П.И. Чайковский и его "Детский альбом".
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
П. И. Чайковский и его
«Детский альбом»
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
Задачи:
1. Образовательные: а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;
б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;
в) научить детей воспринимать образы в музыке;
г) учить различать контрастное звучание музыки;
д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.
2. Развивающие: а) развивать музыкальный вкус;
б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать
музыкальные образы;
в) развивать музыкальные и творческие способности.
3. Воспитывающие: а) воспитывать в детях доброе начало через
классическую музыку;
б) воспитывать культуру слушания;
в) воспитывать желание слушать классическую музыку.
Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, кроватка для куклы, повязка на голову куклы, барабан, гусарский головной убор.
Аудиосредства: музыкальный центр, диск с записью музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома», разучивание роли Бабы Яги с воспитателем.
Ребята, в рамках проекта «Классическая музыка – детям» сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотить и передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?
Дети называют композитора П. И. Чайковского
Муз. рук. А кто же он по профессии?
Дети. Композитор.
Муз. рук. Правильно!
Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.
Дети рассказывают о композиторе все, что знают.
Муз. рук. Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».
- Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».
Вам интересно узнать больше о великом композиторе?
Муз. рук. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)
Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.
Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.
Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя! »
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.
- Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие? (Дети называют)
Муз. рук. (берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского)
- А теперь обратите внимание, что у меня в руках?
Дети. «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Муз. рук. Бом-бом, открывается альбом,
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят
Много-много лет назад.
- Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.
Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (деревянные солдатики)
(показ иллюстрации деревянных солдатиков)
Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.
«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках,
у куклы повязка на голове.
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»
- Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)
- Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский.
«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»
- О чем рассказала вам эта музыкальная картинка?
- Какая музыка по характеру?
- Что вы услышали в музыке
(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)
- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? (ответы детей)
Тихо, тихо, тишина,
кукла бедная больна,
просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
и она поправится.
- Давайте споем песенку «Прощайте игрушки», и тогда она выздоровеет.
«Прощайте игрушки».
(посадить куклу на стульчик)
- Ну вот, куколка и поправилась
(муз. рук. снимает повязку с головы куклы)
Стук в дверь
- Кто-то к нам в гости пришел.
(муз. рук. вносит других кукол)
- Вот и новые куклы пришли.
А П. И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Новая кукла»
- Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? Какое настроение теперь у кукол будет?
Сейчас мы послушаем пьесу «Новая кукла», а девочки постараются выразить в движениях, как радуются они новым куклам.
(муз. рук. предлагает всем девочкам взять кукол)
«НОВАЯ КУКЛА»
- Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку
П. И. Чайковского.
Тихо, тихо сядем рядом -
входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
разноцветном, голубом.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
(К. Ибряев)
- Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется «Сладкая греза». Греза - это мечта.
Вы умеете мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем и в этом нам поможет музыка. Сидите спокойно и что-нибудь себе представляйте, можно слушать, закрыв глаза, и мечтать. Потом мне расскажите, о чем хорошем вы мечтали
«СЛАДКАЯ ГРЕЗА»
- Помечтали? Теперь расскажите, о чем же вы мечтали?
«Песня жаворонка» - это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым, радостным настроением; вся музыка построена на звукоподражании птичьему щебету.
- П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.
«БАБА – ЯГА»
- Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?
(дети высказывают свои предположения)
Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга»
А еще написал П. И. Чайковский красивую, плавную музыку и под нее можно танцевать. Ребята сейчас покажут, как можно танцевать.
«ВАЛЬС»
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.
- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
- Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.
- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
- А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра.
Литература:
1. Гераскина Л. Ожидание чуда. М: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003.
2. Чайковский П. Детский альбом. Издательство «Музыка», 1986.
3. Радынова О. Программа «Музыкальные шедевры».
М:Издательство «Гном и Д», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П. И. Чайковский "Детский альбом"
На занятии дети знакомятся с пьесами П.И. Чайковского, учатся слушать музыку и узнавать её в игровых ситуациях...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-95637-1359741707.jpg)
Тематическое занятие"Детский альбом" П.И. Чайковский.
В течение года на музыкальных занятиях дети знакомились с творчеством П. И. Чайковского, в частности с произведениями из "Детского альбома". Помимо коррекционной работы (развитие эмоциональной функции...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-128043-1350726849.jpg)
Музыкальная гостиная "Детский альбом П. И. Чайковского"
Обобщение знаний детей о творчестве композитора, его произведениях для детей. В такой форме проведения дети окунаются в то время когда жил и творил сам композитор. А еще раз вслушиваясь в его произвед...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/17/picture-274373-1374082182.jpg)
Конспект занятия «Поездка на ярмарку» по Детскому альбому П.И.Чайковского для детей старшей и подготовительной группы
Конспект занятия «Поездка на ярмарку»по Детскому альбому П.И.Чайковскогодля детей старшей и подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/17/picture-270885-1374083222.jpg)
Сценарий занятия по творчеству П.И. Чайковского "Детский альбом"
Занятие знакомит с произведениями из "Детского альбома" П.И. Чайковского. Широко представлены методы и приемы для понимания ребенком эмоционально-образного содержания произведений....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-328279-1382892868.png)
Тематический вечер для детей старшей группы П. И. Чайковский "Детский альбом"
Тематический вечер для детей старшей группы «Детский альбом» П. И. ЧайковскогоТематический вечер для детей старшей группы «Детский альбом» П. И. Чайковского...