Сотрудничество с родителями через инновационные формы
консультация (подготовительная группа) на тему
Работа с родителями - важнейший аспект работы воспитателя. С внедрением ФГОС ДО существенно изменились формы взаимодействия с родителями. Родители-равноправные партнеры в воспитании детей, им отдан приоритет. В данной крнсультации мы раскрываем формы работы с родителями, применяемые в нашем ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov._rabota_s_roditelyami.docx | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество с семьей
через внедрение инновационных форм
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг. [1]
С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Источником инноваций является проблема.
В нашем дошкольном учреждении тоже возникла проблема по взаимодействию с родителями воспитанников. Педагогическая пассивность родителей, непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками.
Несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.
Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей.
Таким образом, можно сделать вывод, о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.
Решить проблему инновационно – значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.
Результатами инновационной деятельности является рост профессиональной компетентности педагога и повышение качества образования дошкольников. [1]
На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода.
С целью решения вышеперечисленных проблем, мы разработали систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями.
Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи, через:
- установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов;
- активизацию и обогащение воспитательных умений родителей, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. [2]
Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов– сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.
Инновационная составляющая работы дошкольного учреждения связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семей на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности.
Только совокупность этих составляющих дает право говорить об инновационности форм работы.
На сегодняшний день эта задача стоит повсеместно, а у нас это годовая задача детского сада - родители из «зрителей» и «наблюдателей» должны стать активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Для этого нужно активно использовать инновационный компетентностный подход к работе с родителями.
Коллектив МДОУ №145 находится в постоянном поиске новых, современных форм, методов взаимодействия с родителями.
Изучая с педагогами педагогическую литературу по инновационной деятельности мы познакомились, как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные. Рассмотрели и формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, информационные и практические формы для просвещения родителей, а также важные условия эффективности этой работы.
По данной проблеме воспитателям была оказана методическая помощь, была проведена консультация «Работа с родителями- нетрадиционные подходы», семинар-практикум «Взаимодействие с родителями в свете новых подходов», где учились составлять проект нетрадиционных встреч с родителями используя инновационные формы взаимодействия. Проводили педсовет на тему «Работа педагогического коллектива с родителями» (нетрадиционные подходы), с приглашение родителей из состава родительского комитета.
Поэтому приходилось придумывать, комбинировать старые традиционные формы и новые приёмы, применять более современные технологии в работе с родителями, без которых уже не может существовать современный детский сад.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка необходимо воспитатели нашего дошкольного учреждения начинаю работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы можем проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Инновационные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье. Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Так возникла у нас возникла идея создания родительского клуба на базе ДОУ спортивного направления и направления «Технология+», задачи которых является привлечь родителей к совместной деятельности по формированию здорового образа жизни и творческого развития детей. Родители принимают активное участие в районных и городских спортивных мероприятиях, а также на базе ДОУ прошли мастерклассы по изготовлению поделок из различных материалов в рамках дня открытых дверей.
. Следующим шагом в этом направлении стало создание сайта дошкольного учреждения. Сайт детского сада – это то, на чем основывается деятельность детского сада в Сети и его успешность. От того, как будет преподнесена информация о деятельности педагогического коллектива, а также от того, насколько частым будет обновление информации на сайте, во многом будет зависеть успех и востребованность услуг детского сада, что перекликается с условиями формирования современной модели образования дошкольного мира.
Сюда может зайти любой родитель. На сайте можно ознакомиться с проблемами, с которыми сталкивается детский сад. Побывать на всех праздниках и утренниках. Посетить «Творческую гостиную», в которой можно полюбоваться творениями детей и испытать гордость за своего самого талантливого, умного и любимого ребенка. На сайте можно анонимно задать любой интересующий вопрос и получить ответ специалиста.
Сайт, газета выступают не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что очень важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.
В своём дошкольном учреждении мы практикуем такую открытую форму с родителями как демонстрация достижений детей.
Информация о детях- очень важный и пока ещё малообеспеченный пласт культуры взаимодействия детского сада и родителей.
Сбор информации о достижении детей каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить, то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх. Достижение - это безусловны успех ребёнка в чём-либо. Это выработка из фактов, полученных в ходе наблюдений. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.
Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей используются разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей становится ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования, из посещения семей. В результате выявляются примеры хорошего воспитания в семье, выявляются родители, имеющие высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.
Исходя из выше перечисленного, видно, в какой семье воспитательный потенциал высок и кто может поделиться опытом по поднимаемой проблеме на родительском собрании, семинаре или конференции.
Педагоги много рассказывают родителям о различных опытах семейного воспитания и привлекают к этому родителей. На аудиторию родителей большее влияние оказывает то, что о положительном опыте организации жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители. К указаниям и требованиям воспитателя они могут отнестись скептически, с некоторым недоверием к их осуществимости и целесообразности. Их больше убеждает, когда об этом же рассказывают сами родители, реализовавшие в своей семье определенное направление в воспитании и развитии своего ребенка, испытавшие их целесообразность и добившиеся положительных результатов.
Не выходя за пределы своего коллектива, уже в известной мере знакомого и сплоченного, родители легче делятся своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания, ищут выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом просматриваются и выслушиваются на собраниях, вызывают обсуждения, будят мысли и способствуют обмену опытом семейного воспитания.
Обобщение семейного опыта родителями может оформляться в продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов, докладов, альбомов, фильмов, фотовыставок, компьютерных презентаций. Но родители уже по традиции, оформление выбирают в виде мультимедиа презентаций и слайд-шоу.
И мы предлагаем начинать не с формальных собраний и стендов, а с объединения, сближения людей, сопричастных жизни ребёнка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребёнок. Рассказывая родителям о том, что происходило в течение дня, какие позитивные стороны личности проявил их малыш, какие достижения или трудности принёс ему день, воспитатель формирует у родителей понимание того, что они не обладают этой уникальной информацией по той просто причине, что их не было рядом.
Теперь словосочетание "инновационные формы работы с родителями" не вызывает у нас затруднений.
Об эффективности проводимой работы с родителями в нашем детском саду свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
- активность взрослых в жизни детского сада и группы.
Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило нам пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
Наши рекомендации родителям не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.
Литература
- Ярославский педагогический вестник №3, 2012г., автор Ю.Е Орлова..
- Сайт http://128.lipetskddo.ru
Библиографический список
1. Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
2. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов [Текст] / В. И. Беляев. – М.: «Ваш полиграфический партнер», 2010. – 430 с.
3. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1990.
4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л. Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрип-торий2003», 2008. – 72 с.
5. Семейная педегогика [Текст]: учебно-методическое пособие / сост. канд. психол. наук, доцент кафедры дошк. пед. Н. В. Кущ. – Глазов, 2005. – С. 5–9.
6. Солодянкина, О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей [Текст]: пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2004.
7. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа [Текст] / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности».
В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политичес...
"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности"
Одна из задач современного образования - формирование функционально грамотных людей....
Развитие функциональной грамотности у дошкольников через инновационные формы познавательно-исследовательской деятельности.
Главная особенность современного мира - его высокая динамичность. В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам уме...
Повышение педагогической компетенции родителей через разнообразные формы технологии сотрудничества
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей одна из задач ...
Проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 4 - 6 лет через инновационные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС "Народне забавы"
Проект направлен на совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья детей через инновационные формы работы с родителями, а также прививает интерес к истокам русской народной культуры, нар...
Презентация проекта по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через инновационные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС.
В презентации представлен проект по сохранению и укреплению здоровья детей через инновационные формы сотрудничества с родителями, на основе формирования интереса к истокам русской народной культуры....