Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе: «В гостях у Душечки-Ватрушечки».
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Садовская Наталья Валерьевна

 Сегодня вашему вниманию представлено комплексное итоговое занятие по изученным ранее темам.

Цель:  Развивать у детей сенсорные эталоны:  слух, обоняние, вкусовые ощущения, зрительное внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев.

Задачи:

-закрепить умение узнавать и называть хлеб и хлебобулочные изделия, чайную посуду, закреплять знания о структуре ткани;

- способствовать расширению словарного запаса;

- приобщение к социокультурным ценностям;

-пополнение вкусовых ощущений;

На прошлой неделе мы реализовали краткосрочный проект по теме «Хлеб», итогом которого стало создание мини музея «Хлеба» и наше комплексное занятие «В гостях у Душечки Ватрушечки».

Помимо хлебной темы, на занятии были затронуты и другие лексические темы: «Посуда», «Свойства материалов», «Продукты питания».

На своих занятиях с детьми мы знакомим детей с нашей русской историей, знакомим с нашими традициями и культурой.

Героиней нашего занятия, не случайно стала русская ватрушка.  Слово «ватрушка» звучит как-то по-домашнему уютно, оно ассоциируется с теплом родного очага и с хлебосольным угощением. Аппетитные открытые булочки с творожной начинкой – настоящий символ семейного уюта. Неслучайно секреты приготовления ватрушек издавна передавались из поколения в поколение. Тем более что настоящая ватрушка непременно должна быть большой – обычно ее делили на кусочки и ели за праздничным столом.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foto_k_zanyatiyu.docx1.33 МБ
Файл konspekt_u_dushechki-vatrushechki.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №42 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе:

 «В гостях у Душечки-Ватрушечки».

Подготовила:

воспитатель

Садовская Наталья Валерьевна

Санкт-Петербург

2016 г.

 

Возрастная группа: старшая-подготовительная

Количество детей, участвующих в занятии: 6 человек

Дата проведения занятия: 26 апреля 2016 г.

Продолжительность: 25-30 минут

Цель:  Развивать у детей сенсорные эталоны:  слух, обоняние, вкусовые ощущения, зрительное внимание, тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-закрепление обобщающего понятия «Хлеб и хлебобулочные изделия»;

-закрепить умение узнавать и называть хлеб и хлебобулочные изделия;

- закрепить умение узнавать и называть чайную посуду;

-закреплять знания о структуре ткани;

-пополнение вкусовых ощущений;

-побуждать к активности, вызывать интерес к совместной деятельности;

-воспитывать умение внимательно слушать и выполнять задания, согласно инструкции;

Образовательная область «Физическое развитие»:

- способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений.

Образовательная область «Речевое развитие»:

-расширять, уточнять лексику по темам: «Хлеб, хлебобулочные изделия», «Чайная посуда»;

-расширение словарного запаса.

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»:

-развитие культурно-гигиенических навыков: умение правильно накрыть на стол;

-пробудить желание помочь другим.

Технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированного взаимодействия.

Материал.

Раздаточный: карточки с напечатанными загадками и заданиями; образцы ткани (шерсть, кожа, клеёнка, трикотаж, фольга, лен); льняная скатерть; стаканчики красного цвета со сладкой водой (6 штук), стаканчики зеленого цвета с кислой водой (6 штук), стаканчики синего цвета с соленой водой (6 штук), лист с картинками: лимон, сахар, соль (6штук), одноразовые ложечки (18 штук); разрезная картинка формата А3 с чайной посудой, настоящая чайная посуда; 6  баночек с содержимым (кофе, чай, чеснок, корица, мята, ваниль); 4 шумовые баночки с содержимым - фасоль, сахар, мука, жидкость; карточки-чеки формата А5 с буквами «Б» и «П»; бублики, баранки, печенье, пирожки, булочки из соленого теста, выложенные на блюде, ватрушка из соленого теста, миска с перемешаными между собой: изюмом, курагой, орехами, макаронами, пуговицами, фасолью.

Ход НОД.

  1. Организационный этап.

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня нас пригласила к себе в гости Душечка Ватрушечка, и мы оправимся к ней домой. Вы готовы?

Воспитатель с детьми входят в дом (специально оборудованное для занятия помещение),  видят пустой, не накрытый стол и много приглашенных гостей. Все очень удивлены и расстроены. Они зовут хозяйку, но она не отзывается.

Воспитатель: Смотрите ребята, а мы не одни приглашены… Сколько сегодня гостей…  Давайте поздороваемся и познакомимся с ними! (дети здороваются, знакомятся с гостями).

А где же сама хозяйка? Вы ее не видели? Может у нее что-то случилось?  Давайте ее позовём…

Звучит музыка, входит Душечка Ватрушечка.

Душечка Ватрушечка: Здравствуйте, гости дорогие! Рада вас всех видеть! Вы, наверное, удивлены, что у меня ничего не готово? Но сегодня день загадок и волшебства! У меня есть волшебный сундучок, он помогает накрывать на стол. Но только тем, кто умеет отгадывать загадки, самым умным, находчивым и умелым.

Воспитатель: Дети, мы справимся с загадками и с заданиями Душечки Ватрушечки?

Дети: Да!

  1. Основной этап.
  1. «Подбери ткань для скатерти».

ДВ: (достаёт первое задание, написанное на карточке-ватрушке, из сундука). Слушайте первую загадку:

Вышит кружевом подол,

Что постелем мы на стол?

Дети: Это скатерть.

ДВ: Скатерть правильно. А какой она должна быть?  

Воспитатель:

Закрывайте глазки смело,

Пусть вступают ручки в дело.

Пальчики помогут,

Отгадать вам, что тут.

Детям предлагается на ощупь, с закрытыми глазами, выбрать из кусочков разной материи (шерсть, кожа, цилофан, фольга, лён, бумага) лён.  Дети, поочереди, ощупывают каждый материал, называют его.

Шерсть, ткань какая?- шерстяная

Кожа, ткань какая? – кожаная

Лен, ткань какая? – льняная.

 Дети находят нужный материал, из сундука достают скатерть и застилают стол.

ДВ: какие же вы молодцы!

  1. «Почини посуду».

Воспитатель: Скатерть у нас уже есть. Что дальше нам понадобиться для чаепития?

ДВ: слушайте мою следующую загадку (достаёт из сундука следующую карточку).

К завтраку все чашки, блюдца

Вместе утром соберутся.

К чаю вовсе не случайно

Есть сервиз, какой же?

Дети: Чайный сервиз.

ДВ (достаёт из сундука разрезную картинку «Чайный сервиз»):

Что такое, что случилось?

Вдруг посуда вся разбилась…

Глазами внимательно вы посмотрите,

Сервиз из осколков скорей соберите!

Воспитатель: Дети, попробуем починить разбившуюся посуду?

Дети: да!

Детям предлагается сложить из разрезанных кусочков (пазлов) картона посуду, которая нужна для сервировки стола к чаю (чайный сервиз).

Как только дети складывают картинки,  

Душечка Ватрушечка:

Все осколки собрались

В сундучке моем сервиз – ПОЯВИСЬ!!!

 И достает из волшебного сундука настоящие:  чашки, блюдца, ложки, чайник, сахарницу. Посуду ставят на стол.

ДВ: Спасибо, дорогие дети. А что мы все будем пить? Давайте отгадаем следующую загадку (достает из сундука карточку):

Испекли мы угощенье,
Тортик, пряники, печенье.
Поскорей друзей встречай,
Что нальёшь друзьям, ты?

  1. «Определить по запаху».

Дети: чай

ДВ:  

Чай, чеснок, ваниль, корица -

Все в хозяйстве пригодится!

Носик должен потрудиться:

По запаху найди, где чай?

Угадал? Так отвечай!

Воспитатель предлагает детям понюхать 6  баночек с содержимым (кофе, чай, чеснок, корица, мята, ваниль), и выбрать, в какой находится чай.

Дети находят по запаху баночку с чаем. ДВ достаёт из сундука и ставит на стол чай.

ДВ: Как здорово! Молодцы дети! А что нужно сделать, чтобы чай был вкусными? Угадайте мою следующую загадку (достает карточку).

Этот камень хоть и бел,

Но, однако же, не мел.

Залежаться он не сможет –

Быстро в чай его положат!

Воспитатель: А мы с детьми знаем!

Дети: Это сахар. Нужно, чтобы он был сладким.

  1. «Определи на вкус».

Воспитатель: Дети, а давайте вспомним, какой еще бывает вкус? (ответы детей) Что бывает кислое, что соленое, а что сладкое?

Дети: кислое – лимон

Соленое – соль

Сладкое – сахар, конфеты.

ДВ. Вот вам следующее задание:

С язычком играет в прятки

Вкус: соленый, кислый, сладкий!

Где какой, определи!

Сладкий сахар ты найди!

Воспитатель: Перед вами разноцветные стаканы. В них налита вода, но не просто вода, а соленая, сладкая и кислая. Ваша задача определить в каком стаканчике находится сладкая, в каком кислая, а в каком соленая водичка. Стаканчики со сладкой водой мы поставим на карточку с нарисованным сахаром, стаканчики с кислой – на карточку с нарисованным лимоном, а соленую воду – мы разместим на картинке с нарисованной солью.

ДВ: Какие же вы молодцы! Как ловко у вас все получается.

  1.  «Определи на слух».

Д.В.

Вы послушайте ребятки,

Вот вам новая загадка:

Баночками потрясите,

Ушки ваши навострите,

Сахар в них вы отыщите!

Д.В. достаёт из сундука 4 банки с содержимым: фасоль, сахар, жидкость, мука.

Воспитатель: Попробуйте, определить на слух, в какой баночке находится сахар. Дети с воспитателем трясут баночками и стараются определить содержимое. Дети находят сахар, высыпают в сахарницу.

ДВ: Какие же вы детишки молодцы! Мы нашли то, что мы будем пить. А что мы будем кушать?  (достаёт из сундука карточку-ватрушку с заданием).

Нет угощения, как же нам быть?

Можно испечь, а можно купить.

В магазинчик вы сходите,

Угощенье там купите!

Воспитатель: Ребята, вы знаете, где продается угощение к чаю (булочки, печенье, пирожки, пирожные)?

Дети: В магазине, в кондитерском отделе, в булочной.

  1. Речь с движениями. «Поход в магазин или в булочную».

Мы шагаем дружно, дружно -

Душечке помочь нам нужно!

Через лужи мы шагаем,

Выше ноги поднимаем!

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

Воспитатель: Вот мы и в магазине.

  1. Фонематический слух (различение звуков Б, Бь и  П, Пь) Лопухина «Булочная» стр.39.

Воспитатель:

Магазин-то не простой

Он волшебный – вот какой!

Я сейчас вам раздам карточки-чеки, каждому по две. На одной написана буква «Б», на другой «П». Я буду читать стихотворение. Если  вы услышите в словах звуки  Б или Бь,  то поднимете карточку с какой буквой? (карточку с буквой Б). Если  вы услышите в словах звуки  П или Пь,  то поднимете карточку с какой буквой? (карточку с буквой П).

Мы с тобой в слова играем.

Сладости мы покупаем.

Если Б и Бь услышим в слове,

С буквой «Б» мы чек готовим.

Если в слове П и Пь узнаем,

С буквой «П» чек поднимаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, пай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Берем в импровизированном магазине заранее приготовленные из соленого теста хлебобулочные изделия. «Возвращаемся из магазина» с покупками.  

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

По тропиночке пойдём

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали,

И быстрее побежали!

Выставляем вместе с детьми, блюдо с угощением.

Воспитатель: Ну что, Душечка Ватрушечка, ты довольна? Помогли тебе дети?

ДВ: Да, конечно. Они молодцы!  

А пока я вас ждала,

Вам ватрушку испекла…

Украсить только не успела…

Принимайтесь-ка за дело!

  1. Развитие тактильных ощущений, игра «Укрась ватрушку».

Воспитатель: Дети, давайте выберем из этой миски только то, что понадобится нам для украшения нашей ватрушки.

В миске перемешаны между собой: изюм, курага, орехи, макароны, пуговицы, фасоль. Детям предлагается выбрать все, что понадобится для украшения ватрушки (изюм, курага, орехи) и украсить ее.

Душечка Ватрушечка благодарит детей за проделанную работу.

  1. Итог

1.Обобщение

- Что больше всего понравилось?

- Какое задание было самым трудным?

- Что удивило?

2. Оценка и приглашение всех на настоящее чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты)  , содержательный раздел (соде...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая программа логопедического сопровождения по преодолению тяжелых нарушений речи в старшей группе (5-6 лет)...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия в подготовительной логопедической группе детского сада. Тема: «Звук и буква «С» Лексическая тема: «Зима».

Расширение, уточнение, актуализация словаря по лексической теме.Формирование правильного произношения звука [С]. Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов, обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2019-2021 учебный год.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей  С ОНР на 2019-2021 уебный год....

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей С ОНР на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей  С ОНР на 2021-2022 учебный год....