Проект педагогической технологии развития интереса к русской традиционной культуре детей 5-7 лет на материале народного календаря
проект (старшая, подготовительная группа) по теме

Сурмина Инна Борисовна

    Русский народный календарь представлен разными аспектами  и каждый из них является богатейшим источником познания культурных традиций народа. Благодаря народному календарю дети могут познакомиться с жизнью, бытом, природой родного края, узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Очень важно донести эти знания нашим детям, на эмоциональном уровне познакомить детей с русской народной культурой.

                                                             Авторы проекта:

                                                             Сурмина И.Б.   воспитатель

                                                             Хомченко В.А.  воспитатель

                                                             Катышева И.Б.   учитель - логопед

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  педагогической технологии  развития интереса к русской традиционной культуре детей 5-7 лет

на материале народного календаря

Русский народный календарь представлен разными аспектами  и каждый из них является богатейшим источником познания культурных традиций народа. Благодаря народному календарю дети могут познакомиться с жизнью, бытом, природой родного края, узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Очень важно донести эти знания нашим детям, на эмоциональном уровне познакомить детей с русской народной культурой.

                                                             Авторы проекта:

                                                             Сурмина И.Б.   воспитатель

                                                             Хомченко В.А.  воспитатель

                                                             Катышева И.Б.   учитель - логопед

Цель проекта:   разработка технологии  использования  народного календаря в образовательном процессе детского сада для развития интереса к традиционной культуре.

Задачи проектирования для педагогов:

1. Отобрать содержание народного календаря, соответствующего возрастным возможностям познания и специфики интереса детей.

2. Разработать способы знакомства детей с народным календарем (комплекс пособий «Россияночка»).

3. Определить ведущие формы работы по осознанному освоению идей народного календаря, как своеобразного свода правил и отношений человека и природы.

4. Определить содержание развивающей предметно-пространственной среды группы.

Принципы проектирования:

            Принцип культуросообразности – воспитание должно оставаться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям.

             Принцип наглядности, который просматривается при проведении наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков. Принцип наглядности реализуется с помощью специальных пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное, наглядно-образное.

             Принцип связи обучения с жизнью и практикой. Данный принцип реализуется в педагогической технологии следующим образом: все полученные знания о датах народного календаря могут быть успешно использованы детьми в других видах деятельности (игровой, трудовой, учебной).

             Принцип доступности обучения. При работе с детьми учитываются особенности развития детей и внимание акцентировано на дни народного календаря, доступные пониманию дошкольников.

            Принцип систематичности и последовательности. Предполагает преподавание и усвоение знаний детьми в определенном порядке, системе, что позволит достичь наиболее оптимальных результатов в обучении.

Задачи работы с детьми: 

1. Расширить и углубить интерес  детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре средствами использования народного календаря.

2. Расширять представления детей о материальной и духовной культуре в процессе знакомства с народным календарем, построенном на годичном цикле жизни русского народа.

3. Закреплять полученные представления и отношения в проектной деятельности.

           Педагогическая технология включает  три направления, которые заключаются в следующем:

1. Методическое оснащение процесса приобщения к культуре средствами визуализации народного календаря.

2. Организация развивающей  предметно-пространственной среды группы.

3. Работа с детьми по приобщению к русской традиционной культуре на материале народного календаря.

         В комплекс методических пособий входит:

- Народный календарь в образе куклы «Россияночки».

Она представляет собой плоскостную куклу из разноцветного материала (дермантин), высотой 1.30 см. «одетую» в традиционный русский народный костюм (сарафан, кокошник). На сарафане 4 кармана: красного, желтого, зеленого и синего цвета, которые символизируют 4 времени года и обозначены символами (на липучке) «снежинка», «кленовый лист», «цветок», «солнце».

В каждом кармане находятся символы дней народного календаря в соответствии со временем года.

На ладошках куклы так же имеются крепления (липучки) при помощи которых символы помещаются на календарь. Правая рука – символ дня, который был, а левая рука,  который наступил.

-  Визуализированные дни-символы народного календаря. Дни народного календаря также имеют свои символы. Например, символ «кисть рябины» - обозначает день Петра и Павла – рябинников. «Рукавички» - Пелагеи и Трифона и т.д.  К каждому символу подобрана картотека с кратким описанием дня.

- К каждому символу подобрана картотека с кратким описанием дня, иллюстрации и фольклорный материал.

         

               Предметно-пространственная развивающая среда (уголок «Россия – Родина моя») содержит в себе материалы по русской народной культуре

- Наличие в  уголке сказок, книг, альбомов с фотографиями, иллюстрациями, знакомящих с народным бытом, обрядами, традициями, праздниками русского народа, аудиокассеты с народными песнями.

- Дидактическая кукла «Настенька» и сундучок с традиционной одеждой.

- Наличие картотек: «Народные игры», «Пословицы, потешки, заклички», «Загадки», «Прибаутки» др.

- Создание коллекций.

- Макет русской избы.

- Атрибуты для проведения народных игр.

- Дидактические игры и методические пособия.

- Игры: «Народные праздники на Руси», «Чем похожи, чем отличаются», «Народы России и ближнего зарубежья», «Ремесла Киевской Руси», «Славянская семья  родство и занятия», «Эволюция обычных вещей» и т.д.

          Так как развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности, она должна соответствовать следующим принципам: доступности,  эстетичности, информативности, гибкости зонирования, побуждению к деятельности.

               Технология работы с детьми строится в логике тематического планирования на год и включает в себя три этапа:

Раскроем сущность задач и содержание работы по всем трем этапам.

 1 этап – Вводный: знакомство с народным календарем, его значением в жизни русского человека.

Задачи: 

1.  Познакомить детей с понятием народный календарь.

2. Развивать интерес к народному календарю, как части традиционной культуры.

Для решения задач первого этапа предполагается познакомить детей с историей появления на Руси народного календаря. Внесение в группу календаря «Россияночка» объяснение этого символического образа. Чтение  и рассматривание иллюстраций.

Методику организации покажем на примере

 Конспект 1:  Беседа – что такое народный календарь.

Цель:  Познакомить детей с понятием народный календарь, формировать представление о его назначении.

Методика проведения:

 Сейчас я загадаю вам загадку, как вы думаете, что это?

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец,

Постоянно, круглый год

Точный счет он дням ведет (календарь).

Календарь – это система счета времени.

Какие вы знаете календари? (Настенный, перекидной, отрывной, календарь природы, погоды, наблюдения).

Мы часто обращаемся к календарю, чтобы узнать, какое сегодня число, день недели, в какой день будет праздник. А как же жили наши предки  прабабушки и прадедушки, ведь раньше не было таких календарей. У каждого месяца было свое название, совсем не похожее на наше современное. Послушайте:

Январь – Сечень                                     Июль – Липец

Февраль – Лютый                                   Август – Серпень

Март –  Протальник                               Сентябрь – Хмурень

Апрель – Цветень                                   Октябрь – Листопад

Май – Травень                                         Ноябрь – Грудень

Июнь – Червень                                      Декабрь – Студень

Все, что окружало человека, было одушевлено благожелательной или злой силой, доставляло радость или печаль. В календаре наделялись свойствами живых существ солнце-батюшка, земля-мать, месяц-молодец, зима-белолица, осень-водяница.

Народный календарь родился много веков назад на основе наблюдений за природой и длительного хозяйственного опыта. Народный календарь существовал и развивался в устной форме, передавался из уст в уста от отца к сыну, от бабушки к внучке. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны.

- Какие праздники вы знаете?

- Что такое праздник?

- Чему радовались люди?

- Чем отличались от обычных, будних дней?

Конспект 2:  Знакомство с календарем «Россияночкой».

Цель: Познакомить детей с народным календарем в образе куклы «Россияночки», о символах времен года и дат народного календаря.

Методика проведения: 

 В нашей группе есть разные календари. Какие? (Природы, погоды, наблюдений).

-  А сегодня я вас познакомлю еще с одним. Это народный календарь, а называть мы его будем «Россияночка». Как вы думаете, почему?

-  У нее на сарафане четыре кармашка, они разного цвета. Какого? (Синий, зеленый, красный, желтый).

-  Как вы думаете, почему? (4 времени года).

-  У каждого времени года будет свой символ.

-  Какой кармашек мы украсили снежинкой? Красным кленовым листочком? Голубым  

    цветочком? Ярким солнышком? (Осень, зима, весна, лето).

-  А в каждом кармашке тоже лежат символы. Символы дней народного календаря.

- Раньше на Руси их помнили и знали, а нам будет помогать «Россияночка».

-  Посмотрите на ладошку «Россияночки», она держит гриб.

-  Как вы думаете, из какого он кармашка?

-  Конечно. А назывался этот день в народном календаре «Тит-грибник». Говорили в народе «Тит-грибник» - последний гриб растит. Не сегодня-завтра первые заморозки загонят грибы далеко под землю зиму коротать. Вот и нам, помня о том, что «Тит – последний гриб растит», следует в лес поторопиться. Ведь только тот, кто рано встает – грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

2 этап -  Основной (обучающий)  

Цель:  Расширить представления детей о материальной и духовной русской культуре, в процессе знакомства с датами народного календаря.

Задачи: 

1. Познакомить детей с датами народного календаря и связанными сними событиями в жизни людей.

2. Развивать интерес к русскому народному фольклору. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно-русских слов, прививать любовь к красоте и мудрости русского фольклора.

3. Побуждение интереса детей к творчеству, развитие фантазии и эстетического восприятия окружающего мира.

Система работы второго этапа представлена в таблице.

Месяц

Дата народного календаря (природа, труд, быт)

Фольклор (пословицы, поговорки, загадки, народные игры)

Творчество детей по мотивам народных памятных дней

Сентябрь

3–4 неделя

Луков день – 20 сентября. Работа в поле, огороде. Убирали лук, а то его репка не успеет высохнуть.

Шел торг репчатым луком.

Воздвижение – 27 сентября.

Все приметы, характеристики и рекомендации этого дня, так или иначе связаны со словом «двигаться».

С Воздвижения

 начинали рубить капусту.

На Воздвижение первая барыня – капуста.

На Воздвижение начало капустницам, капустинским вечерам.

А где же пекли пироги? (Печь)

«Лук добр и в бою и во щах».

Загадки о луке и других овощах.

«Здвиженье – хлеб с поля на гумно движется».

«Тепло сдвинулось, а холод надвинулся».

«Птицы в отлет двинулись».

Загадка: «Заплата на

заплате, а иглы не бывало» (кочан капусты).

Народная игра «Капуста».

«Горе луковое» Почему так говорят?

Вечер развлечения «День луковой слезинки».

Интегративная образовательная ситуация «Что расскажет нам кочан капусты?»

1. Рисование кочана

капусты акварельными красками.

2.» Оживление», «олицетворение», прорисовка образа.

3. Составление рассказа, в котором отражается содержание полученных представлений.

(из прошлого или настоящего).

Октябрь

Зосима – заступник пчел – 2 октября.

Пасечники убирали в омшаник ульи на зиму.

В этот день устраивали лакомый стол, готовили медовые блюда.

 В чем хранили мед? (посуда).

Покров – 14 октября.

Первое зазимье.

На Покров до обеда осень, а после обеда – зима.

Пелагея и Трифон – 21 октября.

 С Трифона и Пелагеи все холоднее, доставали из сундуков теплую одежду.

Одежда – народный костюм.

Праскева- льняница – 27 октября.

 В этот день начинали мять и трепать лен, готовить пряжи. Бабы и девки выносили напоказ лен.

Льняные смотрины. Параскева считается покровительницей женской зимней работы.

«Ульи в погреб ставь – праздник меда правь».

Народные загадки:

«Маленький мужичок, а остренький топорок».

«Стоит хлевец, в нем пять тысяч овец».

 

«Покров кроет землю то листом, то снежком». «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается».

Загадки об одежде:

«Один вход – три выхода» (рубаха).

«Зимой потянулся, а летом свернулся» (шарф).

«Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет». «Готовь теплую одежду – зима забредет».

«Мал малышок сквозь землю прошел, синюю шапочку нашел» (лен).

Русская народная сказка «Крошечка-хаврошечка».

Народная игра «Веретено».

Игра – фантазия «Путешествие в картину».

1. Прием «Вхождение» в картину ( осенний пейзаж). Что происходит вокруг, а что может произойти.

2. Рисование своего сюжета «До обеда осень,а после обеда зима» в зеркальном изображении.

Творческая мастерская «Народный костюм».

1. Создание коллекций украшений: тесьма, пуговицы, бисер, бусы.

2. Изготовление фигурок из конусов в народных костюмах (использование разных материалов: ткань, тесьма, бисер).

3. Настольная театрализованная игра на макете «Деревня».

Сочинение историй.

Ноябрь

Авраамий-овчар, Анастасия-овечница – 11 ноября.

Праздник овчаров. Последний раз в году стригли овец.

Пастухов потчевали пирогами за то, что летом сберегли стада.

 Значение домашних животных для людей.

Кузьма и Демьян – 14 ноября.

Кузьминки – встреча зимы.

Кузьма и Демьян – покровители ремесел. Главным образом кузнечного искусства и женского рукоделия.

Ремесла на Руси.

Русская народная сказка «Зимовье».

Народная игра «Стадо».

Загадки о домашних животных:

«У ног – кузовок кто за нею ходит, того она и кормит» (корова).

Кузьминки – об осени одни поминки».

Пословицы о труде и русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.

Какова пряха, такова и на ней рубаха.

Режиссерская игра «Подворье с фигурками домашних животных».

Коллективная аппликация «Овечки» (завитки из шерстяных ниток).

Путешествие на машине времени  «Мир старинных вещей – помощников».

«О чем нам может рассказать…»

Декабрь

Екатерина-санница – 7 декабря.

Считали, что в этот день окончательно устанавливается зимний путь – зимник. В этот день устраивались гонки на санях. Зимние забавы.

Наум-грамотник – 14 декабря.

По давно заведенному обычаю с Наума детей начинали учить грамоте. Более удобного времени для овладения азами чтения и счета крестьянину было и не найти, к тому же сам покровитель этого дня, по народному мнению, напрямую связан с учением. (Наум – ум). А во что играли?

Спиридон-солневорот – 25 декабря.

От Спиридона солнце на лето, зима на мороз. На Спиридона-солнцеворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок. День медведя.

«Катеринин день пришел катанье привел».

«Пророк Наум наставит на ум».

«Как ни наумь, а все старика Наума не перенаумишь».

«После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек».

«Солнце на лето – зима на мороз».

Рисование «Зимние забавы – из прошлого в настоящее».

Интегративная образовательная ситуация.

«Прогулка по ярмарке».

- Прослушивание народной музыки.

- Выставка народных игрушек.

- Роспись детьми любого понравившегося силуэта (с соблюдением цвета и узора).

-Торг (презентация).

Театрализованная деятельность. Этюды «Медведь – герой русских народных сказок».

Лепка «Медведь – помощник солнышка».

Январь

Селиверстов день – 15 января.

Куриный праздник. Чистили курятники, окуривали стены. По курам примечали: «Стоит курица на одной ноге – к стуже».

Емельян – 21 января.

Емельян – накрути буран. Метель зиме за обычай.

В долгие зимние вечера – самое время рассказывать истории да сказки. Вот и говорили: «Мели, Емеля, твоя неделя!» Вспоминали сказку про Емелю и щуку.

«В январе день растет, растет и холод».

Русская народная сказка

«По щучьему веленью»

«Емельян – накрути буран».

«Метель зиме за обычай».

Речевое творчество «Сочиняем сказку»

1. Сказки на новый лад.

2. Герой  Емеля путешествует по другим сказкам. (Бытовые, волшебные,

 о животных).

3. Придумывание нового конца сказки.

4.Коллаж «Любимые герои сказок».

Февраль

Сретенье – 15 февраля.

В этот день зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад.

 Зима весну встречает, заморозить, погубить хочет, а сама лиходейка, от своего хотенья только потеет.

Агафья-коровница – 18 февраля.

К этому дню в неурожайные годы кончались корма.

Агафья коров оберегает от болезней.

«Сретенье – зима с летом встречается».

Заклички: «Солнышко-ведрышко выгляни красное».

Народная игра «Гори-гори ясно».

Сказка «Снегурочка».

Загадка: «Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла».

Русская народная сказка «Бычок черный бочок, белые копытца».

Оформление сценария праздника «Сретенье» в виде альбома-презентации.

Зарисовка детьми выбранных эпизодов (образ Зимы, Весны, Солнышка, прилет Птиц, появление Ручейков).

Март

Евдокия-плющиха – 14 марта.

С Евдокии начинаются первые оттепели.

 Сеют семена на рассаду. Женщины занимались ткачеством.

 Девушки и дети начинали кликать весну и выкрикивали веснянки.

Герасим-грачевник – 17 марта.

Коли март грачей пригнал, через месяц снег сойдет.

В представлении наших предков первоначальные гости из жарких стран на своих крыльях приносят весну.

Пекли на Герасима хлеб в виде грачей.

Сороки – 22 марта.

Вторая встреча весны. Зима кончается, весне почин, кликанье весны.

Сорок птиц возвращаются в родные края.

На Сороки день с ночью мерится, ровняется.

Исстари на Руси в этот день пекут хлебных жаворонков.

Русская народная сказка «Заюшкина избушка».

Поговорки:  

«В марте мороз скрипуч, да не живуч».

«Март зиму кончает – весну начинает».

Приметы весны.

«Увидал грача – весну встречай».

«Грач на горе – весна на дворе».

«Жаворонок - к теплу, зяблик -  к стуже».

«Жаворонки, прилетите! Весну-красну принесите!»

Народная игра «В небе жаворонок пел».

Интегративная образовательная ситуация

«Бывает ли у солнца настроение (ласковое, беспощадное).

1. Как относятся люди к солнцу

-пословицы, поговорки, стихи

- образы солнца в росписи предметов народных промыслов.

2. Почему так говорят «Солнечный человек».

3. А можно поймать солнце? Какое волшебство может сделать солнце (радуга).

4. Рисование

- Разные эмоции.

- Разные образы.

-Разные времена года

Украшение группы «Жаворонки прилетели» (оригами).

Апрель

Тит-ледолом – 15 апреля.

Взламывается лед, вскрываются реки.

Арина-рассадница – 29 апреля.

Высаживали рассаду на рассадниках.

Приговоры: «Не будь голенаста, будь пузаста, не будь красна, будь вкусна».

Поделки из разных овощей.

- Их «оживление».

- Какие у них могут быть мечты.

Май

Максим – 11 мая.

Начинается сбор березового сока.

На Максима больных отпаивали березовым соком.

Егорий-вешний 

Выгон скота на поля.

Лукерья-комарница – 26 мая.

С Лукерьи появляются комары.

Загадки: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова» (береза).

«Не зверь, не птица, в носу спица, собой тонка, голосом звонка. Орды от нее стонут, знатные дрожат. Кто ее убьет, тот кровь свою прольет».    (Комар)

Речевое творчество . «Снятся ли березе сны? Какие?»

Рисование

«Береза - символ России»

Коллективное панно «Волшебный мир насекомых».

Покажем технологию организации работы с детьми на примере отдельных дней народного календаря.

Конспект 1:   Совместная деятельность с детьми «Луков день».

Цель:  Продолжать знакомить детей с датами народного календаря, расширять представление детей о природных объектах, о полезных и целебных свойствах лука, используя малые фольклорные жанры: поговорки, пословицы, загадки.

Методика проведения:

Календарь «Россияночка».

Воспитатель обращает внимание детей на народный календарь «Россияночку».

- А знаете ли вы, какой сегодня день по народному календарю?

Посмотрите на ладошку «Россияночки». О каком дне она хочет нам напомнить? Вот и гость к нам пожаловал. Воспитатель показывает луковку-символ.

- Сегодня лук самый главный овощ дня. Красному гостю – красное место (помещает символ на календарь). В Луков день начиналась заготовка репчатого лука, повсеместно убирали лук, а то его головка не успеет высохнуть. В комнатах развешивали луковицы – воздух очищался. Считали, что лук от семи недуг, поэтому ели его с хлебом, солью, квасом и были здоровы. Издавна считали, что лук играет важную роль, говорили: Лук с чесноком – родные братья», «Лук да баня все поправят», «Лук добро и в бою и во щах». Примечали: «Много одежки на луковицах – быть зиме холодной».

Уголок природы.

Выставить лук, рассмотреть его вместе с детьми, выяснить его полезные свойства.

- Что такое луковица?

Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными белыми чешуйками до поры до времени спят луковичные почки – деточки, зачатки будущих ростков.

- Какой бывает лук? (Репчатый, зеленый).

- Чем покрыта луковица, какого цвета?

 Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток.

- Понюхайте лук. Что чувствуете? А вот понюхайте резаный лук. Это луковый запах. От этого запаха на глазах наворачиваются слезы. Вот почему всегда в загадках про лук говорится, что плакать хочется.

«Вот так дед, в шубу одет

Кто его раздевает, тот слезы проливает».

 Из разрезанной луковицы вылетают невидимые стрелы, которые на своем пути уничтожают разносчиков болезней, вредных микробов.

Народ верил, что лук защищает людей от «прилипчивых болезней» и верил не зря. Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле – здоровый дух». Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».  

Вот почему так ценили лук в народе.

Вечер развлечений «День луковой слезинки».

Конспект 2:  Совместная деятельность с детьми «Спиридон-солнцеворот» (день медведя).

Цель: Продолжать знакомить детей с народным календарем, его особенностями, народными традициями. Формировать у детей желание высказывать о традициях дня, выражать впечатление в лепке, рассказе, игре.

Методика проведения:

Сегодня на календаре 25 декабря. Это не совсем обычный день.

В народном календаре он называется «День зимнего солнцеворота». «От Спиридона солнце на лето – зима на мороз». Дети просили солнышко: «Солнышко повернись, красное разожгись».

«Красно солнышко в дорогу выезжай, зимний холод забывай».

Из кармашка «Россияночки достают символ–солнце и прикрепляют на ладошку кукле. День начинает прибывать, Ночи становятся короче, а дни длиннее. Но солнышку в этом кто-то помогает. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:

Бродит по лесным дорогам,

Пчел пугает и шалит.

Строит осенью берлогу,

А зимой в ней тихо спит.    (Медведь)

Медведь в этот день по народным поверьям, перевернулся на другой бок и тем самым скомандовал солнышку повернуть на лето, на тепло: «Поворачивай солнышко на лето!» Поэтому этот день еще называется «День медведя».

Русский народ всегда очень любил и уважал медведя, и называл хозяином лесов. Это самое крупное животное русских лесов. Шуба у медведя густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог – мишка в берлогу, и спит там до самой весны.

- В каких русских народных сказках встречается медведь, какой он в них? Этюды.

- Рассматривание книг в книжном уголке. Ребята, что вы знаете про медведя? Расскажите, какой он? (Большой, бурый, сладкоежка, сердитый, добродушный, живет в лесу). Почему медведь зимой ложится в спячку? Где спит медведь зимой? (Рассказы детей о медведе).

А вы хотите слепить медведей из пластилина, чтобы они помогали солнышку повернуться на лето, прибавить день, и укоротить ночь? (Лепка медведей).

 Наши медведи готовы, Посмотрите, какие они у вас получились, как настоящие. А теперь расскажите мне про своего медведя. Как его зовут? Какие у него повадки? Что он любит? (Дети описывают свои поделки).

Возьмите в руки своих медведей, которых вы слепили, и все вместе скажем закличку:

Мишки проснулись, потянулись.

На другой бок перевернулись. Поворачивай солнышко на лето!

Завтра будет новый день, мы откроем страничку в народном календаре и узнаем, чем интересен следующий день

Конспект 3:  Совместная деятельность с детьми «Ирина-рассадница».

Цель:  Познакомить детей с новой датой народного земледельческого календаря – 18 мая (Ирина - рассадница) и процессом выращивания рассады овощей. Опираясь на опыт народной культуры, продолжать формировать у детей элементарные представления о природных явлениях, умение устанавливать простейшие связи и зависимости между ними.

Совершенствовать навыки выразительного и эмоционального исполнения приговорок, развивать желание загадывать и отгадывать народные загадки.

Методика проведения:

- Посмотрите, ребята, кто к нам в гости пожаловал! (Кукла в народном костюме).
-  В народе ее называют Ириной - рассадницей. Есть в народном календаре такой день, когда приходит время хозяйкам сеять рассаду капусты.

- Ребята, послушайте еще раз, как звучит это слово: рас-сада. Что же называют рассадой? (Дети предлагают свои варианты). Действительно, рассадой называют растения, семена которых хозяйки сажают в землю заранее, еще до наступления настоящего тепла. Как вы думаете, почему некоторые растения выращивают рассадой? (Дети рассуждают).
- Верно, не все овощи успевают порадовать нас плодами осенью, если их посеять поздней весной. Вот для того, чтобы успел созреть урожай, люди заранее выращивают рассаду. У кого из вас бабушки и мамы тоже выращивают рассаду дома? Попробуйте отгадать загадки о растениях, которые можно выращивать рассадой:

Ни окон, ни дверей,

Полна горница людей. 

(Огурец) и другие

- Все овощи готовят к посадке в марте, и только капусту сеют в мае, в день Ирины - рассадницы. В этот день, сажая капусту, хозяйки обязательно приговаривали:

Не будь голенаста, будь пузаста,

Не будь пустая, будь тугая,

Не будь красна, будь вкусна,

Не будь мала, будь велика!

- Посмотрите, что принесла нам Ирина-рассадница.

- Принесла семена, давайте их посеем. Интересно будет самим вырастить рассаду. Отгадайте, чьи это семена?

Лето целое старалась,

Одевалась, одевалась.

А как осень подошла,

Нам одёжки отдала.

Сотню одежонок 

Сложим мы в бочонок! (капуста)

- А может быть, и вы знаете какие-нибудь загадки о капусте? (Дети припоминают).
- Давайте поблагодарим Ирину-рассадницу за замечательный подарок. (Дети благодарят). Что же нам нужно приготовить, чтобы посеять семена капусты? (Землю, горшки, ящик). Землю мы приготовили с осени, а вот стаканчики под рассаду мы с вами сделаем сейчас. (Дети вместе с воспитателем складывают из бумаги стаканчики).
- Семена есть, стаканчики наши готовы, можно сеять капусту? Почему нет? ( Дети заполняют стаканчики землёй и устанавливают их в ящик). Значит, что же нужно для того, чтобы рассада выросла? (Земля).

 -  Сеют семена капусты, приговаривая приговорку.

-  Куда же мы с вами наши стаканчики поставим? Где рассада будет расти лучше - в тёмном месте или на свету? На улице или в помещении? Что же ещё, кроме земли, нужно нашей будущей рассаде? (Свет). Что ещё необходимо для роста любому растению? (Вода).
           Таким образом, в процессе частичной реализации  первых двух этапов стали заметным положительное отношение детей к нашей работе, повысился интерес детей к самостоятельной деятельности, они стали активнее играть в народные игры,  больше задавать вопросов.

3  этап – Творческий: проектная деятельность родителей и детей.

Цель:  Закрепить полученные представления и отношение в проектной деятельности.

Задачи:

1. Обогащать интерес и представление детей о народной культуре о датах народного календаря.

2. Развивать творческие и познавательно-речевые способности детей

3. Развивать практические умения при создании проекта.

Ход работы над проектом № 1

Оформление коллективной картотеки «Страницы Народного календаря».

1. Где можно найти информацию?

  Есть ли у дат календаря что-то общее? Что их объединяет?

2. Совместно с родителями оформляются и заполняются страницы, посвященные памятным датам народного календаря.

- Страницы иллюстрируются (рисунки, фотографии по теме дня).

- Подбираются пословицы, поговорки, приметы дня.

- Особенности кухни, угощений.

- Традиции дня.

- Народные игры, развлечения.

3.Презентация материалов картотеки для куклы «Россияночка»

Можно ли считать картотеку завершенной? Можно ли продолжить ее оформление?

Ход работы над проектом № 2

«Как жили наши предки».

Цель: Обогатить социальный опыт детей, приобщать к семейным традициям.

1. Что такое прошлое?

- Категория времени: было, есть,  будет.

2. О трудовых и праздничных обычаях.

- Об одежде и быте – раньше и сейчас.

- О месте проживания.

- Изучение собственной родословной.

3. Презентация «Родовое дерево» или «Древо жизни семьи».

Ход работы над проектом № 3

« Праздник урожая».

Цель: Воспитание в семейных традициях.

1. Чем нас осень радует?

2. Подборка народных подвижных игр, с изготовлением атрибутов из бросового материала.

-  Разучивание загадок, стихов.

- Конкурс «Поделки из овощей»

- Фотоколлаж «На нашей даче».

3. Семейный досуг «Осенние забавы».

Таким образом, важным условием развития интереса к народной культуре является отбор материала с учетом возрастных особенностей, использование наглядного материала способствующего освоению представлений, использование загадок, пословиц поддерживающих интерес. А так же отражение детьми впечатлений в изобразительной, творческой деятельности, где ребенок по-своему передает возникший образ. Работы детей можно использовать при обсуждении, беседе, пересказе, создании детских книг, альбомов, выставок.

Итак, ведущими формами работы по ознакомлению детей с народным календарем являются:

- визуализация дней народного календаря;

- интегративные образовательные ситуации творческого характера;

- проектная деятельность «Картотека народного календаря» и др.

 Результаты работы:

Использование народного календаря расширило и углубило  интерес детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре. В процессе знакомства с народным календарем, построенном на годичном цикле, обогатились  представления детей о материальной и духовной культуре русского народа. Полученные представления и отношения закрепись в проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к русской традиционной культуре посредством знакомства с русскими народными календарными праздниками на примере празднования «Осенин»»

Развитие  у детей дошкольного возраста интереса к русской традиционной культуре в процессе ознакомления с праздниками народного календаря.1.Приобщение детей к народным традициям на примере праздн...

«Народная кукла, как средство приобщения детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре»

Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы....

Использование потенциала русской традиционной культуры для эстетического развития детей дошкольного возраста на основе народных праздников.

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка, необходимой предпосыл...

Мастер-класс для родителей и детей "Народная игрушка" по тематической неделе "Русская традиционная культура"

Данный материал представляет собой поэтапное изготовление куклы-мотанки - древнейшей народной игрушки, восходящей к сокральным оберегам различных цивилизаций мира....

Воспитание у дошкольников интереса к русской национальной культуре посредством мини-музея «Народная культура».

Проблемы духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения в современном образовании занимают центральное место.Основной целью данной педагогики является приобщение к музеям детей с дошкольно...