Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в условиях Федерального государственного образовательного стандарта
статья на тему
В статье раскрывается понятие РППС, ее принципы, изменения в связи с внедрением ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_lm_rpps_fgos.docx | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 16 ГОРОДА БЕЛОРЕЧЕНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ РАЙОН
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
ТЕМА: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Старший воспитатель
Зинченко Л.М.
2016 г.
В настоящее время педагогические работники многих дошкольных образовательных учреждений находятся в поиске способов и вариантов организации групповой развивающей предметно-пространственной среды. И несмотря на то, что ФГОС ДО достаточно подробно описывает основные принципы организации пространственной среды, данный вопрос на практике вызывает множество вопросов. Как создать трансформируемую среду? Как достичь вариативности и полифункциональности среды?
Как создать условия для развития самостоятельности и инициативности детей в развивающей среде? И, наконец, куда деть имеющийся арсенал оборудования? Попытаемся разобраться.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде описаны в разделе 3.3. ФГОС ДО и отражают следующие основные аспекты: среда должна обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; быть приспособленной к реализации Программы; соответствовать особенностям здоровья, развития и возраста детей; способствовать развитию ситуаций совместной деятельности детей и взрослых, возможностей для общения, двигательной активности детей, для уединения. Вместе с тем среда должна обеспечивать необходимые условия в случае организации инклюзивного образования и учитывать национально-культурные и климатические условия.
В тексте ФГОС ДО (п.3.3.4) сформулированы принципы создания развивающей предметно пространственной среды. Среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Остановимся подробно на особенностях каждого из данных принципов.
Среда содержательно-насыщенная - обратите внимание, не просто «насыщенная», а «содержательно-насыщеная». Акцентирую на этом внимание, поскольку в основном среда многих групповых помещений детских садов явно перегружена играми и дидактическими пособиями, накопленными за последние годы. Содержательная насыщенность предполагает не количество игр и игрушек, а отражение достаточного тематического содержания в представленной в группе подборке материалов. Можно заполнить стеллаж настольными играми разнообразной тематики, а можно (и нужно) разложить на полках всего несколько, но по теме комплексного плана или по теме, инициированной самими детьми. При таком подходе развивающие пособия не отвлекают ребенка, не рассеивают его внимание, а достигается и сосредоточенность на определенной тематике, и частая сменяемость материалов, учитываются интересы детей, и самое главное, освобождается пространство для разнообразных видов деятельности детей и взрослых. А ещё, ограниченность ресурсов, наличие материалов в единственном или ограниченном количестве приводит к необходимости договариваться друг с другом.
Среда трансформируемая - это один из самых трудно реализуемых принципов, поскольку групповые помещения в большинстве случаев заполнены громоздкой мебелью, стационарными стендами и конструкциями, не способными к трансформации. А трансформируемость предполагает возможность менять функциональную составляющую предметного пространства в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей. Так, предметно-развивающая среда может меняться как структурно (перестановка мебели, её функциональное преобразование под развивающийся сюжет), так и содержательно (в зависимости от времени года, освещаемой темы или проекта, к праздникам, для отражения гендерных особенностей под интересы мальчиков и девочек и т.д.). Очень важно, чтобы трансформировать среду могли сами дети, поэтому конструкции должны быть легкими и мобильными (легкие ширмы, легко передвигаемые стеллажи, столы и стульчики, коврики, мягкие формы и т. д.). А для всего этого нужно, опять-таки, свободное и незагруженное пространство.
Среда полифункциональная. Полифункциональность - это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, многофункциональное использование предметов среды (игр, игрушек, мебели и оборудования). Развивающие игры и иные дидактические материалы должны предполагать разнообразие действий ребенка с ними: кубики можно использовать не только для строительства, но и организовать их счет, использовать в сюжетно-ролевой игре; с помощью частей конструктора можно осмысливать состав числа; книги возможно использовать как для чтения и рассматривания, так и для организации игры в библиотеку; материалы для творчества (карандаши, фломастеры) можно использовать для сортировки и т.д. Разнообразно можно использовать и оборудование группы: передвижные столы и стеллажи могут стать основой конструкции, создаваемой детьми (дом, магазин, мастерская и т.д.); стенды или информационные доски могут быть оформлены самими детьми по развиваемому в процессе игры сюжету и т.д. Развивающие материалы должны предполагать и множество уровней сложности в работе с ними: младший ребенок - ощупывает и обнюхивает, старший - играет по правилам или даже придумывает собственный способ действия с дидактическим материалом.
Среда вариативная рредполагает возможность выбора ребёнком пространства для осуществления различных видов деятельности (игровой, двигательной, конструирования, изобразительной, музыкальной и т.д.), а также материалов, игрушек, оборудования, обеспечивающих самостоятельную деятельность детей. Важно предоставить детям возможность заниматься широким спектром активностей: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр. Вариативная среда должна состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые могут выбираться ребенком по собственному желанию. В течение дня должно быть время, когда дети могут выбирать пространство активности (площадку) по собственному желанию. Очень важным представляется и частое изменение предметно-пространственной среды в соответствии с интересами и проектами детей.
Предметно-развивающая среда может быть организована с помощью разделения на тематические центры, уголки, лаборатории. Жестких требований к тому, как будет называться центр активности (уголок, зона, островок и т.д.) нет. Главное условие - данные площадки должны обеспечивать содержательную интеграцию всех образовательных областей и быть интересны детям, быть ими востребованы.
Среда доступная. Доступность групповой среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает свободное использование детьми игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивающих все основные виды детской активности. Доступность среды позволяет ребенку самостоятельно выбрать материал и заниматься своим делом, не прибегая к помощи взрослого. Доступность обеспечивается расположением материалов на низкой высоте, открытыми шкафчиками или удобными съемными контейнерами, возможностью к трансформированию пространства и оформлению его самими детьми и т.д. Главный критерий доступности - возможность ребенка длительное время заниматься чем-то интересным и понимать, что групповое пространство предоставлено §.его собственное распоряжение.
Среда безопасная предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. В групповом помещении все оборудование должно быть исправным и безопасным, не должно быть опасных предметов (острых, бьющихся, тяжёлых), должны быть закрыты углы и т.д. Игры и игрушки также должны быть безопасными и сертифицированными. Вместе с тем исправность и безопасность оборудования не всегда гарантируют отсутствие опасных ситуаций в группе. Дети подвижны и активны, поэтому ситуации могут возникать всякие. Эффективным приемом обеспечения принципа безопасности в группе детского сада является разработка правил поведения. Правила появляются по мере необходимости и отражают существующую реальность. Например, в центре сюжетно-ролевой игры можно поместить правила работы с бытовыми приборами, в центре движения - правила юного спортсмена и т.д. Важны и общие правила поведения в группе и на прогулке. Например: «Поиграл - убери игрушки», «Разрешай конфликты мирным путем» и т.д. Главное условие - создание таких правил вместе с детьми или самими детьми, поскольку правила, продиктованные взрослыми - это правила взрослых, а правила, «рожденные» вместе с детьми или самими детьми, становятся их правилами и принимаются намного быстрее. Задача воспитателя поддерживать соблюдение правил во время совместной и свободной деятельности, обеспечивая тем самым возможность детей на концентрированное, ответственное, самостоятельное действие.
Таковы основные принципы организации группового развивающего пространства, но рассмотрим и некоторые рекомендации, учет которых поможет «приблизить» среду к ребенку, сделать её по-настоящему интересной и рациональной.
Развивающая среда тогда является развивающей, когда она соответствует уровню развития
ребенка, его интересам и потребностям. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребенка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), т.е. на завтрашние возможности детей.
Среда должна обязательно учитывать двигательную активность детей, желание побегать и попрыгать, осуществлять разнообразные движений, испытывая радость от них. Зачастую перегруженная среда группы не дает детям такой возможности и это ещё один аргумент в пользу «освобождения» пространства. В то же время окружающая обстановка должна иметь свойства и «гасить», тормозить повышенную активность детей, когда это необходимо. Следует обязательно создавать уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически безопасным. У ребенка в группе детского сада при одновременном нахождении 20 — 25 детей на протяжении 9 — 10 часов должно быть право на отдых и отстаивание своих психологических границ.
В пространстве группы важно создать и разные пространства для предъявления детских продуктов - легко сменяемые стенды, демонстрационные столы или полки, на которых ребенок может разместить свою работу, рассказать о ней друзьям, порадоваться собственному труду. Важно понимать, что подобные выставки должны организовываться в основном для самих детей, а не только для родителей, как это традиционно делается.
Меняется позиция взрослого при взаимодействии с детьми в предметной групповой среде. Современные требования ориентируют нас на развитие детской самостоятельности, поэтому среда должна быть предоставлена в распоряжение детей и оснащаться и развиваться таким образом, чтобы самостоятельность постоянно поддерживалась: разнообразные логические схемы-задания, сюрпризы и «секретики», появление необычных предметов. Дети не могут быть изначально самостоятельными в среде, педагог должен незаметно направлять, «подбрасывать» идеи, обеспечивает сменяемость материалов в зависимости от темы и проекта. Вместе с тем, взрослый не должен помогать ребенку в том, что он может сделать сам, тем более делать это инициативно, без просьбы ребенка. Предоставление ребенку самостоятельности в решении той или иной задачи позволяет ему оценивать собственные возможности и самому искать ресурсы, а обращаться к взрослому или старшему товарищу в случае очевидных затруднений. Пространство самостоятельности и множественность ситуаций выбора позволяют ребенку научиться принимать решения.
Важным средством педагогической работы становится создание среды и наблюдение за действиями ребенка в этой среде, выявление интереса ребенка и сопровождение его развития. Например, заметив увлеченность одного из детей динозаврами, можно внести в книжный уголок книги о них, вместе с детьми организовать игровое поле с фигурками динозавров. А для детей, увлеченных лего-конструированием совместно с родителями создать лего-центр. Таким образом, повысится востребованность среды, будут поддержаны детские интересы со стороны взрослых.
Еще один момент, на котором бы хотелось акцентировать внимание: среду нужно создавать вместе с детьми, при их активном участии и таким образом, саму подготовку к образовательной деятельности (на которую педагоги тратят очень много времени) превратить в непосредственную образовательную деятельность вместе с детьми и родителями.
В заключение обзора требований к среде разных возрастных групп хочется отметить, что развивающую игровую среду не следует отождествлять с материально-технической базой.
Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют интересам ребенка и его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если игровой и дидактический материал представляет собой выставку для визитов возможных комиссий, недоступен детям, не может использоваться ими в свободное время и не соответствует их возрасту, он не может стать развивающей средой, а остается лишь «материально-техническим обеспечением».
Развитие самостоятельности и инициативности детей возможно только в активной, мобильной, доступной и содержательно-насыщенной среде, создаваемой взрослыми вместе с детьми и при участии детей в процессе развивающего образовательного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ
Вопрос организации предметно - развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с ввведением Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС). П...
«Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для развития познавательной деятельности воспитанников» (ФГОС ДО).
Материал из опыта работы по созданию в д/саду предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС дошкольного образования....
Из опыта работы "ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ".
С введением ФГОС дошкольного образования мы проанализировали существующие условия в учреждении. И пришли к выводу, что в детском саду развивающая предметно-пространственная и образовательная среда обе...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ по ФГОС...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в образовательной системе были введены основные принципы дошкольного образования,...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....