Памятка для педагогов «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»
консультация ( группа) на тему
Все о гендерном воспитании в одном документе - очень удобен в работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov.docx | 66.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве, в биологическом смысле пол – совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают половое размножение организмов. Гражданский пол своеобразная «перемычка» между физическими детерминантами, обуславливающими саму половую принадлежность и социально – психологическими, определяющими формы полового поведения. | |
Гендер | это сложный социокультурный конструкт включающий: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом. |
Пол | это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. |
Психологический пол | определяется, как совокупность знаний, представлений личности о себе, о своем сходстве или различиях с представителями своего пола, в отличие от противоположного, отождествление себя с ними, эмоционально- ценностное отношение к своему полу способы поведения людей в зависимости от их позиции в полоролевой дифференциации. Понятие психологического пола максимально приближает нас к социально- психологическому и социологическому понятию «гендер». Психологический пол, или гендер, содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения) компоненты. Психологический пол, в отличие от пола биологического, - одна из существенных личностных характеристик человека. Эта система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления. Ученые указывают, что «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность». |
Гендерное самосознание | включает в себя следующие психологические образования:
|
Гендерная идентичность | предполагает психологическое отождествление себя с определенным полом; предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определенным гендером; эмоционально-ценностное отношение к определенным гендерам и т.п. |
Гендерное поведение | предполагает соответствие поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам и ценностям, которые соответствуют определенному гендеру. |
Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание гендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол -это приоритетный способ выражения властных отношений. Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли. В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, а комплексное переплетение отношений и процессов. | |
Маскулинный и феминный | в начале разработки концепции гендера стали активно использоваться понятия маскулинный и феминный, которые употребляются в гендерных исследованиях для обозначения культурно-символического смысла «женского» и «мужского». |
Основными задачами гендерного подхода в педагогике являются |
установок и предубеждений в педагогической практике, объяснение их природы, исторической изменчивости, социальной обусловленности, выявление закономерности педагогического влияния воспитателя на гендерные идентичности детей;
|
Анализ современных образовательных программ | В дошкольных учреждениях целенаправленно гендерное воспитание чаще всего не осуществляется вообще. Лишь немногие воспитатели интуитивно реализуют дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, акцентируя внимание на обязанностях мальчиков уступить место девочкам, помогать им. Анализ различных лицензированных программ показал «бесполость» ориентации и отсутствие гендерного подхода к воспитательному процессу. Можно отметить лишь небольшое количество программ, где делается акцент на гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников с учетом пола:
Таким образом, изданные методики и пособия в большей степени затрагивают интеллектуальные и нравственные сферы ребенка, в них нет четкого описания всей деятельности ДОУ с оптимизацией гендерного подхода во всем воспитательном процессе. |
Гендерное воспитание | это часть общего воспитания, наиболее сложное звено в системе нравственного воспитания.
|
Цель и задачи организации воспитательного процесса с учетом гендерного подхода | целью является формирование понимания сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношения полов и потребности руководствоваться ими во всех сферах деятельности (В.Е.Коган, А.Г.Трушкин, В.В.Баташов, О.К.Лосева, И.С.Кон). Определив ее, воспитатель должен иметь представление о конечном результате своей деятельности: какие черты, качества личности должны образоваться в результате воспитательных усилий. Задачи гендерного воспитания представлены по трем сферам личностного развития (когнитивной, эмоционально- чувственной и поведенческой). |
Содержание гендерного воспитания | направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя, как представителя определенного пола и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия, полоролевом самосовершенствовании, адаптации и саморегуляции. |
Базовые компоненты | Ценностный (мировоззренческий) компонент имеет целью введение дошкольников в мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентации, личностных смыслов (целей, мотивов, культурных потребностей, идеалов):
Познавательный компонент содержания обеспечивает дошкольников научными знаниями о человеке (мужчине и женщине), семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях гендерного воспитания. Поведенческий компонент способствует формированию разнообразного полоролевого репертуара, развитию у дошкольников способов мужского (женского) поведения, деятельности, становлению чисто сердечных и взаимодоверительных взаимоотношений между полами, формированию умений и навыков, необходимых для самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия: забота о женском (мужском) здоровье, общение с родителями и друзьями своего и противоположного пола, преодоление конфликтных ситуаций с учетом интересов людей своего и противоположного пола, овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой и игровой деятельности, экскурсии и путешествия, художественное и техническое творчество и др. Личностный компонент обеспечивает познание образа «Я» мальчика (девочки), развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самооценки, самосовершенствования мужской (женской) индивидуальности, нравственного самоопределения, формирует личностную позицию мальчика (девочки), способствует нравственно оправданному выбору линии поведения, поступков и принятию ответственности за свой выбор. |
Содержание воспитательного процесса | представляет собой интеграцию культуры и истории как носителей культурно-познавательных, гуманистических, полоролевых, эстетических ценностей, определяющих особенности воспитательного процесса. Данные ценности являются ядром воспитательной системы, как в содержании воспитательного процесса, так и в личностных новообразованиях ребенка. Они представлены в содержании специально-организованных видов деятельности, обеспечивающих ребенку ознакомление с историей, бытом, традициями, обычаями своего народа. Содержание воспитательного процесса строится, посредствам тематических модулей. Технологии гендерного воспитания представлены интеграцией средств, методов и форм организации деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста. Условиями усвоения детьми гендерного поведения являются: предметно-пространственная развивающая среда, познавательные и этические беседы, развивающие ситуации, чтение художественной литературы и др. Гендерный подход предусматривает возможность использования содержания полоролевой культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной). |
Л.Б. Розова и Н.Е.Татаринцева предлагают использовать в организации воспитательного процесса, с учётом гендерного подхода, для наибольшей эффективности следующие группы методов и приемов |
|
Формами организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода деятельности являются | форма организации деятельности (игровая, интеллектуально- познавательная, рефлексивная, экспериментальная. |
В воспитательном процессе можно использовать технологии (по Н.Е. Татаринцевой): | (1) Технологии, способствующие формированию представлений детей о различиях полов (физических, поведенческих и нравственно ценных)
(2) Технологии, способствующие овладению способами гендерного поведения:
(3) Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, совершенствованию женской (мужской) индивидуальности:
|
Средствами гендерного воспитания выступают (способствующие овладению гендерным опытом, ценностями, смыслами и способами гендерного поведения). | технологии гендерного воспитания представлены интеграцией средств ( народная игра, сказка, пословицы, поговорки, материнский фольклор) |
Целостный процесс гендерного воспитания представляет собой систему, выстроенную в определенной логике: | - систематическое и целенаправленное образование детей в области культурно-исторических знаний, самосознания и самоощещения себя в полоразвивающем социокультурном пространстве детского сада; - овладение полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения в специально организованных, совместных и индивидуальных видах деятельности, где происходит осознание достоинств «Я» мальчика (девочки), проявление эмоционально-смысловых оценок, потребностей, способностей и мотивов; открытие наследия предков в социуме, культуре и традициях как способов проявления мужественности и женственности; - организации межполовых разновозрастных сообществ, как среды становления полоролевой идентификациии развития способности конструировать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками своего и противоположного пола. |
Научно-методическое и кадровое обеспечение процесса гендерного воспитания в системе дошкольного образования: | Методический материал, как условие обеспечения качества процесса воспитания
|
Одним из эффективных форм в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений | Одним из эффективных методов в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений. Отличительной особенностью детского труда является его близость к игре. В этом случае очень важно, чтобы трудовая деятельность была под чутким руководством взрослого. Так же в трудовой деятельности детей для них очень важна оценка взрослого конечного результата. В педагогическом процессе существует несколько видов труда детей:
Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик и девочка. Очень важно, чтобы дети научились распределять трудовые обязанности по принципу «взаимодополнения» при уборке помещения, при изготовлении простейших игрушек для малышей, при дежурствах по столовой и т.д. При организации такого вида труда необходимо у мальчиков формировать первые навыки владения такими инструментами, как молоток, ножовка, а у девочек - умение украшать интерьер, совершенствовать навыки шитья, умение ухаживать за малышами и т.д. Большое значение в поддержании интереса детей к этой деятельности имеет поощрение педагога: « Как хорошо у вас получается, когда вы стараетесь всё делать аккуратно!», «Приятно, когда вы заботитесь друг о друге!» и т.д. При обучении детей обоего пола «мужским» и «женским» умениям необходимо создать в группе определённые условия – отдельный уголок для труда девочек и мальчиков, или если нет такой возможности, то отдельный уголок с соответствующими орудиями труда для мальчиков и девочек. При осуществлении дифференцированного подхода к формированию у детей разного пола навыков ручного труда важно развивать у дошкольников уверенность в своих силах и гордость за то, что они являются носителями типичных для своего пола умений. |
В игровой деятельности - развиваются все стороны личности доступным ей образом, ребенок буквально впитывает в себя гендерные стереотипы как мышления, так и поведения | Игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В игре развиваются все стороны личности доступным ей образом, ребенок буквально впитывает в себя гендерные стереотипы как мышления, так и поведения. Различие в поведении, играх, деятельности, интересах мальчиков и девочек наблюдаются уже с младенчества. Мальчики, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам, тогда как девочки склонны к попечительной работе - ухаживать, нянчить, проявлять заботу и т.д. Склонность к попечительской работе, которую можно рассматривать как проявление материнского инстинкта, находит выражение в выборе игрушек, характере игр. Если девочки склонны к попечительству, то у мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к конструктивной деятельной деятельности. Отсюда интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям. Кроме того, мальчиков больше интересует устройство игрушек, чем их назначение. Отсюда вся та многочисленная разобранная и разломанная техника в «хозяйстве» мальчика. В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям, тогда как в аналогичных условиях девочка строит не города, вокзалы, а зал, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. Многие известные психологи и педагоги признают исключительное значение ролевой игры в воспитании ребенка и особенно ее воздействия на эмоциональную сферу, его чувства. Мальчик-«воин», сражаясь в игре с врагом, чувствует себя смелым, отважным героем. Девочка - «мама» испытывает нежность к своему «ребенку», кукле, тревогу за него, когда он болеет. Одна из функций ролевой игры в процессе гендерного развития ребенка связана с удовлетворением его желания «практиковать», пусть и в воображаемом плане, но он создает поведенческую модель, соответствующую его полу. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются, и особенно своими сюжетами. У мальчиков, как уже говорилось, эти игры героической тематики: «военные», в «спасателей», «пожарных», вертолетчиков» и т.п. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: «Дочки-матери», «Больница», «Детский сад», «Парикмахерская». При руководстве военными играми, дошкольникам необходимо разъяснять их функции делать акцент на гуманных чувствах, на том, что они защищают свою Родину, оберегают тех, кто нуждается в их помощи, в том числе женщин и детей. При организации совместных игр мальчиков и девочек важно создать игровую ситуацию, требующую эмоциональное сотрудничество детей разного пола. |
Детская художественная литература является одним из главных средств гендерного воспитания дошкольников | Детская художественная литература является одним из главных средств гендерного воспитания дошкольников. Как известно, художественный образ воздействует на маленького ребёнка гораздо сильнее, чем скучные объяснения взрослого. А.В. Запорожец писал о том, что дошкольник, воспринимая художественный образ литературного произведения, становится на позицию героя, мысленно ему содействует, радуется ему успехам и огорчается из-за его неудач. При отборе художественных произведений для использования в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода воспитатели должны учитывать следующие требования:
При удовлетворении всех этих требований восприятие художественного произведения создаёт благоприятный настрой у детей. А это очень важно, так как формирование у дошкольников соответствующих представлений о качествах мужественности и женственности включает также и процесс переживания содержания этих представлений и чувства личной сопричастности. Восприятие художественного рассказа, сказки, ярких образных описаний взаимоотношений персонажей, их действий в различных ситуациях, влияние положительных и отрицательных поступков литературных героев на эмоциональное отношение к ним дошкольников имеет большое воспитательное значение. |
Разрешение проблемных ситуаций | является средством реализации сформированных представлений. Моделирование ситуаций, связанных с различным жизненным опытом ребёнка, немало способствует формированию положительных взаимоотношений и взаимодействия между сверстниками разного пола. Такого рода упражнения вызывают у детей интерес, способствуют закреплению сформированных представлений, преодолению стеснительности, скованности при использовании слов, выражающих заботу и внимание. |
Одно из самых важных и главных условий для гендерного поведения дошкольников, выражение ребенком мужского или женского образа - это предметно-пространственная среда группы | Одно из самых важных и главных условий для гендерного поведения дошкольников, выражение ребенком мужского или женского образа - это предметно-пространственная среда группы. Реализация специфических интересов мальчиков и девочек в игровой деятельности связана с организацией предметно-развивающей среды. Для мальчиков подобрать различные конструкторы, технические игрушки, подготовить атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Военные», «Моряки», «Космонавты», «Спасатели», «Пожарные», «Служба 911», «Богатыри». Для девочек нужно оборудовать кукольный уголок, расположить предметы домашнего обихода, кукол, наряды (юбки, косынки, фартуки, шляпки). Можно поместить больших мягких кукол мальчика и девочку, сшитых руками мам. Изготовляются атрибуты к сюжетно-ролевым играм: «Салон красоты», «Супермаркет», «Скорая помощь», «Дочки-матери», «Ателье». В книжном уголке предлагается сделать подборку книг, иллюстраций, фотографий по темам: «Моя семья», «Все работы хороши — выбирай на вкус», «Мальчики и девочки вместе». Пространственно-предметная развивающая среда создает ребенку условия для гендерного поведения, выражения им мужского или женского образа. При построении пространственно-предметной развивающей среды учитывается: принцип эмоциогенности среды, дающий ребенку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку определить свое отношение к среде, а также воспринимать, создавать, комбинировать среду по своему усмотрению; гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим предметным, социальным и природным миром, помогающий раскрыться сущностным силам ребенка. Элементами пространственно-предметной среды выступают: мини-среды мужского и женского труда, где представлено оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, гараж с машинами, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки белья, шкафы с посудой и др.); куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами для выполнения различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и др.); схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужчин и женщин; утолок красоты, где ребенок может самостоятельно, без посторонних Создание предметно – развивающей среды с учетом интересов, потребностей детей – необходимое условие гендерного воспитания дошкольников. Желательно создать для девочек уголок кулинарии, рукоделия ( уголок «маленьких хозяюшек»), зону для сюжетно- ролевых игр («Дочки- матери», «Магазин», «Поликлиника», «Школа»), для мальчиков- уголок ручного труда, настольных игр , спортивных игр, строительный материал для постройки парохода, ракеты, машины. Мини-среда светского этикета - «театр», «званый обед», «концерт», «незнакомые люди», «прием гостей» и т.п., где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и др., - это дает возможность ребенку самостоятельно проигрывать ситуации, требующие выполнения правил хорошего тона, этикета и т.п. |
У детей дошкольного возраста очень часто возникают объединения (общества). | Воспитатели должны способствовать возникновению таких объединений. Чаще всего это удается во время игры. Особое внимание в таких играх воспитатель должен направлять на отражение детьми одобряемых эталонов взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Желательно разработать для таких объединений правила, кодексы и т.д. Формирование детского общества, основанное на дружбе и равенстве девочек и мальчиков, объединение по общим интересам и делам этого общества одна из первых задач, которая стоит перед воспитателем дошкольного учреждения при организации воспитательного процесса с учетом гендерного подхода. |
Требования к мальчикам и девочкам едины. | Требования к мальчикам должны быть чуть выше, чем к девочкам (например, мальчикам дается первым право пойти в кабинет врача, съехать с горки, перепрыгнуть через ручеек, показать пример храбрости, оказать услугу, подать, уступить); перспективнее, с учетом «на вырост», то есть способными оказать помощь в мужании растущему человеку. В детском саду должны существовать правила для мальчиков: не обижать девочек, так как это плохо, некрасиво, стыдно; при равных правах мальчик должен уступить игрушку девочке; более тяжелую работу брать на себя; всегда пропускать девочек вперед; помогать им снимать и надевать пальто и т.д.; правила для девочек: всегда благодарить мальчиков за проявленное внимание, помогать красиво и аккуратно заправлять постель, замечать непорядок во внешнем виде, помогать устранить его. Но нельзя злоупотреблять по отношению к мальчикам такими требованиями, которые постоянно ставят их в положение подчинения. Полезно разъяснять нравственный смысл подобных требований: удел сильных поступать именно так, а не иначе. |
Взаимодействие ДОУ с семьей по гендерному воспитанию дошкольников | Семья - «первый во временном аспекте и наиболее близкий к ребенку воспитатель». Поэтому вклад родителей в гендерное воспитание детей существенно зависит от общей атмосферы в семье, системы отношений взрослых членов семьи друг к другу и к ребенку. Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками. Воспитание базируется на положительных примерах поведения взрослых. Педагогам дошкольного учреждения необходимо это учитывать самим и пристальное вынимание уделять работе с родителями. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребенка чувство растерянности, обиды или даже агрессии. Для наибольшей эффективности этой работы педагог должен решать следующие задачи взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй: 1.Установление обратной связи с родителями и согласование действий 2.Ознакомление родителей с вопросами воспитания детей с учётом их пола. 3.Повышение уровня педагогической культуры родителей. 4.Помощь родителям в воспитании детей с учётом их пола. 5.Обмен опытом между родителями. Рассчитывать на успех можно в том случае, когда составным элементом организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является тесное сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. Взаимная поддержка придаёт обеим сторонам уверенность, а возможность обсудить личные вопросы с воспитателем вселяет в родителей смелость и оптимизм. Таким образом, необходимо заранее выделить содержание, которое потребует совместных усилий педагогов и родителей, выбрать адекватные формы. |
Выводы: приведённые выше данные свидетельствуют о том, что организация воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учётом гендерного подхода может существенным образом влиять на качество развития личности, и игнорировать гендерный подход в организации нельзя. Данные условия обеспечивают не только усвоение детьми адекватных представлений о гендерных различиях, гендерных ролях, но и гармоничное личностное развитие мальчиков и девочек с учётом их возрастных и психологических характеристик.
им гендерные установки в общении. Этому ребёнку может помочь воспитатель, обладающий необходимыми знаниями и умениями. | |
Дифференциация педагогического процесса. |
|
На занятиях по физическому воспитанию. |
3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкость, ритмичность, дополнительные усилия — для мальчиков; пластичность, выразительность, грациозность — для девочек. Эти направления можно реализовывать на обычных физкультурных занятиях, а также в общеразвивающих упражнениях и подвижных играх проводить их фронтально, со всеми детьми. А обучение основным видам движений, спортивным упражнениям или элементам спортивных игр в основной части можно запланировать отдельно для мальчиков и девочек. Достаточно эффективной является работа с подгруппой (по полоролевой принадлежности) детей на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий. При работе по подгруппам можно применять типичные занятия: для девочек - ритмические занятия с элементами художественной гимнастики, например: «Каблучок», для мальчиков спортивные игры футбол и хоккей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для воспитателей «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»
Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биоло...
Организация занятий по физическому воспитанию с учетом гендерного подхода
В выступлении раскрываются основные подходы к организации физкультурных занятий с учетом гендерного подхода...
Консультация для педагогов «Посильный труд дошкольников на игровом участке с учетом гендерного подхода»
Труд дошкольников на игровом участке создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение и...
Круглый стол для педагогов "Организация педагогического процесса в период адаптации детей к ДОУ"
Предложенная форма проведения мероприятия предполагает повышение профессионального мастерства педагогов....
Памятка для педагогов «Организация педагогического процесса в период адаптации"
Предложенный материал поможет воспитателям групп раннего возраста в организации адаптационного процесса....
Практика организации игровой деятельности старших дошкольников с учетом гендерного подхода.
Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: «Я - девочка, я – мальчик, и так бу...
Сообщение для педагогов "Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада"
Сообщение для педагогов "Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада"...