьют венки)

Припев:                      повторяют движения

Венки заплетали,      идут по кругу

Хоровод вели.

Припев:                                             повторяют движения

Пошли дети в поле  сужают круг, держась за руки

Собирать цветы.       Расширяют круг, повторяют

движения.

Ведущий: (показывает матрёшку Осень)

                     Миновало лето, осень наступила

                     И матрёшка наша, на ярмарку попала.

1 мальчик:  Весело – весело мастерит всё село:

                      Кружки, толкушки, веретена, игрушки!

2 мальчик: Возьмём на базар расписной товар.

                     Покупайте дружно, что кому нужно!

           Русская  народная  песня « Где был Иванушка».

Ведущий:    Что у вас здесь, покажите,

                      Про товары расскажите.

1 ребёнок:   Девица в венце, румянец на лице,

Собой хороша, стоит не дыша.

2 ребёнок:   На шкатулке – два домочка.

Из домочков – два дымочка.

У крыльца – два деревца.

А на глади озерца

Посерёдочке, кто-то  в лодочке!

3 ребёнок:   В плошку лей окрошку,

Бери ложку, ешь понемножку.

4 ребёнок:   Скалка рубля не жалко,

Станешь печь пироги,

Скажешь скалке : « Помоги!»

5 ребёнок:   Балалаечка – игрушечка,

Ты играй, моя подружечка!

Есть и струны, и колки,

И в цветочках уголки!

Русская  народная  мелодия « Пойду  ль  я,  выйду  ль  я»

Мальчики играют в шумовом оркестре, сопровождая игру ансамбля  балалаечников под фонограмму.

Ведущий:     Ну и музыка играет!

Ноги сами рвутся в пляс!

И нарядные матрёшки

Спляшут русскую для нас.

Танец  матрёшек( исполняют девочки)

Ведущий: (показывает матрёшку – Зиму). Но вот пришла другая матрёшка.

( загадывает загадку)

                        Посмотрите, шубка на ней меховая,

                        Есть рукавички и тёплый платок.

Время какое настало, дружок?    ( Зима )

                        Но мы зимой не маемся,

                        На лыжах, санках катаемся.

                        Попробуйте, ребятки,

                        Отгадать зимние загадки.

                        Лишь стукнет она

                        К нам в окошко снежком,

                        Мы санки берём

                        И на горку бегом!        ( Зима)

                        За нос щипает,

                        А синяков не оставляет?     ( Мороз)

                        Вот так загадка!

                        Глянешь – летает,

                        На нос присядет –

                        Сразу растает!            ( Снежинка)

Русская  народная  игра  « Метелица».

Метелица, метелица,                      двигаются врассыпную, покачивая руками

Снег повсюду стелется,               перед собой вправо- влево

Кто кружится, вертится,               кружатся на месте.

Тот заметелится.             Приседают на последний слог.

Ведущий: ( показывает матрёшку- Весну)

             Нам зима – то надоела,

             Всю солому переела,

             Надо вёснушку нам звать.

             Весну кликать- выкликать.

Русская  народная  закличка   « Весна – красна»

Жавороночки,                                    дети поднимают руки

На соломочке

Прилетите к нам,                               взмахивают руками, как крыльями

Принесите нам          

Весну красную,                                  отводят одну руку в сторону,

Лето тёплое,                                       отводят другую руку

Нам зима – то надоела,прижимают ладони к щекам, качают

                                                            головой,

Весь и хлебушек поела.делают взмах руками от себя.

Ведущий:

              Пришла весна,

              Солнце, радость принесла.

1 ребёнок:

              Солнце смотрит веселей,

              Солнце смотрит прямо.

              И поёт как соловей,

              Ручеёк  упрямый.

2 ребёнок:

              И журчание воды,

              Трели, переливы

              Молча слушают цветы

              У зелёной ивы.

3 ребёнок:

              И, летя из далека,

              Журавли курлычут,

              Эту песню ручейка

              С поднебесья слышат.

4 ребёнок:

              И спешит к реке ручей,

              Стаю догоняя,

Всё призывней и звучней

              Что – то напевая.

                                   Песня  о  весне.

Ведущий:

              Позовём гонцов весны.

              Где вы, милые певцы.

Закличка  « Жаворонушки».

Жаворонки, прилетите!            дети поднимают прямые руки

Красно лето принесите,            взмахивают кистями рук

А зиму – то унесите!            Опускают рукич/з стороны, взмахивая

кистями

Нам зима – то надоела,        скрещивают руки на груди

Как хуже горькой редьки,вытягивают руки вперёд

Надоела, уморила,качают головой вправо - влево

Ножки, ручки поморозила.шлёпают ладонями по коленям

                                                   руки – вперёд, поворачивают ладони

Бабушка сидит под печкой,складывают руки перед грудью «полочкой»

Шьёт мешочки.                          «шьют иголкой»

Кладёт уголёчки,«складывают уголёчки в мешок»

Печёт кренделёчки.«пекут пирожки».

Ведущий:

                   Будем птиц встречать,

                   Будем с птицами играть.

Русская  народная  игра  « Горелки».

Дети встают парами друг за другом, поднимают сцепленные руки, образуя ворота. Впереди, спиной к ним, становится «горельщик». Дети ему поют, проходя через « ворота», начиная с последней пары.

Дети:

                    Гори, гори ясно,

                    Чтобы не погасло!

                    Сделай дело,

                    Глянь на небо –

                    Звёзды горят,

                    Утки летят,

                    Поморью кричат:

                   «Чекоты, чекоты,

                    Не догонишь, ты!»

После этих слов игроки, стоящие в первой паре, бегут с двух сторон. Вдоль колонны. «Горельщик» старается поймать одного из них. Если «горельщику» это удаётся, то он встаёт с пойманным впереди колонны, а игрок, оставшийся без пары, «горит». Игра повторяется.

Ведущий: Вот и настал самый светлый, самый радостный праздник – Пасха. В этот день все христиане празднуют воскрешение Иисуса Христа. В церквях радостно звонят колокола, в домах пекут сдобные куличи, делают творожные пасхи, красят яйца. А мы с вами посмотрим сказку.

Инсценировка  сказки «Курочка  Ряба».

Ведущий:

Жили – были в одной деревушке

                    Старичок со своею старушкой.

                    Дружно жили они, не тужили,

                    Вместе в церковь в субботу ходили,

                    Вместе хозяйство вели,

                    Вместе пироги пекли.

Баба:

                    Дед, ты печку затопил?

                    Сегодня я затею пир.

                    Ведь праздник Пасхи наступил.

Дед:

                   А я уж выбился из сил

                   Дров наколол, воды наносил,

 Печку давно для тебя натопил.

Баба:

                   Ай да, помощник! И я не дремала.

                   Тесто поставила, клюкву намяла,

                   Сахар насыпала. Вкусный пирог

                   В печку сажу я, поспеет он в срок.

                   Сладкого морса в кувшинчик налили…

Дед:

                   Бабка, мы яйца покрасить забыли!

Баба:

                  Ну, это беда не беда!

                  Курочка Ряба, иди к нам сюда!

Появляется Курочка Ряба с золотым яйцом.

Ряба:

                 Здравствуй, Дед, и здравствуй, Баба!

Постаралась Кура Ряба.

                 Вы не слушали меня,

                 А говорила я не зря:

Ко Христову дню

                 Я яичко принесу.

                 Да яйцо – то не простое

                 Принесла вам – золотое!

Баба:

                 Дед, яйцо горит, как жар.

Дед:

                 Я подумал, что пожар!

Баба:

                 Жалко красить золотое,

                 Пусть оно стоит такое.

                 А тебе, моя хохлушка,

                 Я зерна насыплю в кружку.

Дед:

                 Ну, а я воды налью,

                 Тоже Рябу похвалю.

Дед, Баба и Курочка Ряба уходят. Появляется мышка.

Ведущий:

                 Всё бы ладно, но, детишки,

                 В доме том жила и мышка.

                 Она по полу бежала

                 И яичко увидала.

Мышка:

                 Что за странное яйцо?

                 Словно жар горит оно!

                 С ним немножко поиграю,

                 Лапкой трону, покатаю.                       (роняет и разбивает яичко)

                 Ой! Пока не видят Дедка с Бабкой,

                 Мышке ноги делать надо!                    (убегает)

Входят Дед и Баба. Замечают разбитое яйцо.

Баба:

                 Вот так горе! Вот беда!

Это Мышка, Дед, она!

Дед:

                  Что же делать? Как тут быть?

Баба:

                  Будем, старый, слёзы лить!

Ряба:

                  Не плачь, Дед! Не плачь, баба!

Принесла вам Кура Ряба

                 Яички другие, не золотые, а цветные!

Дед и Баба:

                 Спасибо, хохлатушка, курочка Рябушка!

Курочка Ряба:

                 Яйца катайте, Пасху встречайте!

Песня « Пасха».

Звучат колокольные пасхальные звоны. Ведущий приглашает детей в группу, где они играют с яйцами, пьют чай с пасхальными куличами.

Содержание:

1. Пояснительная записка                                                                          2

2. Театрализованное представление «Гостьюшка»        

     2 младшая группа                                                                                 4

3. Театрализованное представление « Лесные

    зверушки в гостях у Петрушки»

     Средняя группа.                                                                                  8

4. Досуг «Вечер игр « Город мастеров

  ( с элементами театрализации )

     Старшая группа                                                                                  15

5. Театрализованное представление « Пасха»

     Подготовительная группа.                                                                  21

6. Содержание                                                                  29

7. Список использованной литературы                          30

Список использованной литературы.

1. Сорокина Н.Ф. « Сценарии театральных кукольных занятий».

2. Картушина М.Ю. « Театрализованные представления для детей и

    взрослых».

3. Картушина М.Ю. « Русские народные праздники в детском саду».

4. Картушина М.Ю. « Логоритмические занятия в детском саду».

5. Журналы  « Весёлая нотка», « Музыкальная палитра», « Воспитатель

    ДОУ».

6. Шорохова О.А. « Играем в сказку».

Лукьянцева Нелли Артуровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность".

- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, развитию ...

«Реализация технологий развития речевого творчества воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации по средствам театральной деятельности.»

На что направлена театрализованная деятельность,что такое речь.Каким образом можт влиять театрализованная деятельность на развитие речи детей дошкольного возраста....

Программа дополнительно – образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к истокам русского народного творчества средствами театрализованной деятельности. «КУКЛЯНДИЯ»

Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не толь...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

Декоративно–прикладное искусство как средство приобщения к народному творчеству

Декоративно–прикладное  искусство как средство приобщения к народному творчеству...