«Использование игровых панно и пособий для развития у детей раннего возраста мелкой моторики». (Из опыта моей работы)
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сулейманова Альбина Ибрагимовна

Я,Сулейманова Альбина Ибрагимовна, работаю воспитателем в детском саду  «Золушка» в  младшей группе. Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с ФГОС ДО, который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения детей в детском саду.

Основные  цели  ФГОС ДО - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Присматривая за детьми в младших группах детского сада, я заметила, что, у многих детей мало развита мелкая моторика рук. Некоторые  не могли правильно держать ложку и карандаш, другие - собрать конструктор и сложить мелкие игрушки в контейнер, играть с мячом, третье - застегивать - расстегивать застежки – молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках. Тогда я и начала свою работу по развитию мелкой моторики рук.

При выполнении мелких движений пальцев рук происходит давление на кончики пальцев и активизация незрелых клеток коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Изучив и проанализировав методическую литературу по данной проблеме, я выбрала наиболее эффективные формы, методы, приемы для развития у детей раннего возраста мелкой моторики пальцев рук.В своей работе использую различные формы обучения: традиционные, интегрированные, комплексные, комбинированные занятия. А так же разнообразные приёмы:

использование наглядности, игровые и сюрпризные моменты, пальчиковые  игры, игры по сенсорному воспитанию. В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы.

В процессе работы по данной теме разработала проект «Наши пальчики играют», подобрала и приобрела развивающие пособия, систематизировала игры по развитию мелкой моторики, дополнила предметно-развивающую среду группу нестандартным дидактическим материалом, оформила картотеку пальчиковых игр со стихами и картотеку пальчиковой гимнастики.

Мною искались и внедрялись разнообразные нетрадиционные формы работы с родителями, нацеленные на решение данной проблемы. Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Результаты работы показывают, что организация совместной деятельности взрослого с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий, через создание специфической предметно-развивающей среды в группе и постоянное сотрудничество с родителями воспитанников, привела к значительному росту ручной умелости детей 3-го года жизни. У детей повысился интерес к различным упражнениям, играм, с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием стали использовать пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью, родители утвердились в значимости развития ручной умелости.

        Подбор дидактических пособий и проведение пальчиковых игр дал   положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целесообразно расширять подбор дидактических пособий и систематически использовать их в работе с детьми. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию  способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы и методы, которые будут способствовать развитию мелкой  и общей моторики, самостоятельности и интереса к различным видам деятельности детей.

 

Хочу представить вашему вниманию  игровые пособия  для   детей раннего возраста, которые я использую в своей работе.

 Панно «Домик».

Цель панно: развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.Развитие сенсорного восприятия.

«Пальчиковый тренажёр».

Цель данного тренажёра: развитие сенсорного восприятия.Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

 Книжка «Баю – бай».

Цель данной книжки: развитие подвижности органов артикуляции, в частности языка. Развитие песенного искусства при пении колыбельных песен. Развитие памяти, внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Книжка «Времена года».

Цель данного игрового пособия: расширение и обогащение знаний детей о временах года, их приметах и признаках. Развитие сенсорного восприятия.

 

Панно «Найди пару».

Цель  данного пособия: развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие умения  детей в нахождении одинаковых предметов.

 

 

Книжка-раскладушка «Весёлая ферма».

Цель книжки-раскладушки: закрепление знаний о домашних животных и птицах. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие различение предметов один – много.

 

 

 

 

 

 

 

 

Придумывая и изготавливая свои пособия, я стараюсь создавать условия для интенсивного накопления детьми разнообразных представлений о цвете, форме, величине, развитие мелкой моторики. Включая в наши игры элементы двигательной активности, мы способствуем и физическому развитию детей.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются, внимание, память, воображение,  расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Выложи узор" для детей раннего возраста (мелкая моторика)

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связан...

План работы по самообразованию воспитателя ДОУ на тему: "Использование художественной литературы как средства развития речи детей раннего возраста"

В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, ка...

Использование готовых пособий для развития речи детей раннего возраста Из опыта работы для молодых специалистов ГМО

Использование готовых пособий для  развития речи детей раннего возрастаИз опыта работы для молодых специалистов ГМО...

Система работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами пальчикового театра

Консультация для  педагогов ДОУ по системе работы по развитию у детей дошкольного возраста мелкой моторики средствами  пальчикового театра...

«Солнечные капельки» методическое пособие по развитию у детей раннего возраста познавательных процессов, коммуникативных и поведенческих навыков. Автор-составитель: Э.Ж. Романовская педагог-психолог МАДОУ №84 г.Нижнекамск.

В методическом пособии «Солнечные капельки» изложен материал  по развитию у детей раннего возраста познавательных процессов, коммуникативных и поведенческих навыков. Пособие адр...

Дидактическое пособие по развитию речи детей раннего возраста

Дидактическое пособие по развитию речи детей раннего возраста "Кто в домике живет?"...

Многофункциональное методическое пособие для развития речи детей раннего возраста «Волшебная коробочка»

Методическое пособие представляет собой яркую, привлекательную коробку, на разных сторонах которой расположены 6 игр – заданий для детей. Коробка последовательно полностью раскрывается, давая во...