НОД "Всем известно, что земля начинается с кремля"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Всем известно, что земля начинается с Кремля»

для детей старшей группы

 

Программное содержание:

-       расширять знания детей об истории города Москвы, условиями жизни древних москвичей;

-       закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях, защитников древней Руси;

-       дать представление о первой печатной книге и её создателе Иване Фёдорове;

-        воспитывать интерес к истории города Москвы, дать почувствовать свою причастность к истории своего народа.

Материалы:

-     экран;

-     мультимедийный проектор;

-     муляжи овощей и фруктов;

-     дидактическая игра «Русский узор»;

-   разрезные буквы;

-   дидактическая игра «Найди и назови предмет костюма»;

-   маска Ворона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pro_kreml.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию

«Всем известно, что земля начинается с Кремля»

для детей старшей группы

Программное содержание:

  • расширять знания детей об истории города Москвы, условиями жизни древних москвичей;
  • закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях, защитников древней Руси;
  • дать представление о первой печатной книге и её создателе Иване Фёдорове;
  • воспитывать интерес к истории города Москвы, дать почувствовать свою причастность к истории своего народа.

Материалы:

  • экран;
  • мультимедийный проектор;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • дидактическая игра «Русский узор»;
  • разрезные буквы;
  • дидактическая игра «Найди и назови предмет костюма»;
  • маска Ворона.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дети входят в зал, на экране часы

Воспитатель:          Как у наших у ворот

Собирается народ

Здравствуйте, добры молодцы.

Да красны девицы!

Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Давайте поздороваемся!

(Дети здороваются  друг с другом и гостями)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие необычные часы, интересно они работают?

Идут часы, идут часы, старинные часы.

Висят две стрелки как усы, у них не для красы.

(Воспитатель крутит стрелки часов, раздаётся бой и тиканье секундной стрелки. На экране проектора появляется слайд древнего Кремля

на фоне его старец, в руках - книга.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой-то древний город, и старец идёт к нам. Видно, попали мы в прошлое. Здравствуйте, дедушка, не подскажете, что это за город и как нам вернуться назад в своё время?

Старец: Да, это город древний. Я хранитель его истории. Вы сможете вернуться назад в своё время только тогда, когда узнаете историю города п его название, а поможет вам в этом Волшебная книга. На каждой странице этой книги сложные задания и вам надо их выполнить. Как услышите бой часов, значит задание выполнено правильно и вы на верном пути.

Воспитатель: Спасибо, дедушка. Вот какую книгу дал нам старец. Давайте её откроим и прочтём. «Сия книга дается любознательным и пытливым, желающим узнать историю города». Перелистывает страницу.

Воспитатель: Что это? Огород?

Интересно, мы должны попасть в город. Что же случилось? Может, старец что-то напутал и дал нам не ту книгу? А, кажется, поняла! Когда город только возник, как вы думаете, он был большой или маленький?
Ответы детей: Маленький.
А людей в нем было много?
Ответы детей: Мало.
Чем они занимались?
Ответы детей: Земледелие.
Чем они питались? Наверное, ходили в супермаркет и покупали себе продукты? Нет? А что же они ели?

Ответы детей: Овощи и фрукты выращенные в саду и на огороде.

Воспитатель: Молодцы! Основным занятием горожан в то время было земледелие. Давайте посмотрим, что они выращивали у себя на огороде.

Игра «Найди лишнее»

 Дети отделяют заморские овощи и фрукты от местных плодов.

Овощи и фрукты складываются в две корзинки.

(Проверка выполнения задания: на каждое выполненное задание

раздается звон часов.)

Воспитатель (переворачивает страницу и читает): «Город рос. Людям нужно было множество различных вещей, и в городе стали появляться мастера, развиваться ремесла и народные промыслы.

(На слайдах русская изба, стол на нём стоит посуда, расписанная разными росписями: гжель, хохлома, жостово.)

Воспитатель : Что это перед нами?(Посуда). А почему посуда такая красивая, ведь можно кушать и из простых мисок? Верно, из красивой посуды и еда вкусней!

Нам нужно выполнить задание: отгадать вид росписи и подобрать к предмету подходящие элементы.

Игра «Русские узоры».

Дети называют вид промысла и его элементы.

(По окончании задания раздается бой часов.)

Воспитатель (Переворачивает другую страницу, читает): Горожане работали, строили, воспитывали детей. Но ещё они и весело отдыхали. А называлось это народным гуляньем. Давайте вспомним, как называли людей, которые веселили народ?

Ответы детей. Скоморох, шуты, Петрушка.

Воспитатель: А какое же веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в  русскую народную игру «Ворон».

(Проводится русская народная игра «Ворон»)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная!

Воспитатель (переворачивая следующую страницу, читает): «Город становился все больше и больше. Росли знания людей, копились и передавались...» А как передаются знания людей? Правильно, в книгах. «Люди стали писать и читать книги». Давайте посмотрим, какие были первые книги. Первая книга была рукописная, посмотрите какая она была толстая, и буквы необычные, красивые. Как вы думаете, она долго писалась?

Ответы детей. Долго, потому что буквы писались от руки. 

Воспитатель: А Иван Фёдоров придумал станок, на котором печатались  книги. Он был первый печатник на Руси.

(Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку,

открывает, в ней записка, читает)

«Здравствуйте ребята, срочно нужна ваша помощь. Мне принесли печатать книгу сказок, но все страницы в ней перепутались, и герои сказок потерялись. Нужно им помочь найти свою сказку, иначе мы не сможем правильно напечатать эту книгу. Заранее вам благодарен!»

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас буду  загадывать загадки, а вы должны отгадать героя и сказать из какой он сказки.

Задание «Угадай героя и назови сказку» (загадки)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.

                                      (Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью»)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.

                                      (Мышка из русской народной сказки «Репка».)

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
                      (Семеро козлят из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)

Из леса птицы прилетают,

Детишек малых забирают,

К Яге в избушку их несут –

Озорников всегда там ждут.

    (Гуси-лебеди из русской народной сказки «Гуси-лебеди»)

Средь болот жила царевна,

но зелёною была...

Вы же знаете наверно -

рукодельницей слыла.

Я скажу тебе на ушко,

что царевна та

                                        (Лягушка из русской народной сказки «Царевна-лягушка»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли героям вернуться в свои сказки.

(Бой часов)

Ведущая (переворачивая страницу, читает): «За этот город сражались с самого его основания. Очень уж хотели враги завладеть таким красивым, богатым, славным городом. Посмотрите на одного из многочисленных защитников города. Вы узнаете его по одежде». Правильно, это богатырь. А какие были богатыри?

Ответы детей:  Сильные, отважные, храбрые, выносливые. 

Воспитатель: Ребята, вспомните, как в разные времена назывались русские воины?

Дети: Богатыри, гусары, стрельцы. 

Воспитатель: Нужно выполнить такое задание: выбрать предметы костюма богатыря, гусара, стрельца и назвать их.

Игра «Найди и назови предмет костюма»

Проверяется задание. Раздаётся бой часов.

Воспитатель (переворачивает страницу, там изображение кремля Суздаля, Астрахани):

Ребята, посмотрите какие-то башни, стены... Как вы думаете, что это?

Ответы детей. Церковь, кремль.

Воспитатель: Правильно — это кремль. Раньше, во всех больших старинных городах был свой кремль. А что бы узнать название города нужно выполнить задание».

(На полу лежат цифры, под ними буквы)

Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь лежат цифры. Интересно, а под цифрами есть что-нибудь?

Ответы детей: Буква!

Воспитатель: вероятно из имени города. Давайте составим слово. Цифра обозначает место буквы в слове.  (1-M,2-О,3 –С, 4-К.5-В, 6-А)

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Какое получилось слою? МОСКВА.

(Раздается бой часов, на слайде современный Кремль, звенят колоколов.)

Воспитатель: Москва! Это сердце нашей Родины! Место, откуда начинается русская земля!

Старец: Молодцы, ребята, вы узнали название города, и смело можете вернуться назад в своё время.

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в прошлом, и мне хотелось бы узнать ваше мнение о нашем путешествии.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, появилось солнышко, но на нём не хватает лучиков. А лучики солнышку подарите вы и расскажите, что вам понравилось в нашем путешествии.  

Воспитатель: Всем спасибо. Вы молодцы.

С.Н. Гурина,

воспитатель МБДОУ г. Фокино

«Детский сад "Лесная сказка"»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по ознакомлению с окружающим "Всем известно, что земля начинается с Кремля"

- расширять знания детей об истории города Москвы, условиями жизни древних москвичей;- закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях, защитниках древней Руси;- дать представление о первой пе...

Викторина "Начинается земля, как известно, от Кремля".

Вопросы к викторине "Начинается земля, как известно, от Кремля" для детей подготовительной группы....

«Всем известно, что земля начинается с Кремля»

Игровое занятие по ознакомлению с окружающим....

Конспект образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию "Что известно башням Кремля"

Данное занятие познакомит детей с главной достопримечательностью Москвы-Кремлем....

Картофель: известный и не известный

Занятие по экспериментальной деятельности...

«Древняя Русь. Берестяные грамоты – носители информации Древней Руси. Русские счеты. Московский Кремль. Создание модели «Московский Кремль» в компьютерной программе LEGO Digital Designer»

Конспект занятия разработан для детей 6-7 лет по информатике с целью закрепления знаний о носителях информации, знакомства детей с русскими счетами, русским абаком, развития конструктивного ...