Картофель: известный и не известный
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Щербакова Ирина Владимировна

Занятие по экспериментальной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kartoshka.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №6 «Улыбка»

Конспект

по опытно –экспериментальной деятельности

для старшей группы:

«Этот знакомый и незнакомый картофель»

Воспитатель: Щербакова И.В.

пгт. Сафоново

2016г.

Практическое содержание:

- Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле, о крахмале и его свойствах, опытным методом определить содержание крахмала в разных продуктах питания;

- Развивать мышление, логику, память, развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий;

- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания.

Интеграция областей:

 - Познавательное развитие: познакомить детей с историей появления картофеля, с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.

- Социально-коммуникативное развитие: учить детей вступать в речевые контакты с педагогом: отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре. Продолжать учить говорить по очереди, не перебивая говорящего. Учить делать простые умозаключения.

- Художественно-эстетическое развитие: использование музыкальных произведений для создания интереса к данной проблеме.

- Физическое развитие: развивать потребность в самостоятельной двигательной активности.

- Безопасность: обеспечить безопасность жизнедеятельности детей во время занятий и проведения опытно-экспериментальной деятельности.

Словарная работа:

Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, мореплаватель, клейстер, лаборатория, исследование, опыт, учёные,  расщепляется.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке опытов.

Методы и приемы:

Вопросы к детям; использование дидактических пособий, наглядного материала; опытно-экспериментальная деятельность; использование загадок.

Предварительная работа:

Чтение: Л. Толстой «Мужик и медведь», заучивание загадок и пословиц об овощах. Дидактические игры: «Узнай по силуэту», «Узнай наощупь», «Вершки и корешки». Изготовление поделок на тему «Картофель».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте:

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород».

Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

Дети. Да, полетим.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Профессор. Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте!

Дети. Здравствуйте!

Профессор. Ребята, а  вы знаете, куда прилетели? (Ответы  детей)Правильно, в лабораторию к Профессору Огороду. Профессор — это я (показывает визитку на груди).

Вы знаете правила поведения в лаборатории? Не шуметь и без моего разрешения опытные образцы руками не трогать. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко —

Под кустом...

Дети. Картошка.

Профессор: Правильно! (Показывает детям клубень картофеля.) Дети, а вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нем. Садитесь и слушайте. {Дети рассаживаются на стульчики.)

Давно это было! 500 лет назад вернулись из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба (показывает портрет путешественника). Прибыли они издалека, из Южной Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. В Южной Америке жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В его честь устраивали даже праздники.

Женщины наряжали крупные клубни как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани . Мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал быть редкостью, он появился и у простого народа. Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд.

Профессор. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Воспитатель вместе с детьми перечисляют, что можно приготовить, и показывает детям открытки с изображением блюд из картофеля.(картофель варят, запекают, жарят, делают чипсы).

Профессор. Картофель нужен людям не только для еды. Он — хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечатся картошкой?

1. Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет.

2.Пьют сок картофеля от боли в желудке.

3. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ!

Игра «Собери урожай» (психологическая минутка)

  Профессор: А теперь давайте немного отдохнем! Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклоны вперед.

Дети выполняют. Далее дети повторяют движения за профессором.

Лето наступило, солнышко сияет,

И картофель наш быстро вырастает.

Дети поднимают руки, тянутся вверх.

Ветер сильный дует,

Качают вытянутыми в стороны руками

И грохочет гром,

Топают ногами.

А картофелю всё это нипочем.

Снова в синем небе солнышко сияет,

И картофель наш быстро вырастает.

Тянутся руками вверх.

Картофель вырос, пора собирать урожай.

Делают наклоны.

Профессор: Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель.

Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

Профессор. Для того чтобы картофель, как и другие овощи, начал расти, необходимы определенные условия: Свет, вода, земля, человек.(ответы детей)

Профессор. Вот мы посадили картофель, создали необходимые условия, клубень картофеля превращается в растение. Какие части растений вы знаете?

Модель: корень, стебель, лист, цветок, плоды, картошины называют клубнями – это мясистое утолщение корня.(плакат)

Дидактическая игра «Вершки корешки»

 Назвать овощи съедобная часть которых  растет на земле(огурец, помидор, кабачок, тыква и т.д.) , в земле (редис, репа, морковь, свекла)

Профессор. Молодцы! Много овощей знаете.

Ре Кто знает загадки о картофеле?

1.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали

А когда копать пошли

Сразу десять вдруг нашли

2.

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата, вкусна!»

3.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда, вкусная...картошка

Профессор: А скажите, почему вареный картофель рассыпчатый?

догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится  картофельная мука или КРАХМАЛ. Повторите это слово – Крахмал.

Давайте еще раз вспомним правила поведения в лаборатории.

Эксперимент № 1  «Картофельный крахмал»

Профессор. Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал, проведем эксперимент: давайте вместе попробуем получить крахмал из картофеля.

 1) Натереть сырой картофель.

Результат: жидкая кашица.

Вывод: в картофеле есть вода.

2) Натертую картофельную кашицу размешать в воде.

Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?

Результат: вода стала беловатой, мутной; (Почему вода стала мутной?)

Вывод: в воде содержится крахмал и он полностью не растворяется в ней.

3) Воду процеживаем через сито. Даем отстояться в течение часа.

Результат: образуется белый осадок.

Вывод: В картофеле есть белое вещество.

4) Осадок высушиваем, он становится сухим, похожим на муку это и есть крахмал.

Эксперимент № 2  «Сравнение муки и крахмала»

А как вы думаете, для чего нужен крахмал?

Дети. Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты, крахмал так же применяют при изготовлении бумаги, картона и клейстера. Крахмал идёт на производство спичек, красок. Крахмал используют в медицине для мазей, таблеток, порошков. Крахмал используется для приготовления соусов, добавляется к тесту при замешивании лапши, выпечке пирожных, изготовлении колбас, конфет.

 Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? У вас на столе стоят два блюдца: в одном — мука, в другом — крахмал. Посмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и вдыхайте. (дети выполняют.) А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. Крахмал светлее, чем мука. На ощупь крахмал как бы скрипит.

Вывод: крахмал не имеет запаха, белый цвет, скрипит на ощупь.

Эксперимент № 3  «Содержание крахмала в овощах»

Профессор: Чтобы узнать содержится ли в продукте крахмал, надо на продукт капнуть йод. Тогда крахмал станет темно-синего цвета.

 Опыт: добавляет в пробирку с крахмалом раствор йода. При этом крахмал становиться темно-синего цвета.

Вывод: крахмал при взаимодействии с йодом становится темно-синим.

Профессор: Как узнать содержится ли крахмал в разных овощах овощах?

 При помощи йода, мы сможем узнать, в каких овощах есть крахмал.

Дети проводят опыт: капают йодом на каждый овощ и смотрят, поменял ли йод цвет.

Профессор: В каких овощах большое содержание  крахмала?

(Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сравнить с реакцией йода на другие овощи. Там, где есть крахмал, йод меняет цвет)

Дети: картофель.

Вывод: картофель содержит наибольшее количество крахмала.

Профессор. Правильно. Вы большие молодцы.

Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым?

К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти . Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в детский сад. Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку, пока дети сидят с закрытыми глазами.

Воспитатель. Открываем глаза. Ребята, где же вы были? Что вы там узнали?

Воспитатель. Ребята, вы такие молодцы! Теперь я тоже буду знать о картофеле: он родился в Южной Америке, привез его Христофор Колумб. В нем содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо поливать, окучивать. Будем ждать приглашения от профессора и обязательно навестим его еще раз...

Подарки от Профессора. Кисель и клейстер.

Литература:

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. / под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

2 Дитрих А. К., Юр мин Г. А., Кошурникова Р. В. Почемучка. — М.: Педагогика, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытого занятия из изобразительной области «Познание» на тему: «Беседа о картофеле» старшая группа

Тема:«Беседа о картофеле"Задачи:                      Ход занятия...

конспект по экологическому воспитанию "Беседа о картофеле"

дать представление о происхождении картофеля, приемах его возделыванияактивизировать и обогащать словарный запас  детейзакреплять знания детей об овощахсогласовывать свои действия с действиями др...

Папка-раскладка о картофеле

Рекомендации для родителей, как выбрать хороший картофель, бабушкины рецепты и современные приготовления блюд и лечебных отваров из картофеля....

Основные вредители и болезни картофеля.

Этот материал может быть полезен для педагогов занимающихся огороднечиской деятельностью....

Конкурсы и игры с картофелем

Здесь можно найти интересные конкурсы и игры с картофелем и использовать их. как в повседневной деятельности, так и  на праздниках и развлечениях....

«Картофель-второй хлеб на земле».

Цель: рассказать детям историю появления картофеля на Земле; объяснить происхождение слова «картофель»; обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая, сыпучая); развивать навыки ...

Знакомство со свёклой и картофелем

КонКонспект образовательной деятельности для детей 2 младшей группы -закрепление знаний о репе и моркови, знакомство со свеклой и картофелем, с особенностями их формы, цвета и вкуса....