Главные вкладки
Рожкова Ольга Александровна
сайт воспитателя
Профессия: воспитатель
Профессиональные интересы: воспитание и развитие детей дошкольного возраста
Увлечения: садоводство
Регион: Республика Мордовия
Населенный пункт: г.Саранск
Место работы: Детский сад № 69
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rozhkova-olga-aleksandrovnaО, сколько цветов в полях! И каждый цветет по-своему. В этом высший подвиг цветка.
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.

О себе
Три старушки под окном, плели сплетни вечерком. Молвит первая старушка: нынче внучек мой Андрюшка в школе двойку получил и за это он словил! - А соседская Катюшка нацепила побрякушки и пошла с твоим Андрюшкой свежим воздухом дышать, на танцульках побрыкать! - Что вы, бабы, эт не новость, это знает целый свет. В свете ж вот какое чудо, правду ль бают или нет, рассказал мне мой сосед: как смеркалось, прямо в ночь родила Мария дочь! - Чья Мария?- Да Кирилла! - Вот так диво, так уж диво!
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. В феврале, в одной деревне, на белый свет явилась я. Там, под кровлей обветшалой, росла одна, ребенок запоздалый, да видно так распорядилася судьба. Но вот пришла пора учиться в школе, туда с радостью пошла. Упрямой и настырной Оле помочь пытались все учителя. Закончив "восемь" на "отлично", с подружкой в педучилище пошли. Диплом, почти что красный, мне вручили лично и в школу направление нашли. А школа -дома, в той деревне, и не начальный класс, а выпускной! Они меня все "Лялькой" звали, для них, скорее я была сестрой.
Потом - любовь, учеба в университете, на исторический пошла. Пока училась, появились дети, и новое призвание нашла. Мой первый детский сад, и детские открытые глаза, и мой, недоуменный взгляд: что с ними делать я должна? А оказалось просто надо за руку взять и душу отворить. Они свет золотого клада, надежда наша, и воспитатель их не может не любить.
И вот уж 30 лет работаю в саду. Кем только не являлась детям! Была Емелей, клоуном, Морозом... мне, кажется, еще Снегурочкой смогу, лет через 10, если не уйду! Но это шутки все, а воспитатели шутить умеют, вы в этом убедитесь не однажды. "С улыбкой - в жизнь!" - таков девиз имею. Уча детей - учусь сама, пусть это знает каждый!
... Три старушки под окном разговор окончили. Три старушки под окном счастье мне пророчили!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир
"Два капитана" В.Каверин
"Четвертая высота" Е.Ильина

Мой взгляд на мир
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегдп будет небо,
Пусть всегда будет любовь,
Пусть всегда будем мы!

Мои достижения
Все только начинается...
А если серьезно, конечно, рождение и воспитание двух дочерей, получение педагогического образования (мечтала стать учителем), воплощение своего творческого потенциала в работе дошкольного образования: победитель конкурса "Воспитатель года" (1999 г.), нагрудный знак "Почетный работник общего образования" (2000 г.). А, главное, любовь и уважение своих воспитанников и их родителей.

Моё портфолио
Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.
Л.С.Выготский
«Развитие познавательных способностей и формирование творческой личности посредством применения методов ТРИЗ»
Актуальность педагогического опыта
Реальный критерий ума человека - это способность создавать что-то новое, никогда ранее не существовавшее. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности (науке, производстве, бизнесе, рекламе). Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия (фирмы, проекты) – все это продукт деятельности креативных людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Познавательная активность – стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных. Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:
· способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
· тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;
· умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;
· знания особенностей психического развития детей;
· способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:
· способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;
· умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
· способность отказаться от ориентации на авторитеты;
· умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;
· способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
· готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;
· креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс .
Положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием комфортной атмосферы общения между взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам. Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уровнем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом. Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное. Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности. Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познавательный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога. Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздействия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привлекают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возникает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознательность в виде вопроса: «Что это такое было?». Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воздействием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению выдвинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности. Весь этот процесс происходит под руководством педагога Принципиальная задача педагогов и родителей — развитие личности и ее активности. С. Л. Рубинштейн неоднократно подчеркивал, что педагогический процесс формирует личность ребенка в той степени, в какой педагог руководит его активностью, а не подменяет ее. Всякая попытка обойтись без собственной деятельности ребенка подрывает основы здорового умственного и нравственного его воспитания. Использование нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни. ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и развивать ребёнка под девизом «Творчество и развитие во всём!».
· Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
· Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
· ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
· Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
· ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников:
· метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка);
· метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
· метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;
· метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи .
Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность и развить его творческие способности.
Задачи:
· формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
· развивать способность быстро входить в новые предметные области;
· развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
· адаптировать к динамичной картине мира;
· развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной
деятельностью;
· воспитывать творческую личность.
Учитывая это, совместная деятельность с детьми осуществляется по следующим правилам:
· Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Нет темы, на которую нельзя беседовать с дошкольниками, только подача материала должна быть построена на живом интересе к этому самого ребенка.
· Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм. Давать ребенку ошибаться и искать пути разрешения ситуации.
· Разговаривать с ребенком, а не только говорить ему. Дети не должны быть в одном положении, надо давать им возможность двигаться
· Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
· Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.). Надо быть естественным в поведении, постоянным помощником должен быть юмор.
· Обязательна активизация творческого воображения.
ТРИЗ-технология дает новые подходы к подаче материала, помогает развить диалектическое понимание окружающего мира, показывает пути понимания окружающего мира, пути преодоления социальных конфликтов, формирует качества творческой личности.
Качества творческой личности | Развитие речи, память | Любознательность, познавательная активность | Сопереживание, доброта, сочувствие | Логика мышления | Изобретательность, творческое воображение | Развитие мышления, избавление от стереотипов | Сообразительность, смекалка, находчивость |
3 этап | Творческое сочинение | Понимание круговорота веществ в природе | Перевоплощение | Девяти-экранка | Творческий поиск | Решение проблемных ситуации | Поиск внешних и внутренних ресурсов |
2 этап | Схемы сказок | ММЧ окружающего мира | Эмпатия в движении | Морфо-дорожки и таблицы | МФО | Мозговой штурм | Решение противоречий |
1 этап | Моделирование сказок | ММЧ | Метод эмпатии | Морфо-анализ | Природный и рукотворный мир | МПиО | Поиск противоречий |