План работы по самообразованию
учебно-методический материал (младшая группа) по теме

Планирование самообразовиня по теме: «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений в разных видах продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

План

работы по самообразованию воспитателя

Пивненко Анны Геннадьевны 

на тему:  

«Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений в разных видах продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

п.г.т. Высокий, 2015-2016 уч. г.

План работы по самообразованию

Воспитатель: Пивненко Анна Геннадьевна – группа общеразвивающей направленности  для детей в возрасте от 3 до 4 лет  «Смешарики» МБДОУ ДС № 13 «Родничок»

Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений в разных видах продуктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: развитие  мелкой  моторики, координации движений пальцев и кистей рук  у детей младшего дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности; совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Способствовать развитию тактильной чувствительности пальцев рук детей, используя нетрадиционное оборудование;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
  • Расширить компетентность педагогов в разнообразии подходов к развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
  • Повысить компетентность  родителей, в значимости пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ООО “Издательство АСТ”.2000.
  3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО “Издательский дом “Литера”. Санкт-П етербург. 2002.
  5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  6. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский ДОМ “Кристалл”. Санкт-Петербург. 2000.
  7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
  8. Социальная сеть работников образования Международный образовательный портал «МААМ.RU»

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

Организационный

Сентябрь – декабрь 2013

 Изучение научно – методической литературы, анализ образовательных программ, новых нормативных актов (ФГОС, СанПин, Закон «Об образовании в РФ»)

 

Ноябрь – май 2013 – 2014 год

Корректировка плана работы

 Перспективный план

Ноябрь – май 2013 – 2014 год

Подготовка конспектов, атрибутов к играм

Наглядно – иллюстрированный материал

Ноябрь – май 2013 – 2014 год

Подготовка доклада

Доклад о проделанной работе на итоговом педсовете

Выводы:

На первом этапе определена тема самообразования, поставлена цель и задача. Будет изучена ситуация по данной теме, новая научно – методическая литература и проведен анализ программ. Пересмотрен план работы, подготовлен практический материал.

Перспективный план работы по самообразованию

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

2013 - 2014

Организационный этап

Теоретическое изучение проблемы

Сентябрь – декабрь 2013

Обновление методической базы

Планирование работы по самообразованию

Ноябрь – май 2013 – 2014 год

Перспективный план работы

Подготовка оборудования и материала

Ноябрь – май 2013 – 2014 год

Внедрение в работу с детьми методических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук

2014 – 2015

Основной этап

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведения практической работы с детьми и родителями)

Сентябрь 2014 – май 2015год

- Накопление материала для игр с крупами, макаронными изделиями, шнуровок, разрезных картинок и т.д.;

- Изготовление серии дидактических игр и пособий;

- Разработка и проведение занятий для развития мелкой моторики рук  по лексическим темам;

- Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук по лексическим темам;

- Составление картотеки пальчиковой гимнастики по лексическим темам;

2015 -2016

Заключительный этап

Практическая деятельность

Сентябрь, 2015 – май, 2016

Проведение занятий с детьми младшего дошкольного возраста  по лексическим темам,  игровых тренингов посредством игр и упражнений в разных видах продуктивной деятельности.

Подведение итогов самообразования

Май, 2016 год

Выступление на заседании Педагогического совета с педагогическим опытом работы по теме самообразования

Перспективный план работы с родителями и педагогами по  развитию мелкой моторики рук на 2015 -2016 учебный год

Месяц

Мероприятия

для родителей

Мероприятия

для педагогов

октябрь

Консультация  «Что такое мелкая моторика?»

Провести анкетирование родителей

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»

ноябрь

Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс «Игры для развития мелкой моторики рук у младших дошкольников»

декабрь

Консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики»,

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

Презентация «Развитие моторного праксиса у дошкольников».

январь

Мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»

февраль

Консультация для родителей «Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы»

Папка-передвижка для родителей «Новые виды пальчикового театра»

«Мир на кончиках пальцев». Использование тактильных дощечек.

март

Рекомендации для родителей «Игры для развития мелкой моторики дома»

Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

 

апрель

Памятка для родителей

«Речь на кончиках пальцев»

Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы;

Консультация для воспитателей «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук

май

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук

Семинар – практикум «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить».

 

Перспективный план работы с детьми по  развитию мелкой моторики рук

на 2015 -2016 учебный год

Месяц

Тема

№ Занятия

Формы работы

Оборудование

Сентябрь

3

  1. Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги.
  2. «Найди и положи рядом такой же» - разложить геометрические фигуры по цвету и форме.
  3. «Нарисуй клубочки от точки» методом «наращивания», не отрывая карандаш от бумаги.

Листы бумаги

 Геометрические фигуры

 Цв. карандаши

4

  1. Катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.
  2. Разрывание бумаги (путем отщипывания от листа).
  3. Расстегивание и застегивание пуговиц, молний.

Ребристые карандаши

Листы бумаги

 Молнии, застежки

Овощи

1

  1. «Собираем урожай» - лепка разноцветных шариков из пластилина.
  2. «Сложи картинку» из 4-х частей.
  3. «Строим забор» из счетных палочек - закрепление знаний о цвете и размере.

Пластилин

Разрезные картинки

Счетные палочки

Фрукты

2

1. «Найди вторую половинку» - разрезные картинки.

2.« Чудесный мешочек» - овощи и фрукты определить на ощупь.  

3.«Сушкафруктов» - двойные трафареты развесить на веревке.

Разрезные картинки

«Чудесный мешочек»

Трафареты фруктов, веревка, прищепки

Октябрь

осенью

3

  1. «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображенными на них контурами птиц.
  1. «Сухой бассейн» - найти фигурки птиц на ощупь в коробке с горохом.
  2. «Разрезные картинки» - собрать картинку птицы из трех частей (голова, туловище, лапки). 

Листы бумаги с изображенными на них контурами птиц

«Сухой бассейн» - горох

Разрезные картинки

Птицы

4

1. «Птичьи следы на манке» - рисуем на манке пальчиками.

2.«Птицы собираются в стаи» - «рассадить» (развесить по линии сгиба) «птиц» по веткам, используя двойные трафареты.

3.«3aготовкa корма для зимующих птиц» - рассортировать фасоль и горох.

Манка

 

Двойные трафареты

Фасоль, горох

в природе

1

1.«Собери инструменты» - из двух частей-деталей, вырезанных из картона (лопата, молоток).

  1. «Нарисуй на манке молоток, лопату»
  2. «Определи на ощупь» - трафареты из крупной наждачной бумаги (лопата, грабли, молоток, пила).

Детали инструментов из картона

 Манка

Трафареты

Труд людей

2

1. «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандашей между ладошками.

2.«Разложи по своим местам» - в окошки, вырезанные по  форме инструментов, вложить соответственно: лопату, топор, молоток.

3.«Почини инструменты» - найти и добавить недостающую деталь картонного трафарета: ручку пилы, зубец граблей и т.д.

Гладкий и ребристый карандаш

Д/игра «Разложи по своим местам»

Д/игра «Почини инструменты»

Ноябрь

и обувь

3

  1. «Что это?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями одежды и обуви.
  2. «3астегни одежду» - на пуговицы, липучки, молнии.
  3. «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (одинарные прикрепляют - прищепками). 

Листы бумаги с контурными изобр-ми одежды и обуви

Пуговицы, липучки, молнии

Двойные и одинарные трафареты одежды

Одежда

4

1.«Подбери пуговицы по цвету».

2.«Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку.

3.«Найди пару» - в коробке 4 туфельки и 4 сапожка одного цвета, вырезанные из цветного картона с дырочкой, надеть каждую пару на одну веревочку.

Пуговицы

Шнуровки

Д/игра «Найди пару»

Город

1

  1. Строим дом из кубиков.
  2. «Выложи дом из цветных геометрических фигур».
  3. «Кто в домике живет?» - Найти фигурки в «сухом» бассейне.

Кубики

Геометрические фигуры

Д/игра «Кто в домике живет?», сухой бассейн  

Транспорт

2

  1. «Что у кого?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины.
  2. «Грузим камушки в грузовик » - камушки рассыпаны по столу, ковру·
  3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.

Скомканные шарики с изображениями автобуса, машины

Камушки, игрушка грузовик

Манка на подносе

Декабрь

Зима. Зимний лес

3

  1. Снегопад в лесу. (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты.)
  2. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.
  3. «Снежная баба» - лепка из пластилина.

Трафарет елки, вата

Белая бумага

Пластилин

Дикие животные зимой

4

  1. «Чудесный мешочек» - определить на ощупь резиновые игрушки.
  2. « Выложи медведя из геометрических фигур».
  3. «Новогодний подарок для белочки» - собрать в мешочки грецкие, кедровые орехи, фундук, затем определять орешек на ощупь.

«Чудесный мешочек», резиновые игрушки

Геометрические фигуры

«Чудесный мешочек», грецкие, кедровые орехи, фундук

и их детеныши

2

  1. «Кто это?» - Крупные трафареты животных из наждачной бумаги демонстрируют детям и предлагают определить на ощупь, где «мама», где «детеныш».
  2. «Ежи и ежата» - втыкание спичек в большой или маленький пластилиновый комочек.
  1. «Подарок для мышек и мышат» - сортировка семечек тыквы и подсолнуха.

Крупные трафареты животных из наждачной бумаги

Пластилин, спички (без серной головки)

Семечки тыквы и подсолнуха.

Январь

Дикие животные

3

1.«Собери семью» - наложить на контур соответствующий трафарет животного.

2.«Кто пришел? » - Рисуем на манке, рассыпанной на подносе, следы, разные по величине (большим пальцем, указательным, мизинцем).

3.«Чтобы Мише было теплее» - мелко порвать бумагу, потом засыпать Мишку -  «в берлоге».

Д/игра «Собери семью»

Манка на подносе

Бумага, картинка медведя

Птицы зимой

4

  1. «Ворона или воробей? » - Определить на ощупь по плоскостному трафарету из гречки, наждачной бумаги.
  2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

3.«Кто спрятался под листочком?» - Подушечками пальцев прогладить и определить по контуру трафарет какого предмета находится под бумагой в форме листика.

Плоскостные трафареты из гречки, наждачной бумаги (птицы)

Семена тыквы, подсолнуха

Трафареты из картона, тонкая не прозрачная ткань в форме листика

1

  1. «Кто это?» - Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу,

2. «Что купила мама? » - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне»

  1. «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке». 

Геометрические фигуры, схемы

«Сухой бассейн» мелкие игрушки овощей и фруктов

Веревка

Семья

2

1.«Поможем мальчику застегнуть пуговицы на рубашке».

2.«Учимся шнуровать ботинки».

3.«Для кого подарок?» - Чудесный мешочек.

Застежка с пуговицами

«Шнуровка»

«Чудесный мешочек»

Февраль

3

  1. Строитель. «Построим дом из кубиков». Игра «Кто в домике у тебя живет?»
  2. Продавец. «Оторви чек» - отрываем клочки бумаги от полоски.
  3. «Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина

и складываем в коробочки.

Кубики

Листы бумаги

Пластилин, коробочки

Профессии

4

1.Повар. «Рассортируй фасоль по цвету».

2.Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур».

3.Воспитатель. «Игрушки. Разрезные картинки из 4-х частей».

Фасоль белая и цветная

Геометрические фигуры

Разрезные картинки из 4-х частей

Праздник

мам

1

1.Изготовление подарка для мамы (с учетом возрастных и индивидуальных способностей ребенка).

Цветная бумага, цветной  и белый картон, клей, ножницы

Начало весны

2

  1. «Следы от капели» - на манке пальчиками ставим точки.
  2. «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка.
  3. «Кто скоро проснется после зимней спячки? » - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

Манка на подносе

Желтый кружок, спички

Бумажные комочки с контурными изображениями животных

Март

3

  1. «Собери пирамидку».
  2. «Мячи для котят» - лепка из пластилина.
  3. «Что спряталось в комочке?» - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек.

Пирамидки

Пластилин

Бумажные комочки с контурными изображениями игрушек.

Игрушки

4

1. Рисуем на манке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кирпич, кубик).

2.«Определи на ощупь» - «чудесный мешочек»; «сухой бассейн». Какая игрушка спряталась?

3.«Матрешки разбежались» - собрать на ковре матрешек и вложить их одна в одну.

Манка на подносе

«Чудесный мешочек»; «Сухой бассейн», маленькие игрушки

Матрешки

Одежда

1

  1. «Недошитое» платье. («Пришить» к платью рукава, воротник, карман, пуговицы».) Дополнить картонный  трафарет нужной деталью.
  2. Шнуровка, застегивание пуговиц, молний, липучек.

 

  1. «Сушка белья » - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки.

Картонные  трафареты деталей платья

Шнуровка, застежки с пуговицами, молниями, липучками

Веревка, прищепки, одежда кукол, носовые платки

Дикие и домашние животные

2

  1. «Собери картинку» - разрезанные картинки из 4-х частей.
  2. «Нарви молодой травки для кроликов» - мелко порвать зеленую бумагу.
  3. «Кто где живет?» - называние и выкладывание из пластмассовых палочек домиков животных (конура, нора, сарай).

Разрезанные картинки из 4-х частей

Зеленая бумага

Пластмассовые палочки

Апрель

Птицы весной

3

  1. «Червячки для грачей)} - лепка из пластилина.
  2. «Поможем птицам» - устелить «гнездо» мелкими клочками из ваты.
  3. «Напоим птиц» - работа с водой и пипеткой.

Пластилин

Вата

Вода, пипетка, блюдце

Растительный мир

4

  1. «Каждому листочку - свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки.
  2. «Красивый одуванчик» - втыкание спичек в пластилиновый комочек.
  3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

Контуры и трафареты листочков

Пластилин и спички (без серной головки)

Цветная бумага, клей

на даче

1

  1. «Посадка фасоли» - дети в манке пальцем делают ямки и сажают семена.
  2. «3акрути бутылочку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
  1. «Кто больше соберет фасоли?» - Собрать фасоль с ковра.

Манка, фасоль

Пластмассовые бутылки с пробками

Фасоль

Май

Труд  весной

2

1.«Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.

2.« Строим дачный дом» - пластмассовый строительный набор.

3.«Дорожка» - выкладывание дорожки из геометрических фигур на ковре.

Грузовая машина, геометрические фигуры

Мы  стали старше на год

1.Шнуровка, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, липучек, развязывание узелков на бельевой веревке.

Шнуровка, застежка с пуговицами, молниями, липучками, веревка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...