Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из направлений в работе с родителями воспитанников ДОУ.
статья на тему
Автор: Криворотова Т.Н. МБДОУ
"Детский сад общеразвивающего вида № 350"
го Самара.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
как одно из направлений
в работе с родителями воспитанников ДОУ.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач для дошкольного возраста, воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду. Расширение представление о стране, развитие чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам. Ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким.
Работа по этому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.
Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.
Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:
• обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
• привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;
• формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья», «мой дом».
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Работа по сотрудничеству с родителями в нашем детском саду складывалась из трех блоков: диагностический, теоретический и практический.
Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями, как: общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй, мы изменили лишь их структуру. Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является и подготовительным этапом к проведению родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.
Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты диагностики, и индивидуальные особенности ребёнка, и решение определённой ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны.
Традицией детского сада стало организация Дней открытых дверей. Родители посещают занятия, заполняют анкеты, пишут отзывы и пожелания, рассказывают о своей семье. А так как в наш детский сад ходят дети разных национальностей то и знакомим детей мы не только с культурой русского народа, но и с обычаями, традициями народов других национальностей. В этом, несомненно, помогают родители: в дни открытых дверей родители приходят и рассказывают детям о том, где они родились, какой они национальности, демонстрируют предметы своей национальной одежды, быта, угощают блюдами национальной кухни. Всё это способствует воспитанию уважения к представителям разных национальностей, воспитывает чувство толерантности, расширяет детский кругозор.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно выпускается стенгазета для детей, родителей и воспитателей «Дружная семейка» (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).
Изготовлены фотостенды «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы».
Объявлен фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).
Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем любимая Самара », «Моя родная земля ».
В наших группах родители представляют собственные проекты о родном городе Самара «Город моего детства», семейных праздниках, традициях, коллекциях. Они знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили прадеды и прабабушки, дедушка и бабушка ребенка, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Проект выполняется на альбомных листах, где размещаются фотографии с момента рождения ребенка, фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Мой день рождения», «Праздник в семье», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей»). Некоторые работы выполнены следующим образом: в центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями.
В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
В каждом детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках, играх, праздниках «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Мамин праздник» и другие. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.
Педагоги и родители помогают детям увидеть и понять красоту и величие родного края – это даёт им возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к своей малой Родине.
Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии, рисунки детей и взрослых, стихи, рассказы о семье. Листая подобный альбом, ребёнку, несомненно вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов может быть разнообразна: «Моя семья», «Гордость нашей семьи», «Папы разные нужны, папы всякие важны», «Они сражались за Родину» и др. Так же родители составляют древа своей родословной, делают подборки старинных слов, загадок, потешек, народных игр.
В нашем детском саду был создан музей «Русская изба». Идея создания принадлежит педагогам, но а оформление, конечно было общим делом как сотрудников детского сада, так и родителей. Большая часть экспонатов музея подарена родителями, часть из них – подлинники, а часть изготовлена самими родителями. И по сей день музей пополняется новыми экспонатами. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей «Русская изба» очень любима нашими детьми.
«Неделя добрых дел»- сколько воспитательных моментов таит в себе эта акция! Это и желание сделать доброе дело окружающим, это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети не только учатся принимать подарки, но и делать их. Оказалось, что и для родителей это не просто. Мы стали жёстче, равнодушнее – не каждый готов на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших воспитанников заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим.
Особое место занимают выставки, проводимые в детском саду. Это выставки совместного творчества («В гостях у сказки», «Мама, папа, я – дружная семья!», «Эх, Самара – городок!», и др.). Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.
В решении этой задачи помогают и фотовыставки. Дети с удовольствием не только показывают фотографии своих родственников, но и рассказывают, чем они вместе занимаются, как проводят выходные дни, делятся своими чувствами и переживаниями.
Взрослые и дети очень любят выставки «Семейных коллекций». Главное, вместе с детьми рассказать о своём увлечении приходят родители, дедушки и бабушки. Их истории дети слушают так, как обычно слушают сказки. При этом обогащается их личный опыт, расширяется кругозор, зарождается интерес к коллекционированию, появляется желание рассказать о своей семье.
В детском саду проходила выставка «Семейные реликвии» - рассказы о семейных реликвиях убеждают нас в важности сохранения семейных традиций, воспитывают уважение к родственникам, объединяют интересы детей и взрослых. Во многих семьях хранятся вещи, которые дороги нам как память о родных людях, передаются из поколения в поколение и имеют свою историю.
Оригинальной находкой стали концерты с участием детей, родителей и сотрудников ДОУ. На такие концерты приходят целыми семьями, эти встречи проходят в тёплой, домашней обстановке. Программа концерта обычно очень разнообразна: это и песни под гитару, баян и фортепиано, игра на аккордеоне, это и чтение стихов на русском, татарском языках, это и танцы. Такие встречи расширяют границы общения между родителями, теснее становится их сотрудничество с педагогами детского сада.
Каждый год в саду проходят различные конкурсы («Лучшая новогодняя игрушка», «Сказочный персонаж», «Лучший проект герба детского сада» и др.). В конкурсах принимают участие и дети, и родители, и сотрудники детского сада. Конкурсы выявляют большой творческий потенциал всех участников, вызывают положительные эмоции. Награждение победителей проходит на родительских собраниях, праздниках. С какой гордостью дети и родители выходят за наградами и грамотами, как горят у них глаза. И здесь как никогда подходит высказывание «Главное не победа, главное – участие!» Ведь проигравших нет. Кто-то получает награду за оригинальность, кто-то за чувство юмора, т.е. каждая семья получает приз в какой-либо номинации.
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников. Нами разработан перспективный план работы с родителями по воспитанию патриотических чувств у детей.
Заключение
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
- Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
- Закрепить знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
- Воспитать чувство гордости за свою страну, город.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtor.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Криворотова Т.Н. МБДОУ
"Детский сад общеразвивающего вида № 350"
го Самара.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
как одно из направлений
в работе с родителями воспитанников ДОУ.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач для дошкольного возраста, воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду. Расширение представление о стране, развитие чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам. Ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким.
Работа по этому направлению ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному – город, страна.
Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления нравственно-патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовали сообща, предъявляя воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.
Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Семья как субъект воспитания выполняет следующие функции:
• обеспечение диалога между поколениями в формировании личности;
• привитие любви к родному краю, преданности памяти своих предков – защитников и созидателей Отечества;
• формирование знаний о генетических корнях своей семьи, рода, фамилии;
Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья», «мой дом».
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.
Работа по сотрудничеству с родителями в нашем детском саду складывалась из трех блоков: диагностический, теоретический и практический.
Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями. Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с родителями, как: общие и групповые родительские собрания – постоянная форма взаимодействия с семьёй, мы изменили лишь их структуру. Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является и подготовительным этапом к проведению родительского собрания, семинара, деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в памятках и консультациях.
Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и сотрудничества являются индивидуальные беседы, консультации. Ни каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты диагностики, и индивидуальные особенности ребёнка, и решение определённой ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со стороны педагогов, видят желание помочь им.
Затем мы перешли к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны.
Традицией детского сада стало организация Дней открытых дверей. Родители посещают занятия, заполняют анкеты, пишут отзывы и пожелания, рассказывают о своей семье. А так как в наш детский сад ходят дети разных национальностей то и знакомим детей мы не только с культурой русского народа, но и с обычаями, традициями народов других национальностей. В этом, несомненно, помогают родители: в дни открытых дверей родители приходят и рассказывают детям о том, где они родились, какой они национальности, демонстрируют предметы своей национальной одежды, быта, угощают блюдами национальной кухни. Всё это способствует воспитанию уважения к представителям разных национальностей, воспитывает чувство толерантности, расширяет детский кругозор.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Ежемесячно выпускается стенгазета для детей, родителей и воспитателей «Дружная семейка» (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).
Изготовлены фотостенды «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы».
Объявлен фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему).
Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем любимая Самара », «Моя родная земля ».
В наших группах родители представляют собственные проекты о родном городе Самара «Город моего детства», семейных праздниках, традициях, коллекциях. Они знакомят детей с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили прадеды и прабабушки, дедушка и бабушка ребенка, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать. Проект выполняется на альбомных листах, где размещаются фотографии с момента рождения ребенка, фотоснимки, повествующие о значимых событиях («Мой день рождения», «Праздник в семье», «Наше путешествие», «Мы в походе», «Экскурсия в музей»). Некоторые работы выполнены следующим образом: в центре листа фотография ребенка, а вокруг него – фотографии родных с небольшими комментариями.
В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
В каждом детском саду проходят праздники и развлечения. На наших праздниках родители не просто гости и зрители, они полноправные участники. В ходе подготовки к праздникам родители вместе с педагогами и детьми делают декорации и атрибуты, шьют костюмы. Также родители участвуют в совместных театральных постановках, играх, праздниках «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Мамин праздник» и другие. Такие виды совместного досуга объединяют детей и взрослых.
Педагоги и родители помогают детям увидеть и понять красоту и величие родного края – это даёт им возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к своей малой Родине.
Родители наших воспитанников помогают и в организации и оформлении предметно-развивающей среды детского сада. Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к своей семье является знакомство с семейным фотоальбомом. В таких альбомах представлены семейные фотографии, рисунки детей и взрослых, стихи, рассказы о семье. Листая подобный альбом, ребёнку, несомненно вспомнятся самые яркие и добрые фрагменты из жизни, захочется поделиться своими мыслями, воспоминаниями. Тематика фотоальбомов может быть разнообразна: «Моя семья», «Гордость нашей семьи», «Папы разные нужны, папы всякие важны», «Они сражались за Родину» и др. Так же родители составляют древа своей родословной, делают подборки старинных слов, загадок, потешек, народных игр.
В нашем детском саду был создан музей «Русская изба». Идея создания принадлежит педагогам, но а оформление, конечно было общим делом как сотрудников детского сада, так и родителей. Большая часть экспонатов музея подарена родителями, часть из них – подлинники, а часть изготовлена самими родителями. И по сей день музей пополняется новыми экспонатами. Благодаря совместным усилиям педагогов и родителей «Русская изба» очень любима нашими детьми.
«Неделя добрых дел»- сколько воспитательных моментов таит в себе эта акция! Это и желание сделать доброе дело окружающим, это и бережное отношение к старым вещам, при этом дети не только учатся принимать подарки, но и делать их. Оказалось, что и для родителей это не просто. Мы стали жёстче, равнодушнее – не каждый готов на добрый порыв. Но искренняя и неподдельная радость в глазах наших воспитанников заставляет нас быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим.
Особое место занимают выставки, проводимые в детском саду. Это выставки совместного творчества («В гостях у сказки», «Мама, папа, я – дружная семья!», «Эх, Самара – городок!», и др.). Основная цель таких мероприятий – сближение поколений (детей, родителей, бабушек, дедушек), укрепление детско-родительских отношений. Это и начало нравственно-патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из чувства любви к родителям, своей семье.
В решении этой задачи помогают и фотовыставки. Дети с удовольствием не только показывают фотографии своих родственников, но и рассказывают, чем они вместе занимаются, как проводят выходные дни, делятся своими чувствами и переживаниями.
Взрослые и дети очень любят выставки «Семейных коллекций». Главное, вместе с детьми рассказать о своём увлечении приходят родители, дедушки и бабушки. Их истории дети слушают так, как обычно слушают сказки. При этом обогащается их личный опыт, расширяется кругозор, зарождается интерес к коллекционированию, появляется желание рассказать о своей семье.
В детском саду проходила выставка «Семейные реликвии» - рассказы о семейных реликвиях убеждают нас в важности сохранения семейных традиций, воспитывают уважение к родственникам, объединяют интересы детей и взрослых. Во многих семьях хранятся вещи, которые дороги нам как память о родных людях, передаются из поколения в поколение и имеют свою историю.
Оригинальной находкой стали концерты с участием детей, родителей и сотрудников ДОУ. На такие концерты приходят целыми семьями, эти встречи проходят в тёплой, домашней обстановке. Программа концерта обычно очень разнообразна: это и песни под гитару, баян и фортепиано, игра на аккордеоне, это и чтение стихов на русском, татарском языках, это и танцы. Такие встречи расширяют границы общения между родителями, теснее становится их сотрудничество с педагогами детского сада.
Каждый год в саду проходят различные конкурсы («Лучшая новогодняя игрушка», «Сказочный персонаж», «Лучший проект герба детского сада» и др.). В конкурсах принимают участие и дети, и родители, и сотрудники детского сада. Конкурсы выявляют большой творческий потенциал всех участников, вызывают положительные эмоции. Награждение победителей проходит на родительских собраниях, праздниках. С какой гордостью дети и родители выходят за наградами и грамотами, как горят у них глаза. И здесь как никогда подходит высказывание «Главное не победа, главное – участие!» Ведь проигравших нет. Кто-то получает награду за оригинальность, кто-то за чувство юмора, т.е. каждая семья получает приз в какой-либо номинации.
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников. Нами разработан перспективный план работы с родителями по воспитанию патриотических чувств у детей.
Заключение
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
Таким образом, разработанная нами система работы по патриотическому воспитанию дошкольников позволила решить следующие задачи:
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице. Поговорите о назначении каждого объекта.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению территории детского сада, своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Читайте книги о родине, ее героях, традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
- Сформировать у подрастающего поколения чувство ответственности и уважения к истории и культуре родного края.
- Закрепить знания о родном городе, республике и их культурных, исторических ценностях.
- Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства как представителя своего народа; толерантное отношение к представителям других национальностей.
- Дать детям представление о нелегкой истории России; воспитать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
- Воспитать чувство гордости за свою страну, город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников как одно из направлений в работе с родителями воспитанников ДОУ.
Система работы с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....
«Нравственно-патриотическое воспитания детей группы младшего возраста (работа с родителями проектная деятельность).
Константин Дмитриевич Ушинский говорил «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.»Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам?Исходя из многолетнег...
Отчёт «Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников через использование различных форм работы»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17598968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в совместной деятельности педагогов и родителей».
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она ...
Анкета для родителей на тему «Краеведческое воспитание как одна из форм работы по патриотическому воспитанию.»
Анкета для родителей...
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.
Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...