Статья Важность ознакомления старших дошкольников с государственными символами Российской Федерации.
статья (старшая группа) на тему

Киреева Ольга Ивановна

       М. Монтень говорил:  «Герб и флаг страны отражает историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomim_doshkolnikov_s_gosudarstvennoy_simvolikoy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Важность ознакомления старших дошкольников

с государственными символами

                                    Российской Федерации

       М. Монтень говорил:  «Герб и флаг страны отражает историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан».

Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.

       Взяв за основу документы: Указ «О дне Государственного флага Российской Федерации», Указ «О Знамени Победы», Федеральный конституционный закон о Государственном флаге Российской Федерации, Федеральный конституционный закон о Государственном гимне Российской Федерации, , воспитатели должны дать старшим дошкольникам следующие представления:

Во-первых, с российским триколором, дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах,

 его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.

Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.

Затем, следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие текст и музыку. Государственная символика любой страны имеет единое цветовое решение, поэтому дети совместно с педагогом должны найти отображение трех цветов флага в словах гимна.

Далее желательно провести занятие «Герб города», на котором детям предлагается рассмотреть форму герба и его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Только после этого целесообразно провести занятие - исследование «Герб России». К этому моменту дети сами могут рассказать о форме и цвете герба, о том, что они символизируют.

Такая последовательность при ознакомлении дошкольников с символикой России соответствует одному из основных дидактических принципов - от простого к сложному - и даст хорошие результаты

Осуществляя работу по ознакомлению детей с символами Российской Федерации, воспитатель учитывает следующее:

  • особенности возраста и развития старших дошкольников,
  • своеобразие их умственной деятельности,
  • эмоциональной сферы,
  • восприятия,
  • глубину и обострённость первых впечатлений,
  • проявляющуюся в этот период способность к абстрагированию,
  • чувственное восприятие,
  • эмоционально – образное мышление, его конкретность и образность,
  • любознательность и стремление к новизне.

Нельзя также не учитывать недостаточную сформированность у ребёнка дошкольного возраста понимания социальных явлений, «чувства истории», знакомство с символами, осуществляемое впервые и требующее от детей отвлечённого мышления. Всё это обязывает воспитателя выбирать наиболее доходчивые формулировки объяснений, применять целый комплекс методов и приёмов, которые бы стимулировали детский интерес, мыслительную активность, эмоциональное восприятие.

Ознакомление дошкольников с символами Российской Федерации должно осуществляться в тесной взаимосвязи с патриотическим воспитанием и основываться на зримых, жизненных, ярких примерах, а также на фактах и событиях современности.

Ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации осуществляется на занятиях, целевых прогулках, экскурсиях по родному городу, в процессе наблюдений за окружающим и в повседневной жизни. В такие дни, когда страна готовится и отмечает международные праздники, на детских утренниках в детском саду, при проведении тематических вечеров, развлечений, а также в разнообразной самостоятельной детской деятельности.

Только благодаря целому комплексу воздействий, выбору наиболее эффективных методов и приёмов, учитывающих специфику данной проблемы и особенностей возраста, педагог может рассчитывать на успех работы с детьми в формировании у них осмысленного, уважительного отношения к символам Российского государства.

Учитывая сказанное выше можно считать наиболее оправданными следующие методы и приёмы в работе с детьми в воспитании у них уважения к государственным символам – Гимну, Гербу, Флагу Российской Федерации:

  • показ дошкольникам государственных символов России в сочетании с рассказом и объяснением главной идеи, заложенной в них;
  • целевые прогулки и экскурсии;
  • беседы воспитателя с детьми о том, где и когда звучит Гимн России, вывешивают флаги России.
  • чтение детской художественной литературы, стихотворений, раскрывающих детям отношение  людей государственному Гимну и Флагу России;
  • рассматривание иллюстраций с изображением флага России, а также предметов в натуре, на которых изображён герб Российской Федерации. Например, на обложках паспорта, свидетельстве о рождении, марках, знаках, правительственных наградах (при встречах с ветеранами войны и  труда и т. п.) в сочетании с пояснительным словом воспитателя;
  • использование картин, диафильмов, открыток, иллюстраций (в т.ч. в периодической печати), которые применяются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с родным городом, а также вне занятий;
  • слушание Гимна Российской Федерации в сочетании с предварительным объяснением воспитателя или музыкального руководителя о том, как должны вести себя дети (слушать стоя, спокойно стоять, мальчики снимают головные уборы);
  • объяснение детям идей Государственного гимна Российской Федерации;
  • привлечение внимания детей к символам нашего государства в окружающей жизни, а также приобщении их к отдельным, наиболее доступным детскому пониманию общественным событиям и социальным явлениям, отражающим отношение русских людей к государственным символам Российской Федерации (например, привлекают внимание детей к тому, что в праздничные дни на улицах вывешивают флаги, в честь спортсменов – победителей звучит Государственный гимн Российской Федерации и поднимают флаг России). Эти сведения хорошо сообщать детям, опираясь на их непосредственные впечатления от просмотренных телевизионных передач, прогулок по праздничному городу и т. п.;
  • при ознакомлении дошкольников с Государственными символами Российской Федерации можно использовать приём сравнения (например, предложить детям сравнить Государственный флаг Российской Федерации и флаг одного из государства ближнего зарубежья или Герб Российской Федерации с гербом государства ближнего зарубежья). Это даёт возможность ребёнку более чётко увидеть детали и, следовательно, осмыслить суть символики. Очень важно, чтобы при этом ребёнок активно думал, воспринимая преподносимый материал.
  • побуждать детей обращаться с вопросами к воспитателю;
  • приёмы, вызывающие у детей положительные эмоции (игровые, использование дидактических игр, загадок, музыкальных и художественных произведений, песен и стихотворений) и поэтому способствующие повышению интереса и углублению восприятия нового материала;
  • побуждение детей к различной самостоятельной деятельности, в которой они отражают имеющиеся у них знания и впечатления, связанные с отображением Государственных символов (в играх, пении песен, чтении стихов, рисовании и др.)

Ознакомление старших дошкольников с государственными символами – гимном, флагом, гербом России – воспитатель должен рассматривать как составную часть формирования у них начал патриотизма. А это обязывает воспитателей помнить о взаимосвязи различных средств и методов воспитания, направленных на формирование личности.

           Воспитание уважения к Государственным символам России и связанными с ними ритуалами, должны проникать во все сферы жизни детей в детском саду,

Воспитатель должен учитывать, что:

  • Знакомство с символикой требует от детей абстрактного мышления (которое, как известно, даже у старших дошкольников ещё недостаточно сформировано) и потому должен не допускать перегруженности занятия новым материалом;
  • Цель ознакомления дошкольников с государственными символами – донести их идейный смысл до детей (что требует неторопливого и обстоятельного разговора с воспитанниками!);
  • Ознакомление детей с государственными символами организуется как составная часть занятия по ознакомлению с окружающим.

пронизывать весь процесс воспитания.

  1. В книжном уголке символика, с которой знакомят детей, должна находить своё отражение. Так, рассматривая с детьми в книжном уголке Герб России,  дети вместе с воспитателем ещё раз уточняют и переосмысливают идейный смысл его элементов. С группой детей воспитатель беседует и задаёт вопросы: о чём рассказывает наш Герб? Как слушают и поют гимн России? Когда исполняется Гимн России? и т. п.

Так, в непринуждённой обстановке, воспитатель имеет возможность выявить насколько осмысленно дети усвоили идейный смысл Государственных символов. Попутно он уточняет то, что отдельными детьми ещё недопонято. Такая работа в книжном уголке является продолжением работы, проводимой с детьми на занятиях и других плановых мероприятиях – экскурсиях, праздничных утренников и др.

В книжном уголке целесообразно вместе с детьми подобрать и рассмотреть почтовые марки, значки, открытки с изображением Государственного герба Российской Федерации, Москвы праздничной, парада на Красной площади.

  1. Работа по знакомству детей с символикой страны находит отражение в разнообразных видах деятельности детей: дети рисуют, передавая в рисунках полученные ранее впечатления. Темы «Салют на Красной площади», «Наша улица в праздничные дни», «Парад на Красной площади» находят своё отражение на занятиях аппликацией, сюжетных играх  таких как, «Праздничный концерт», «Экскурсия по праздничной Москве» и др.
  2. Задача воспитателя – направлять самостоятельную деятельность детей так, чтобы они отражали имеющиеся знания и уважительное отношение к государственным символам, побуждать их обмениваться впечатлениями об окружающей жизни, общественных событиях страны. Воспитатель поддерживает инициативу отдельных детей играть в игры, рисовать, лепить, вести разговоры на темы, имеющие общественную направленность и оказывающие влияние на социализацию личности.
  3. Знакомство старших дошкольников с государственной символикой нашей страны, воспитания у них гордости и уважения к ним осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей. От воспитателя требуется, чтобы он ввёл родителей в курс проводимой работы с детьми в детском саду. Он раскрывает им социальную её значимость, подчёркивает её роль в нравственно – патриотическом воспитании, становлении личности как гражданина России.

В преддверии праздников воспитатель рекомендует родителям провести экскурсию с ребёнком по праздничному городу, показать праздничный салют, в дни праздника посмотреть военный парад, как во время торжественных заседаний, на открытии Олимпиад, вручению спортсменам наград взрослые слушают Гимн России.

Воспитатель заостряет внимание родителей на необходимость показывать ребёнку государственные символы, встречающиеся в жизни.

Памятка по знакомству детей с гимном Российской Федерации.

Гимн России – это самая главная и торжественная песня нашей страны:

  • утро нашей Родины начинается с гимна;
  • Гимн России прославляет нашу Родину, любовь к ней всех русских людей, дружбу всех народов нашего многонационального государства;
  • Гимн России слушают стоя, этим самым русские люди проявляют уважение к Гимну, как символу нашей Родины и любви к ней;
  • когда звучит Гимн России, то мужчины и мальчики снимают головные уборы – это тоже дань уважения к главной песне нашей страны;
  • же дань уважения к главной песне нашей страны;
  • Гимн звучит в особо торжественных случаях: на конференциях, при открытии и закрытии торжественных собраниях, торжественных концертах, военных парадах, в честь лучших людей труда, при открытии и закрытии спортивных Олимпиад, в честь спортсменов – победителей, при вручении им наград, при вручении наград городам – героям, передовым предприятиям страны, при открытии памятников и памятных знаков.

О государственном флаге Российской Федерации:

Старшие дети дошкольного возраста ещё не заучивают текст гимна и не поют его, однако они должны узнавать его и знать, что гимн звучит в особо торжественных случаях;

  • В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага  России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество;
  • Флаг Российской Федерации олицетворяет независимость, величие и честь нашей Родины;
  • Свой флаг со своими отличительными знаками (символами) имеет каждое государство.

Благодаря целенаправленной воспитательной работе, целому комплексу воздействий, педагог  решает главную задачу – учит детей понимать идейный смысл государственных символов, подводит их к обобщению: русские люди, отдавая почести символам нашего государства, тем самым проявляют любовь и уважение к своей Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственные символы Российской Федерации

Презентация содержит материалы о государственной символике России. История появления гербов....

Методическая разработка к циклу занятий по ознакомлению дошкольников с Государственной символикой Российской Федерации «Символы России».

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание детей. Дошкольное детство – время становления личности. Именно в этот период закладываются интерес...

Статья Важность ознакомления старших дошкольников с государственными символами Российской Федерации

     М. Монтень говорил:  «Герб и флаг страны отражает историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан»....

Стихи о государственных символах Российской Федерации

В процессе патриотического воспитания необходимо знать символы РФ.Стихи помогут ребятам и педагогам запомнить их....

Презентация "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации в рамках реализации"

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верн...