ДОКЛАД
консультация на тему
ГРАЖДАНСКО -ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО -ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование гражданско- правовой компетенции воспитанников организаций интернатного типа» (Слайд 1)
Слайд 2 . Проблема: отсутствие эффективных механизмов формирования гражданско-правовых компетентностей в условиях образовательного процесса
Цель проекта:
- разработать и реализовать систему работы по формированию основ гражданско-правового воспитания воспитанников.
Слайд 3 Задачи:
- изучить теоретические источники по проблеме в педагогике и психологии;
- определить содержание, методы и формы работы по гражданско-правовому воспитанию;
- представить тематическое планирование по теме: «Формирование гражданско-правовой компетенции воспитанников организаций интернатного типа».
- Провести с воспитанниками серию занятий, убеждающих в том, что знание своих прав и обязанностей, умение их сочетать, умение регулировать свои отношения со взрослыми - важная компетентность подростка, обеспечивающая его дальнейшую успешную жизнь в обществе.
Слайд 4 Основные термины:
Гражданственность - наличие у выпускника системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.
Гражданско-правовая компетентность - совокупность знаний в области права, позволяющих личности безболезненно ориентироваться в жизни гражданского общества, правильно определять способы своего поведения и жизненные планы (свободная интерпретация понятия).
Слайд 5 Гражданско-правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым мы относим:
-самоопределение личности;
-уважение прав и свобод;
-уважение человеческого достоинства;
-уважение к институтам гражданского общества;
-уважение к нормам и правилам современной демократии ;
-справедливость;
-равенство человека перед законом;
-общественное благо;
-уважение к национальным традициям; ценность политического многообразия;
-патриотизм;
-готовность к разумному компромиссу;
-толерантность;
-правдивость.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Гражданско – правовая защита детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальным вопросом. Первые понятия права закладываются в детстве, где ребенок постигает границы дозволенного и запретного. Признание прав и свобод личности ребенка взрослыми, понимание ребенком права как формы свободы в реальных отношениях особенно важно для воспитанников школ - интернат. Они могут и должны осознать не только свои права, но и обязанности, научиться уважать другие мнения, изучать различные законы и нормы общества, в котором они живут, для того чтобы быть успешными в самостоятельной жизни. По данным статистики большинство выпускников таких школ не могут успешно адаптироваться. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не готовы.
За последние десять лет большинство россиян убедились, что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая компетентность или правовая грамотность. Но если это необходимо взрослым, следовательно, и подросток должен быть осведомлён об основных правовых нормах бытия. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
В школе - интернате воспитываются дети, отверженные своими родителями, лишённые стабильной, уверенной привязанности к взрослому, отягощённые негативным семейным и личным опытом, патологической наследственностью, в большинстве случаев с задержкой физического и психического развития, т.е. в состоянии социальной дезаптации – наименее благоприятном для педагогического воздействия.
Ребёнок из школы - интерната преимущественно оценивает себя на основе оценки окружающих; эмоциональное отношение к себе (любовь или нелюбовь) у него практически не выражена. Нет чувства уверенности в себе. Обычно повторяют оценки окружающих, не имея собственного мнения о себе, отсутствует самооценка себя и своих поступков.
Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном социуме – основная задача учреждений общественного воспитания. Одним из важнейших вопросов успешной постинтернатной адаптации является правовая компетентность выпускников школ - интернатов.
Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В школе - интернате у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.
Формы и методы работы с детьми были выбраны, с учетом специфики жизни в школе - интернате, в частности, закрытость учреждения и оторванность его от реальной жизни. Поэтому основными формами и методами стали: словесные, наглядные (демонстрация плакатов), использование карманных книжек, карточек (иллюстраций); использование технических средств – проектор, компьютер; просмотр кино- и телепрограмм); практические (игры, анализ и решение противоправных ситуаций, социальные экскурсии).
Слайд 6 Разработана тематика внеклассных занятий по данной теме:
Тема |
1. Что такое государство? Символы нашего государства. |
2. Человек в мире правоотношений. |
3. Игра-аукцион «Час суда». |
4. Закон и правонарушения. |
5. Игра «Мой выбор». |
6. Юридическая ответственность. |
7. Игра – путешествие «Россия – Родина моя» |
8. Игра«Справедливые воины». |
9. Конституция - основной закон государства. |
10. Уголовная ответственность несовершеннолетних. |
11. Игра «Правовой практикум. Права человека в обществе». |
12. Что такое административное правонарушение? |
13. Закон и семья. |
14. Игра «На приеме у нотариуса». |
15. Материально-правовые основы лишения и ограничения родительских прав. |
16. Встречи с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних. |
17. Игра «Что? Где? Когда?» |
Например, при проведении внеклассного занятия «Россия – Родина моя»
Ставилась цель: Показать значение родины в жизни каждого человека, закрепить знания детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.
Слайд 7, 8 Например, на станции «Гражданская» ребята дали понятие что такое конституция, вспоминали свои права и обязанности.
Слайд 9 На станции символической дети готовили сообщения о государственных символах
Слайд 10 Учащиеся должны: знать: название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения.
Понимать: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры.
Должны знать значение терминов:
–герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, обязанность, ответственность, потребность, право на жизнь, на имя и гражданство, на образование ,на медицину, на защиту, на отдых и досуг, на информацию, на семью , равноправие граждан, ребенок, семья.
Применять: закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения
Проект будет способствовать расширению правовых знаний подростков, воспитанники станут более информированными и компетентными в различных областях права, что позволит им быть более успешными в самостоятельной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...