Индивидуальная программа педагогического развития на тему:"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ И БЫТ РУССКОГО НАРОДА И КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
рабочая программа (старшая группа) по теме
ЦЕЛЬ: Прививать любовь к своей Родине, краю в котором ты живёшь. Вызыввать чувство патриотизма. Знакомить с культурой и обычаями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Актуальность
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания:
- Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- Формирование мира и межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация данной программы: «Патриотическое воспитание детей через культуру и быт русского народа и Кубанского казачества».
Мы считаем, что метод программы позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Цель:
Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию.
Задачи:
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Краснодарского края.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с культурой и традициями российского народа и кубанского казачества.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности:
- Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
- Технологический блок: Разработка конспектов образовательной деятельности
- Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид программы: познавательный, групповой, долгосрочный
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: речевое развитие, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Этапы проведения и реализации программы:
I. Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных образовательных ситуаций, на темы: “Город Белореченск – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Россия!»
Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Краснодарского края”, «Хлеб – всему голова!», «Животные Краснодарского края»
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
Выставка «Наш город» (сотворчество детей и родителей )
Лепка «Животные и птицы Краснодарского края»
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу
Разучивание стихов, песен о Белореченске, Краснодарском крае.
Оформление патриотического уголка в кубанских традициях.
Изготовление мини – музея «Славянский дом»
III. Презентационно - завершающий
Открытая образовательная деятельность “ Наш город ”
Выставка детских рисунков и поделок.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации программы:
- интерес детей и родителей;
- методические разработки,
- интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
- Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
- Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы реализации программы:
- Наблюдение,
- совместные игры,
- анкетирование,
- экспериментальная деятельность,
- познавательные игровые занятия
- творческая деятельность,
- беседы.
Стратегия осуществления программной деятельности:
Данная программа была апробирована в рамках МБДОУ Д/С 31 в 2013-2014 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Культура и быт русского народа» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством русского народа и кубанского казачества (потешки, поговорки и т. д.), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из двух блоков:
- 1 блок «Россия – Родина моя»
- 2 блок «Родной свой край люби и знай!»
Предложения по возможному распространению программы:
Программу можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...
Уровень ЗУН по программе "Патриотическое воспитание через культуру и быт русского народа и кубанского казачества"
Уровень ЗУН «Патриотическое воспитание через культуру и быт русского народа и Кубанского казачества»...
Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа
Вопросы нравственного воспитания были актуальны всегда. Но особенно остро они встают сегодня, когда меняются ценности общества. Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. ...
Формирование нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа
laquo; РУССКИЙ народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой…Национальные отличия сохранят...
Презентация "Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа "
Презентация по теме; "Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа"...
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа». (из опыта работы).
Детство- каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А. Сухомлинский)....
Информация к педагогическому совету на тему: «Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей России и развитие у детей гендерной, семейно и гражданской принадлежности» в подготовительной группе компенсирующей направленности №5. Направ
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направленно на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравст...