НОД "Всем известно, что земля начинается с кремля"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Всем известно, что земля начинается с Кремля»
для детей старшей группы
Программное содержание:
- расширять знания детей об истории города Москвы, условиями жизни древних москвичей;
- закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях, защитников древней Руси;
- дать представление о первой печатной книге и её создателе Иване Фёдорове;
- воспитывать интерес к истории города Москвы, дать почувствовать свою причастность к истории своего народа.
Материалы:
- экран;
- мультимедийный проектор;
- муляжи овощей и фруктов;
- дидактическая игра «Русский узор»;
- разрезные буквы;
- дидактическая игра «Найди и назови предмет костюма»;
- маска Ворона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_pro_kreml.docx | 33.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
«Всем известно, что земля начинается с Кремля»
для детей старшей группы
Программное содержание:
- расширять знания детей об истории города Москвы, условиями жизни древних москвичей;
- закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях, защитников древней Руси;
- дать представление о первой печатной книге и её создателе Иване Фёдорове;
- воспитывать интерес к истории города Москвы, дать почувствовать свою причастность к истории своего народа.
Материалы:
- экран;
- мультимедийный проектор;
- муляжи овощей и фруктов;
- дидактическая игра «Русский узор»;
- разрезные буквы;
- дидактическая игра «Найди и назови предмет костюма»;
- маска Ворона.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дети входят в зал, на экране часы
Воспитатель: Как у наших у ворот
Собирается народ
Здравствуйте, добры молодцы.
Да красны девицы!
Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Давайте поздороваемся!
(Дети здороваются друг с другом и гостями)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие необычные часы, интересно они работают?
Идут часы, идут часы, старинные часы.
Висят две стрелки как усы, у них не для красы.
(Воспитатель крутит стрелки часов, раздаётся бой и тиканье секундной стрелки. На экране проектора появляется слайд древнего Кремля
на фоне его старец, в руках - книга.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой-то древний город, и старец идёт к нам. Видно, попали мы в прошлое. Здравствуйте, дедушка, не подскажете, что это за город и как нам вернуться назад в своё время?
Старец: Да, это город древний. Я хранитель его истории. Вы сможете вернуться назад в своё время только тогда, когда узнаете историю города п его название, а поможет вам в этом Волшебная книга. На каждой странице этой книги сложные задания и вам надо их выполнить. Как услышите бой часов, значит задание выполнено правильно и вы на верном пути.
Воспитатель: Спасибо, дедушка. Вот какую книгу дал нам старец. Давайте её откроим и прочтём. «Сия книга дается любознательным и пытливым, желающим узнать историю города». Перелистывает страницу.
Воспитатель: Что это? Огород?
Интересно, мы должны попасть в город. Что же случилось? Может, старец что-то напутал и дал нам не ту книгу? А, кажется, поняла! Когда город только возник, как вы думаете, он был большой или маленький?
Ответы детей: Маленький.
А людей в нем было много?
Ответы детей: Мало.
Чем они занимались?
Ответы детей: Земледелие.
Чем они питались? Наверное, ходили в супермаркет и покупали себе продукты? Нет? А что же они ели?
Ответы детей: Овощи и фрукты выращенные в саду и на огороде.
Воспитатель: Молодцы! Основным занятием горожан в то время было земледелие. Давайте посмотрим, что они выращивали у себя на огороде.
Игра «Найди лишнее»
Дети отделяют заморские овощи и фрукты от местных плодов.
Овощи и фрукты складываются в две корзинки.
(Проверка выполнения задания: на каждое выполненное задание
раздается звон часов.)
Воспитатель (переворачивает страницу и читает): «Город рос. Людям нужно было множество различных вещей, и в городе стали появляться мастера, развиваться ремесла и народные промыслы.
(На слайдах русская изба, стол на нём стоит посуда, расписанная разными росписями: гжель, хохлома, жостово.)
Воспитатель : Что это перед нами?(Посуда). А почему посуда такая красивая, ведь можно кушать и из простых мисок? Верно, из красивой посуды и еда вкусней!
Нам нужно выполнить задание: отгадать вид росписи и подобрать к предмету подходящие элементы.
Игра «Русские узоры».
Дети называют вид промысла и его элементы.
(По окончании задания раздается бой часов.)
Воспитатель (Переворачивает другую страницу, читает): Горожане работали, строили, воспитывали детей. Но ещё они и весело отдыхали. А называлось это народным гуляньем. Давайте вспомним, как называли людей, которые веселили народ?
Ответы детей. Скоморох, шуты, Петрушка.
Воспитатель: А какое же веселье без игры! Вот и давайте-ка сейчас поиграем в русскую народную игру «Ворон».
(Проводится русская народная игра «Ворон»)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная!
Воспитатель (переворачивая следующую страницу, читает): «Город становился все больше и больше. Росли знания людей, копились и передавались...» А как передаются знания людей? Правильно, в книгах. «Люди стали писать и читать книги». Давайте посмотрим, какие были первые книги. Первая книга была рукописная, посмотрите какая она была толстая, и буквы необычные, красивые. Как вы думаете, она долго писалась?
Ответы детей. Долго, потому что буквы писались от руки.
Воспитатель: А Иван Фёдоров придумал станок, на котором печатались книги. Он был первый печатник на Руси.
(Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку,
открывает, в ней записка, читает)
«Здравствуйте ребята, срочно нужна ваша помощь. Мне принесли печатать книгу сказок, но все страницы в ней перепутались, и герои сказок потерялись. Нужно им помочь найти свою сказку, иначе мы не сможем правильно напечатать эту книгу. Заранее вам благодарен!»
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы должны отгадать героя и сказать из какой он сказки.
Задание «Угадай героя и назови сказку» (загадки)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью»)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка из русской народной сказки «Репка».)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти Маленькие дети?
(Семеро козлят из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)
Из леса птицы прилетают,
Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут –
Озорников всегда там ждут.
(Гуси-лебеди из русской народной сказки «Гуси-лебеди»)
Средь болот жила царевна,
но зелёною была...
Вы же знаете наверно -
рукодельницей слыла.
Я скажу тебе на ушко,
что царевна та
(Лягушка из русской народной сказки «Царевна-лягушка»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли героям вернуться в свои сказки.
(Бой часов)
Ведущая (переворачивая страницу, читает): «За этот город сражались с самого его основания. Очень уж хотели враги завладеть таким красивым, богатым, славным городом. Посмотрите на одного из многочисленных защитников города. Вы узнаете его по одежде». Правильно, это богатырь. А какие были богатыри?
Ответы детей: Сильные, отважные, храбрые, выносливые.
Воспитатель: Ребята, вспомните, как в разные времена назывались русские воины?
Дети: Богатыри, гусары, стрельцы.
Воспитатель: Нужно выполнить такое задание: выбрать предметы костюма богатыря, гусара, стрельца и назвать их.
Игра «Найди и назови предмет костюма»
Проверяется задание. Раздаётся бой часов.
Воспитатель (переворачивает страницу, там изображение кремля Суздаля, Астрахани):
Ребята, посмотрите какие-то башни, стены... Как вы думаете, что это?
Ответы детей. Церковь, кремль.
Воспитатель: Правильно — это кремль. Раньше, во всех больших старинных городах был свой кремль. А что бы узнать название города нужно выполнить задание».
(На полу лежат цифры, под ними буквы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь лежат цифры. Интересно, а под цифрами есть что-нибудь?
Ответы детей: Буква!
Воспитатель: вероятно из имени города. Давайте составим слово. Цифра обозначает место буквы в слове. (1-M,2-О,3 –С, 4-К.5-В, 6-А)
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Какое получилось слою? МОСКВА.
(Раздается бой часов, на слайде современный Кремль, звенят колоколов.)
Воспитатель: Москва! Это сердце нашей Родины! Место, откуда начинается русская земля!
Старец: Молодцы, ребята, вы узнали название города, и смело можете вернуться назад в своё время.
Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в прошлом, и мне хотелось бы узнать ваше мнение о нашем путешествии.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, появилось солнышко, но на нём не хватает лучиков. А лучики солнышку подарите вы и расскажите, что вам понравилось в нашем путешествии.
Воспитатель: Всем спасибо. Вы молодцы.
С.Н. Гурина,
воспитатель МБДОУ г. Фокино
«Детский сад "Лесная сказка"»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие по ознакомлению с окружающим "Всем известно, что земля начинается с Кремля"
- расширять знания детей об истории города Москвы, условиями жизни древних москвичей;- закреплять знания о народных промыслах, русских обычаях, защитниках древней Руси;- дать представление о первой пе...
Викторина "Начинается земля, как известно, от Кремля".
Вопросы к викторине "Начинается земля, как известно, от Кремля" для детей подготовительной группы....
«Всем известно, что земля начинается с Кремля»
Игровое занятие по ознакомлению с окружающим....
Консультация для воспитателей «Начинается земля как известно от Кремля»
Нравственно-патриотическое воспитание детей....
Конспект образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию "Что известно башням Кремля"
Данное занятие познакомит детей с главной достопримечательностью Москвы-Кремлем....
Картофель: известный и не известный
Занятие по экспериментальной деятельности...
«Древняя Русь. Берестяные грамоты – носители информации Древней Руси. Русские счеты. Московский Кремль. Создание модели «Московский Кремль» в компьютерной программе LEGO Digital Designer»
Конспект занятия разработан для детей 6-7 лет по информатике с целью закрепления знаний о носителях информации, знакомства детей с русскими счетами, русским абаком, развития конструктивного ...