"Мир природы"
календарно-тематическое планирование (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Воспитательно-образовательный проект
Тема: «Мир природы»
Продолжительность проекта: краткосрочный (III неделя мая)
Вид проекта: групповой, познавательный
Участники проекта: все возрастные группы, родители детей, педагоги
Интеграция: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развития
Актуальность: важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности, так как любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно заложить только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно.
В последнее время, учитывая варварское отношение человечества к природе, государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе» - именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Цель проекта:
Изучение детьми объектов природы и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами природы.
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного
4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
Этапы проекта:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми, выбор оборудования и материалов;
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Предполагаемые результаты: ярко выраженный интерес детей к объектам и явлениям природы; бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы; овладение детьми навыками экологически безопасного поведения в природе; сформирование стремления у детей к исследованию объектов природы; умение делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи, отличать, и называть характерные признаки разных диких животных.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о природе; разгадывание загадок, чтение сказок о природе и животных.
Содержание проекта:
1. Предметно развивающая среда по теме для самостоятельной образовательной деятельности детей.
2. Реализация проекта
3. Работа с родителями (рекомендации по темам, список художественной литературы для чтения дома).
4. Приложение :
- Конспект непосредственно-образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста (тема «Воздух»)
- Конспект экспериментальной деятельности для детей 6-7 лет ( тема «Воздух»)
- Беседа с детьми 4-6 лет по ознакомлению с окружающим (тема «Первоцвет»)
- Итоговое занятие по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста (тема «Лекарственные растения»)
I. Предметно развивающая среда по теме для самостоятельной
образовательной деятельности детей:
- Альбомы: «Животные и птицы Урала».
- Трафареты и книги – раскраски, с изображением животных, растений, плодов.
- Модели: «Правила обращения с животными и насекомыми».
- Разрезные картинки, «Домино – животные».
- Картинки из серии «Дикие животные».
- Фланелеграф для обыгрывания «Кто как от дождя спасается».
- Оборудование для экспериментов с водой.
- Деревянные ложки, погремушки, металлофон, барабан для формирования
умений подыгрывать простейшие мелодии.
- Коллекция наборов открыток зверей, птиц, рыб, насекомых.
- Иллюстрации с изображением насекомых.
- Атрибуты с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок
- Материалы и оборудование для рисования пальчиком на подносах с крупой.
- Материалы и оборудование для свободного рисования, лепки, аппликации, строительный материал.
II. План действий по реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа детьми, выбор оборудования и материалов.
2 этап. Собственно исследовательский.
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- .Организация в группах познавательно - развивающей среды.
- Групповые краткосрочные исследовательские проекты по изучению объектов природы: животных
- .ИЗО деятельность с экологическим уклоном. Изготовление поделок, рисунков отображающие природные объекты.
- Экологическая беседа в средней группе.
3 этап. Обобщающий.
Обобщение результатов работы по экологическому проекту. Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.
III. Работа с родителями
Рекомендации для родителей по теме « МИР ПРИРОДЫ»
- Рассматривать иллюстрации с изображением явлений природы, животных.
- Рассматривать игрушки изображающие домашних и диких животных.
- Приготовить блюда для детского питания из разнообразных продуктов: мед,
яйца, молоко, сметана, творог.
- Подготовить с ребенком рассказ о питомце
- Привлечь ребенка к уходу за домашним питомцем.
- Подготовить фотографии питомцев для выставки.
- Понаблюдать за животными, птицами на прогулке.
- Посетить зоопарк.
- Прочитать народные сказки про животных
- Изготовить маски для игры – драматизации.
- Рассказать интересные истории с участием животных.
Чтение художественной литературы для детей младшего дошкольного возраста:
- Русские народные сказки:
«Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого;
«Теремок», обр. Е. Чарушина;
«Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской;
«Гуси-лебеди»,обр. Булатова;
«Бычок - черный бочок, белые копытца»,
«Снегурушка и лиса», обр. М. Булатова;
«У страха глаза велики», обр. М. Серовой
- Произведения поэтов и писателей России:
К. Бальмонт «Комарики-макарики»
С. Городецкий. «Колыбельная ветровая», «Кто это?»;
А. Кольцов «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»)
Чтение художественной литературы для детей среднего дошкольного возраста:
- «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова
- «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова
- «Лиса и козел», обр. О. Капицы
- «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова
- «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы;
- «Лиса-лапотница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля
- «Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова
- «Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова
- «Колосок», укр., обр. С. Могилевской
- «Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака
- «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака
- Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной
- А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера
- Дж. Родари «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой
- Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги) (в сокр.), пер. с норв. Л. Брауде
- Ю. Кушак «Сорок сорок»
- И. Токмакова «Ива», «Сосны»
- Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу—Короткий Хвост»
М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»
Чтение художественной литературы для детей старшего возраста:
- Е. Благинина «Одуванчик»
- А.К. Толстой «Колокольчики»
- В. Катаев «Цветик - семицветик»
- И. Токмакова «Деревья»
- А. Плещеев «Ель»
- Ю. Круторогов «Дождь из семян»
- К.Ушинский «Четыре желания», «Спор деревьев», «Капустница»
- Л.Кон «Книги о растениях»
- Народная сказка в обр. К.Ушинского «Вершки и корешки»
- Л.Н. Толстой « Старик и яблони»
- Н.Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
- В.Бианки «Приключение муравьишки»
- Ю. Аракчеев «Рассказ о зелёной стране»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»
Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

У природы нет плохой погоды «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышные природы увяданья, В багрец и в золото одетые леса…» А. С. Пушкин
Рекомендация для родителей...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой
Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.
Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!
Знакомим ребенка с природой.Природа – источник познания. Сбережем родную природу! Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...