Статья "Детский сад будущего"
статья ( группа) на тему

Васильева Татьяна Витальевна

Детский сад будущего, какой он?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_t.v.statya.docx70.17 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад  будущего

Дошкольное образование в нашей стране имеет многолетнюю историю и богатейший опыт. Изменения в социальной России влекут за собой развитие новых тенденций, и это, несомненно, отражается на современном образовании. Изменяются стандарты образования, изменяются требования к будущему первокласснику, появляются огромное количество новых программ обучения и воспитания дошколят, изменяются и потребности родителей.  Дошкольные  образовательные учреждения ищут новые формы и методы работы, стремятся, чтобы в детском саду дети чувствовали себя комфортно. Многие достигли в этом направлении значительных успехов.                                                                                      

От того, каким вырастут наши дети, целиком и полностью зависит и судьба страны, и жизнь её стареющих граждан. Всем нам хочется, чтобы будущее было как можно более светлым.

Детский сад  будущего, какой он? По мнению опытных и молодых специалистов, детский сад будущего это:

В детском саду будущего взрослые не увидят только место, куда они отдают детей для хранения, как в ломбард, а обретут самую великую профессию  на Земле – родителей, которые учатся у детей и у которых учатся дети.

Это будет процесс взаимного обогащения, а не только воспитательный процесс с позиции взрослого, стоящего над ребенком и смотрящего на него сверху вниз.

В ДОУ должны работать счастливые люди, тогда все будут от них заражаться положительной энергией, эмоциями. для этого нужно сделать педагогическую профессию более престижной. Детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки разнообразия каждого ребенка.

Когда мы поймем что общего с детьми – это прежде всего искусство, детский сад станет кристаллом развития культуры.

Конечно, в детском саду самое главное развитие разносторонней личности. Нужно создать необходимые условия, в которых ребёнок будет эмоционально и психологически чувствовать себя положительно.

Как достичь эмоционального благополучия ребёнка?

Бескорыстной любовью, доброжелательностью, отзывчивостью. Никогда не нужно вымещать на ребёнке свою ярость, не кричать на него, ни в коем случае не оскорблять. Педагог должен видеть в маленьком человеке развивающуюся личность.

     А также в создании Детского сада будущего главное создать условия для игры. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность и все те важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – игре.

 Сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно сократились сюжетно-ролевые игры. Дошкольники практически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. Действительно, в большинстве детских садов режим дня столь перегружен различными формами занятий, что на свободную игру остаётся не более часа. Однако, в этот час дети, под наблюдением педагогов, не умею содержательно и спокойно играть. Они возятся, дерутся, толкаются… и поэтому нужно более насыщать свободное время игрой.

Специфику модели детского сада будущего можно определить следующими взаимными составляющими:

- организация предметно-развивающей среды;

- создание психолого-педагогических и методических условий для оптимизации педагогического взаимодействия с детьми и родителями;

- воспитательно-образовательное пространство;

- деятельностно- личностный подход к каждому ребенку;

- включение в воспитательно-образовательный и коррекционно-развивающий процесс.

Создание полифункциональной предметно-развивающей среды является условием эффективности Детского сада будущего. Это прежде всего:

- комфортность пребывания детей в дошкольном учреждении (уютная, домашняя обстановка; наличие мест уединения и психологической разгрузки; численный состав группы не более 18-20 человек; составление индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка и создание условий для формирования разновозрастных групп общения детей, формирования детской субкультуры и др.) [1, с.4].

- развитие ребенка в процессе разных видов детской деятельности, способствующих формированию интегральных качеств личности ребенка дошкольного возраста и интегративности формируемых знаний и умений, использование интерактивных методов обучения детей и родителей, проведение занятий в условиях выбора альтернативного режима, ориентация на воспитание успешного ребенка, баланс совместной деятельности педагогов и детей (экскурсии, целевые посещения, прогулки, игры, досуги и т.д.) и свободной деятельности детей и родителей (выступления, поручения, домашние задания, выставки, шефская помощь, информация);

- формирование целостной картины мира, установление взаимосвязей о природном и социальном окружении при условии приоритетности культурного наследия, опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка и приоритетность формирования ценностных ориентаций и смыслов;

- создание положительного имиджа детского сада (эстетическое оформление участка детского сада, прогулочных площадок, здания и внутреннего убранства; взаимосвязь дошкольного учреждения с внешним социумом; взаимодействие культуры и традиций, созданных в детском саду, в семье, в городе, в стране и др.);

- включение учреждения в построение единой социокультурной среды (максимальная представленность всех основных элементов, включающих как природные, так и культуросообразные компоненты, отражающие современную естественную социокультурную ситуацию), организация очно -заочных экскурсий по достопримечательностям Новочебоксарска и Чебоксар, реализация авторских программ патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, сотрудничества с родителями.

На основе такой среды создается воспитательно-образовательное пространство, однако оно должно строиться как самоорганизующаяся, живая система. Поэтому такое большое значение придается созданию оптимальных психолого-педагогических и методических условий для организации взаимодействия детей и педагогов.

Создание психолого-педагогических и методических условий для оптимизации педагогического взаимодействия с детьми.

В качестве психолого-педагогических условий, обеспечивающих самоорганизацию воспитательно-образовательного пространства, развитие социально организованной деятельности и эмоционально обоснованного и нравственно мотивированного личностного взаимодействия взрослых и детей в процессе создания и оживания предметно-пространственной среды, выступает прежде всего трансформирующаяся модель функционирования групп по интересам и приоритетам развития детей (физкультурно-оздоровительному, обще интеллектуальному, художественно-эстетическому и коррекционно-развивающему), по времени пребывания детей (от 3 до 12 часов), по интеграции с воспитанниками других возрастных групп и воспитанниками из детского дома (на основе работы группы кратковременного пребывания («Группы развития»). В соответствии с ней осуществляется разработка гибкого режима дня и вариативных сеток занятий с детьми, учитывающих специфику функционирования групп, предоставление семьям детей, посещающих детский сад, дополнительной образовательной услуги «Домашний воспитатель».

Создание в группах и помещениях детского сада функциональной, разнообразной, «открытой» для использования и преобразования самими детьми предметно-игровой среды, обеспечивающей ребенку возможность осуществлять выбор деятельности в соответствии с его интересами. Кроме того, в некоторых помещениях детского сада (в сенсорной комнате, кабинете педагога-психолога, в помещении, отведенном для семейной гостиной, кинозале и так далее) могут использоваться специальные средства ТСО, позволяющие усиливать эффект «погружения» в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, использования мультимедийных презентаций и клип- арта.

Овладение детьми и взрослыми методикой «Общего круга» становится средством обеспечения психолого-педагогический помощи в осуществлении права ребенка на свободный выбор деятельности и отношений.

В будущем каждый детский сад уникален. Дети и родители «заражаются» положительными эмоциями и верят только в хорошее. Профессия педагога станет более престижной, психологический климат в детском саду – более доброжелательным. А также Детский сад будущего научит играть не только детей, но и взрослых – педагогов и родителей. Тогда и детям будет жить в этом сложном мире намного легче.

В ДОУ создана современная здоровье сберегающая среда: физкультурный и тренажерный залы, бассейн, детский боулинг. Территория детского сада оформлена интересным, красочным ландшафтным дизайном: цветники, альпийские горки, искусственные ручьи и водопады, фонтаны, песочные дворики, оздоровительные тропы с музыкотерапией; спортивный стадион, велосипедная дорожка, крытый каток, оборудованный современный уголок ПДД с работающими светофорами, пешеходными переходами и детским автопарком. Для детских забав и развития - большое количество современных игровых площадок. В детском саду Будущего имеется большое количество залов и помещений: компьютерные классы, кинозал с 3D форматом, экспериментальные и проектные комнаты для детей. Развивающее пространство групп имеет большую площадь, где учтены интересы, как мальчиков, так и девочек, оснащено современным развивающим оборудованием, игрушками из экологически чистых материалов. Детям, живущим в этом детском саду, предоставлена свобода выбора деятельности. Из детского сада ребенок приходит с сияющими глазами, увлеченно рассказывает родителям о том, какое открытие он сегодня совершил, какой шедевр создал и с радостью торопиться в завтрашний день.

Детский сад будущего – территория счастья и психологического благополучия всех детей, способных сосуществовать в коллективе сверстников; территория интересных дел, которые вместе с детьми (а не за детей) придумывают и реализуют взрослые; территория ответственности родителей за то, чтобы каждодневная жизнь их детей была интересной и насыщенной.

Список использованной литературы и сноски

  1. Справочник старшего воспитателя, январь 2014 с. 8. Издательство- ЗАО «МЦФЭР»
  2. Справочник старшего воспитателя, декабрь 2014 с. 6. Издательство- ЗАО «МЦФЭР»
  3. Справочник старшего воспитателя, август 2014 с. 4. Издательство- ЗАО «МЦФЭР»

Интернет ресурсы:

  1. http://sdo-journal.ru/journalnumbers/detskij-sad-budushego.html
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/10/kakim-ya-vizhu-detskiy-sad-budushchego
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskoe-yese-spevak-eleny-yurevny-kakim-ja-vizhu-detskii-sad-buduschego.html
  4. http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/idealnyiy-detskiy-sad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Примерный план недели игры по гендерному подходу в воспитании: «Я мальчик – будущий мужчина, Я девочка - будущая женщина» в подготовительной к школе группе.»

Задачи:• Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;• Закреплять знания о здоровом образе жизни;• Способствовать укреплению физического здоровья детей;• Упражнять в различ...

календарно -тематическое планирование работы с будущими мамами "Оказание консультативной помощи будущим мамам"

№тема, цельматериалы, оборудованиеформа проведенияЦель: формировать представление будущих мам о психологической составляющей беременности, помочь расслабиться, погрузиться в свою беременность, н...

Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».

Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

«О будущем не говорят, его делают!» Мастер класс «Играющие дети – взгляд из будущего»

В современном мире  дети  стали очень зажаты и внутренне и физически (пластически).  Редко встретишь сейчас  ребёнка открытого с природной   естественностью, которой ребё...