«Знакомим детей с натюрмортом»
консультация ( группа) на тему
Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром – другими людьми, природой, вещами, - а потому является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей. Эти ценности искусство выражает в художественных образах, восприятие которых и связанные с ним душевные переживания, чувства воспитывают и развивают нашу духовно-нравственную и эмоциональную сферу. «Только через искусство человек может не узнать, не изучить, а пережить чувствами чужой опыт!» - говорит известный художник и педагог Б.М.Неменский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomim_detey_s_natyurmortom.doc | 631.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомим детей с натюрмортом»
Консультация дл педагогов
Подготовила: Кожокарь Е.Ю.
воспитатель МАДОУ МО г.Нягань
«Детский сад № 10 «Дубравушка»
2016
Знакомство с натюрмортом
Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром – другими людьми, природой, вещами, - а потому является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей. Эти ценности искусство выражает в художественных образах, восприятие которых и связанные с ним душевные переживания, чувства воспитывают и развивают нашу духовно-нравственную и эмоциональную сферу. «Только через искусство человек может не узнать, не изучить, а пережить чувствами чужой опыт!» - говорит известный художник и педагог Б.М.Неменский. Эстетические чувства многомерны, зачастую противоположно направлены («и смех, и слезы, и любовь»); они тренируют эмоциональную природу человека, а повторяясь, входят в эмоциональный фонд, обогащая его, делая доступным понимание таких переживаний, с которыми сам человек в жизни еще не сталкивался, открывая путь приобщения к духовным ценностям.
Известный психолог Л.С.Выготский отмечал подчиненность интеллекта ребенка эмоциональным интересам, Н.Н.Волков указывал, что именно эмоциональная отзывчивость открывает ребенку доступ к пониманию смысла художественного образа, идеи произведения. Но эстетические чувства и переживания ребенка нуждаются в воспитании и упражнении. Детям дошкольного возраста трудно самостоятельно постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах. Именно поэтому так велика роль взрослого, который примером своего нравственно-эмоционального отношения, реагирования помогает ребенку адекватно откликаться на смысл и настроение произведения искусства, выражать своё понимание этого произведения. Такая помощь будет способствовать развитию воображения, ассоциативного мышления ребенка. Воспитание должно не навязывать детям те или иные художественные ценности, а создавать условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулировать этот выбор, побуждать культурное саморазвитие ребенка как творческой личности.
Восприятие произведений изобразительного искусства – сложный многогранный творческий процесс. Развивая эстетические эмоции, нравственное сопереживание, нравственный отклик, оно требует от человека определенной затраты сил и способностей: восторга и удивления, любования и нравственно-эстетической оценки, соотнесения с собственными чувствами и опытом. Важно видение не только того, что изображено, но и того, как изображено: как с помощью рисунка, цвета, композиции художник передает в картине своё настроение, переживание и отношение к тому, что изображает.
Живопись – один из основных видов изобразительного искусства. Выразительными средствами живописи являются: колорит (цветовое созвучие), рисунок и композиция. С помощью цвета художник может вызвать у зрителей определенное эмоциональное состояние: радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение т.д. Рисунком передаются характер образа, особенности формы. Композиция помогает подчеркнуть и выделить главное, она руководит восприятием изображения.
Детей можно подвести к пониманию элементарного языка живописи, и натюрморт – жанр, который обычно начинает их знакомство с живописью. «Мертвая натура», «неподвижная натура», «спокойная, тихая жизнь» - так переводится понятие «натюрморт». Но все эти названия условны и не исчерпывают сути жанра. Объясняется это разнообразием объектов изображения в натюрморте. Основной его объект – частная жизнь человека, будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, объектах и инструментах труда, произведениях прикладного и изобразительного искусства. Художник изображает внешний облик предметов: форму, цвет, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость; однако при этом передаются не только физические свойства вещей, но и , главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни. Художник показывает нам предметы крупным планом, дает возможность спокойно, неторопливо вглядеться в них, увидеть такие качества, которые заставляют по-новому оценить их красоту.
Знакомить детей с натюрмортом можно начиная с младшего дошкольного возраста (4-й год жизни). При этом, учитывая возраст, следует подбирать те произведения, в которых изображены известные детям объекты, близкие им, вызывающие у них радость узнавания, эмоциональные переживания, воспоминания о ярких сенсорных ощущениях и восприятиях вкуса, запаха, цвета, формы, ассоциативную память о действиях с ними. Такими картинами могут быть натюрморты, изображающие ягоды, фрукты, овощи, цветы и т.д.
В среднем дошкольном возрасте (5-й год жизни) границы знакомых детям предметов расширяются. Дети уже имеют опыт использования в своей художественной деятельности разных изобразительных материалов и знают некоторые их выразительные свойства. Им уже можно показывать более сложные натюрморты: фрукты и овощи (вместе), цветы в вазах, предметы быта, инструменты и произведения искусства и т.д.
В старшем возрасте (6-й год жизни) познакомим детей с натюрмортами, заключающими в себе некоторый сюжет – «завтраки», «десерты», «обеды», - покажем натюрморт как часть портрета, жанровой живописи. Внимание детей обратим на язык живописи, показывая его как средство передачи смысла картины, отношения художника к изображаемому.
Процесс ознакомления детей с живописью требует от педагогов и родителей большого терпения, неспешности, такта, мастерства и собственного эмоционально-положительного отношения к рассматриваемым произведениям искусства; необходимо учитывать индивидуальные возможности детей. Следует помнить, что для рассматривания с детьми репродукции художественной картины и беседы о ней необходимо выбрать подходящее время, отключиться от всех бытовых забот, создать установку на восприятие произведения искусства, вызвать у детей эмоциональный интерес и соответствующий настрой. Не нужно спешить и рассматривать за один «присест» все произведения сразу. Делайте это постепенно. Предлагая очередную репродукцию, сначала предоставьте малышам самостоятельно внимательно рассмотреть её, полюбоваться ею. Проявите интерес к тому, понравилась ли она им и чем понравилась. Затем начинайте беседу-диалог. Уважительно отнеситесь к чувствам каждого ребенка; выскажите доброжелательность, радость, если малышу удалось увидеть в картине что-то особенное. В свою очередь расскажите, что порадовало или удивило вас. Находите сами и поощряйте детей находить интересные, точные оценки, определения, эпитеты, сравнения, выражающие чувства, индивидуальное видение. После рассматривания репродукции поставьте её на видное место, при всяком удобном случае обращайтесь к ней еще и еще, каждый раз отмечая и находя что-то новое и интересное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Знакомим детей с произведениями К.И.Чуковского" для детей 2-ой младшей группы
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интер...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...
«Знакомим детей с народной декоративной росписью. Проблемы в обучении детей декоративному рисованию»
Рекомендации по обучению детей декоративному рисованию в старших группах детского сада....
1. Продолжать, расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. 2. Обогащать речь существительными, обозначающими названия продуктов питания, блюд, напитков. 3. Знакомить детей с разными способами образования слов. Учить образовывать относительные пр
Закреплять умение читать, писать, считать в пределах 20. Научить детей вырезать красивые снежинки. Приучать честно выполнять правила игры....
Как знакомить детей с музыкой.Музыка в жизни детей.
Консультация содержит ряд советов для родителей, как приобщить дошкольников к музыке в домашних условиях....
"Как рассказывать детям о натюрморте"
В данной статье автор познакомит читателей с несколькими технологиями музейной педагогики позволяющими привить детям интерес к такому жанру живописи, как натюрморт. Расскажет каксделать это увлекатель...
Консультация для педагогов «Как знакомить дошкольников с натюрмортами».
Раскрыты методы и приемы знакомства старших дошкольников с жанром НАТЮРМОРТ....