Консультация "Уголок природы"
консультация ( группа) на тему

Васильева Татьяна Витальевна

Уголок природы- знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детенышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

УГОЛОК ПРИРОДЫ


Подбор растений

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных. Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время. При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.
Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучм. Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.
Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время. Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин. В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы. Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.). Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).
Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.
Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время — зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы — канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.
Из пресмыкающихся можно содержать только черепах — болотную или сухопутную.
Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.
Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных. Кроликов также содержат на участке.

Уголок природы в младших группах

При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредсточть внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, — аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3—4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.
Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.

Уголок природы в средней группе

В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.
Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями:, поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыоки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.
Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.

Уголок природы в старшей группе

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.
Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка, нужны еж, белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.

Уголок природы в подготовительной к школе группе

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе — формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т. д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.
В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.
Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1—2 вида, рис. 2), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции — с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, — герани, фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, — амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений — период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.
Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения — камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).
Рыбы в аквариумах (их должно быть 2—3 вида) также разнообразные: из местных водоемов (любая), а также теплолюбивые (живородящие и икромечущие). Каждая их этих групп требует особых, хотя и не очень сложных условий содержания.
Как и у старших ребят, в уголок природы подготовительной к школе группы из птиц лучше отобрать тех, которые выводят потомство в неволе, а летом на участке содержать семейство кур или утку с утятами (в зависимости от местных условий). Из млекопитающих в уголке могут жить любые животные. При этом, однако, необходимо иметь в виду, что таких животных, как еж, можно содержать в клетке только в зимнее время. Весной их надо обязательно выпустить. Старшие дети ухаживают за крольчатником на участке детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...