Статья "Ассоциативно-образные представиления в восприятии музыки"
статья (подготовительная группа) на тему
Ассоциативно-образные представиления в восприятии музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_assotsiativno-obraznye_predstavleniya.docx | 17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: «Ассоциативно- образные представления в восприятии музыки»
Музыкальный руководитель Небеско И.И.
ГБДОУ детский сад №23 Приморский район.
Город Санкт- Петербург.
Актуальность темы статьи определяется значением ассоциативно- образных представлений в процессе восприятия музыкального произведения, постижения его художественного содержания. В центре внимания находятся объекты, явления, категории и понятия, непосредственно имеющие отношение к сфере ассоциативного восприятия: мелодия , лад, ритм и фактура жанр, форма, соотношение содержательно- образной и конструктивной сторон произведения. Ассоциативные представления примыкают к одной из высших подструктур сознания, являясь сущностной единицей психики и одним из важных ее механизмов.
Проблема ассоциативного мышления является интегративной и системообразующей для музыкальной психологии. Ассоциативные представления являются компонентом художественного восприятия и функционируют в неразрывном единстве с эмоциональными, интеллектуальными( ассоциативно- образное мышление, воображение, фантазия) факторами, играющими важную роль в процессах музыкального творчества. На любом уровне восприятия первичное формирование чувственного прообраза, постижение и воспроизводство художественного смысла музыкального произведении происходят через ассоциацию. Ассоциативные процессы обеспечивают связь «первичного»- (непроизвольного, неосознанного) смысла со смыслом «вторичным»- обобщенным, симультанным (осознанным), связанным с постижением сущности музыкального произведения.
Ориентирами в данной статье послужили материалы по общей психологии Л.С. Выготского, Д.Т, Тихомирова и А.Н. Леонтьва, исследования Б.М.Теплова и К.В.Тарасовой по музыкальной психологии, музыкально- теоретические труды Б.В.Асафьева, А.А.Мазеля, а также крупнейших представителей современной музыкальной науки, обращавшихся к проблемам ассоциативных представлений - Е.В.Назайкинского, В.В Медушевского.
Пропуская музыку через органы слуха и чувства ребенка в процессе восприятия происходит взаимосвязь внешних и внутренних механизмов, которая является стимулирующим фактором работы воображения. Развитие образного и ассоциативного мышления является одной из основных целей восприятия музыки в совместной музыкальной деятельности с детьми в дошкольном возрасте в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного Стандарта. Многие дети дошкольного возраста часто затрудняются словесно выразить свои образные ассоциации после прослушивания музыкального произведения, поэтому я на своих занятиях использую практические задания, например, в рисунке показать все, что услышали в музыке, задаю наводящие и уточняющие вопросы в которых дети должны выбрать между двумя противоположными понятиями, например, «Как звучала музыка? Быстро, или медленно? Плавно, или отрывисто? Какие были звуки – высокие, или низкие и на что они были похожи? Где в жизни можем мы их услышать?» Так- же я взаимодействую с педагогом изостудии, применяя ряд картин при восприятии музыки на темы: «О чем говорит музыка? Что изображает музыка? Какими красками пользуется композитор?».
Для того, чтобы дети могли наиболее тонко прочувствовать образы музыкального произведения в работе используется метод пластического интонирования. Это позволяет детям чувствовать , как меняется характер музыки в процессе ее развития. Прием тембровой имитации позволяет развивать ассоциативно-логические связи между звуками в жизни и в музыке. Я даю детям задания: показать, как поет петух, пищит мышка, ревет медведь, поют птички и т. д. Использую тембровые импровизации на детских музыкальных инструментах- колокольчике, свистульке, барабане для подражания предложенных музыкальных образов. Это помогает детям легко узнавать эти интонации в музыкальных произведениях и рассказывать их образное содержание.
Для развития ассоциативного мышления у старших дошкольников особенно актуальны темы: «Музыка и живопись», «Какого цвета радость?», «Можно- ли увидеть музыку, или показать пластически?».Эти проблемные вопросы заставляют музыкального руководителя работать над воображением ребенка, а приемы и методы организации восприятия необходимо направить на создание взаимосвязей между слуховыми и зрительными образами. Таким образом большинство творческих развивающих заданий связаны с ассоциативно- образными представлениями. Ассоциативные представления занимают главное место в отражении всеобщего и типического через индивидуальное и ведут к развитию полноценной творческой деятельности ребенка.
Литература:
1. Асафьев Б.В. «Музыкальная форма как процесс».Л.,1971.
2. Ванслов В.В. «Об отражении действительности в музыке: Очерки.»М.,1953.
3.Каган М.С. «Музыка в мире искусств».СПб., 1996
4. КечхуашвилиГ.Н. «К характеристике наглядных образов при восприятии.»// В.П.№1.Тб.,1957.
5. Леонтьев А.Н. «Проблемы отражения и ее значение для психологии».// Вопросы психологии №12., 1966.
6. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия.».М., 1972.
7 Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».М.. 1947.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доминантное занятие по восприятию музыки «Загадки королевы Музыки»
Цель: Приобщение детей к восприятию классической музыки.Задачи: 1. Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического репертуара.2. Развивать творче...
Конспект доминантной непосредственной образовательной деятельности по восприятию музыки «В гостях у Феи музыки»
В этом методическом материале раскрывается игровой подход , как возможная форма участия дошкольников в художественно - эстетической деятельности. Раскрывает потенциалы ребенка в вока...
Музыкально – шумовая сказка «Репка» (по мотивам русской народной сказки) для детей 5 – 6 лет. Цель: развитие творческих способностей, музыкального восприятия. Задачи: - способствовать развитию тембрового восприятия музыки; - развивать творческое воо
Музыкально – шумовая сказка «Репка»(по мотивам русской народной сказки)для детей 5 – 6 лет. Цель: развитие творческих спос...
Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"
В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ....
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»
Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...
Конспект ООД по восприятию музыки в средней группе «Музыка и настроение»
Конспект ООД по восприятию музыки в средней группе «Музыка и настроение»...
дидактическое пособие на развитие восприятия музыки "волшебные краски музыки"
https://cloud.mail.ru/public/Ctaq/fnnX232M...