Инновационные педагогические технологии
статья ( группа) на тему
Этапы проектирования инновационной деятельности выстраиваются на основе анализа качества образовательной деятельности, формирования целей и задач управления внедрением нововведения и выработке мер по реализации инновационной комплексно-целевой программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внедрение инноваций | 34 КБ |
направление инноваций | 43 КБ |
презентация педагогические технологии | 959 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение инноваций в ДОУ
Этапы инновационного процесса | Управление инновационным процессом |
Зарождение инноваций | |
Осознание потребности и определение | Выявление проблем, мешающих достижению намеченных целей: микроисследования, анализ, определение разницы между желаемым и достигнутым. Формирование потребности в изменениях. |
Поиск соответствующего новшества | Организация творческих групп педагогов, распределение функций поиска инноваций на основе изучения литературы и передового опыта. |
Выбор инноваций | Обсуждение с коллективом возможных вариантов, с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработанности, времени для внедрения, нормативно-правовой базы. |
Разработка и проектирование нововведений | |
Формулировка цели | Внесение изменений в план, проведение семинаров; составление программы по внедрению инновационной работы |
Разработка содержания | |
Определение критериев оценки инноваций | |
Внедрение инноваций | |
Проверка включения инноваций в практику | Организация, контроль за ходом работы, внесение корректив в план. Информирование коллектива о ходе работы. Методическая помощи, психологическая поддержка. |
Широкое использование инновационных технологий на практике | Формирование банка данных по итогам инноваций |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему «Направления инновационной образовательной деятельности специалистов ДОУ»
Направления инновационной образовательной деятельности специалистов ДОУ отражают следующую содержательность:
- повышение качества образования дошкольников и совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности;
- обогащение среды развития ребёнка по приоритетным направлениям воспитательно-образовательной деятельности с воспитанниками ДОУ (познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие);
- развитие системы взаимодействия с МОУ «СОШ № 32»в соответствии с ФГОС ДО;
- расширение образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством (группа дополнительные услуги на платной основе);
- создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
- совершенствование мотивационного обеспечения инновационной деятельности в ДОУ;
- повышение эффективности использования ресурсов ДОУ.
Этапы проектирования инновационной деятельности выстраиваются на основе анализа качества образовательной деятельности, формирования целей и задач управления внедрением нововведения и выработке мер по реализации инновационной комплексно-целевой программы.
Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. В тоже время, выбор стратегии – важная составляющая цикла инновационного управления.
Целеполагание стратегии планирования выстраивается на основе следующих положений:
- Эффективность распределения и использования ресурсов. Это так называемая «внутренняя стратегия». Планируется использование ограниченных ресурсов: материальная база и условия, технологии, люди.
- Адаптация к внешней среде. Важно обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация, обновление требований к качеству образования и др.).
Стратегическое планирование основывается на проведении исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет постоянно контролировать изменения, прогнозировать развитие. При этом приходится учитывать и стремительные изменения в современном мире. Важно при разработке стратегии учитывать возможность замены одного содержания другим.
Основными подходами к построению воспитательно-образовательного процесса специалистами нашего ДОУ являются:
- универсализация развития личности ребёнка;
- развитие личности ребёнка, направленное на
- формирование общей культуры,
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,
- формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность,
- сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста,
- коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
- обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей;
- соответствие культурно-историческим, деятельностным и личностным подходам к проблеме развития дошкольников;
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- адекватность возрасту видов деятельности и форм работы с детьми;
- комплексно-тематический принцип, принцип целостности и интеграции;
- осуществление образовательного процесса в двух основных модулях:
- совместная деятельность взрослого и детей,
- самостоятельную деятельность детей;
- Учет гендерной специфики развития детей;
- Обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования;
- Индивидуально-дифференцированные формы взаимодействия с семьями воспитанников;
- Создание основы для плодотворной, творческо-поисковой деятельности педагогов;
- Формирование нового педагогического мышления;
- Кадровая переориентация на новые техно-образовательные системы;
- Стимулирование и мотивация в работе с кадрами.
Совершенствование управленческой и организационно-методической системы сопровождения образовательными процессами в дошкольном учреждении обеспечивается целенаправленной деятельностью в рамках следующих профессиональных объединений:
- Проектный совет,
- Педагогический совет,
- Методический совет,
- Служба мониторинга и качества,
- Медико-психолого-педагогический совет,
- Педагогические сообщества:
- Школа профессионального мастерства,
- Педагогическая лаборатория,
- Школа молодого педагога,
- Семинар по внедрению ФГОС в образовательный процесс,
- Рабочая группа по разработке общеобразовательной программы дошкольного учреждения,
- Творческие группы по направлениям: физическое воспитание и здоровье дошкольников, художественно-эстетическое воспитание, познавательно-речевое и социально-личностное развитие дошкольника.
Содержание и формы воспитательно-образовательного процесса определяются с учётом
- СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЯ;
- НАПРАВЛЕНИЙ, ЗАДАННЫХ ПРОГРАММОЙ;
- РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СКЛОННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ;
- ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГАХ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Технология С греч. techne – искусство, мастерство, умение; logia – совокупность методов обработки, изготовления . Технология- совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве (статья из Толкового словаря)
/ 1.Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических приемов, методов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструмент педагогического процесса. (Б.Т.Лихачев) 2.Технология обучения – способ взаимодействия педагога и учащихся для достижения образовательных целей.
. 3.Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов. (И.П.Волков) 4.Образовательная технология - это процессная система совместной деятельности учащегося и преподавателя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретных результатов при обеспечении комфортных условий участникам. (Т.М. Шамова )
Три аспекта педтехнологии (по Селевко Г.К.) 1. Научный (технология как часть педнауки). 2.Процессуально – описательный (описание, алгоритм процесса). 3. Процессуально - действенный (осуществление технологического процесса)
Четыре уровня педтехнологий Метатехнологии представляют образовательный процесс на уровне реализации социальной политики в области образования (социально-педагогический уровень, технология дошкольного воспитания) Макротехнологии , или отраслевые педагогические технологии ( частнометодический, предметный уровень, в значении «частная методика»). Мезотехнологии , или модульно-локальные технологии (модульный, представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса: технология урока) Микротехнологии ( технология формирования навыков письма). Технологические микроструктуры : приемы, звенья, элементы. Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств
Структурные составляющие педагогической технологии 1.Концептуальная основа 2. Содержательная часть обучения : цели обучения – общие и конкретные; содержание учебного материала. 3.Процессуальная часть–технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Качества технологии 1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей) . 2. Системность. 3. Управляемость. 4. Эффективность. 5. Воспроизводимость.
Классификация ПТ по Г.К. Селевко По уровню применения общепедагогические, частнопредметные, локальные, узкометодические По ведущему фактору псих. развития биогенные, социогенные, психогенные По характеру содержания и структуры обучающие/воспитательные; общеобразовательные/профессиональные; гуманистические/технократические По организационным формам классно-урочные/альтернативные; индивидуальные/групповые; дифференцированное обучение По подходу к ребенку авторитарные; личностно ориентированные; технологии сотрудничества По преобладающему методу объяснительно-иллюстративные; развивающее обучение; проблемно-поисковые; информационные (компьютерные)
В конце 1970-х г. на заседании Римского клуба Аурелио Печчеи обозначил следующие типы обучения: поддерживающее, или воспроизводящее, обучение ( технология современного традиционного обучения, технология программированного обучения и др. ); инновационное , или развивающее, обучение
Инновационные технологии личностно-развивающего обучения; технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми проблемного обучения; дифференцированного обучения проектного обучения; технология сотрудничества; технология поэтапного формирования умственных действий; игровые технологии; витагенные технологии; технология ТРИЗ; технология педподдержки; технологии «Портфолио дошкольника»; технология «Я-концепции»; здоровьесберегающие технологии; ИКТ и др.
Что понимается под развивающим обучением? Развивающее обучение – тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью.
Зоны развития ( по Л.С. Выготскому ) Зона актуального развития ( сформированные качества; то, что ребенок может делать сам) Зона ближайшего развития (то, что ребенок может делать в сотрудничестве со взрослым) Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития
Содержание развития ЗУН – знания, умения, навыки СУД – способы умственных действий СУМ – самоуправляющие механизмы личности СЭН – эмоционально-нравственная сфера СДП – деятельностно-практическая сфера Вывод: РО = ЗУН+СУД+СУМ+СЭН+СДП Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности
Теория поэтапного формирования умственных действий ( П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) мотивационный этап этап ориентировочной основы действий материализованное действие этап внешнеречевых действий действие во внутренней речи автоматизированное выполнение отработанных действий.
Технология проблемного обучения Проблема - это противоречие между известным и неизвестным. Суть : организация познавательной деятельности детей по освоению проблемно представленного содержания, в процессе чего и происходит овладение новыми знаниями и обобщенными способами деятельности
Технология проблемного обучения Отличительные признаки : интеллектуальная деятельность по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения проблемных задач; эффективное средство формирования мировоззрения (кр., диал. твор.); связь с практикой, опора на жизненный опыт; применение разного вида самостоятельных работ; индивидуальный подход; высокая эмоциональная активность детей; новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.
Проблемные ситуации различаются По содержанию неизвестного (цель, объект, способ деятельности, условия выполнения) По уровню проблемности : – возникающие и разрешаемые учителем; – вызываемые педагогом , решаемые ребенком; – самостоятельное формирование проблем и их решение.
.
Способы создания проблемных ситуаций Проблемное изложение Эвристическая беседа Проблемные демонстрации Игровые проблемные ситуации (сколько кроватей взять для кукол) Мысленный проблемный эксперимент
Проектное обучение Это особая форма организации обучения, суть которого заключается в том, что дети сами намечают себе те или иные задания (проекты) и в процессе их реализации усваивают знания и способы действий .
Основы проектной и исследовательской деятельности Практически и личностно значимые значимые цели; получение продукта значимого не только для себя, но и для других. Сочетание различных видов познавательной деятельности. Реализация потребности в общении со сверстниками и значимыми взрослыми. Структура проектной и исследовательской деятельности Анализ актуальности Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств методов, адекватных поставленным целям; Планирование, определение последовательности и сроков работ; Проведение проектных работ или исследования; Оформление и презентация результатов Обсуждение результатов исследования
Основные идеи Проектная технология всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей- индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Технология органично сочетается с групповыми методами. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема , то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на занятии, в д/с, в реальной жизни).
Стадии разработки проекта I. Вариант 1.Разработка проектного задания. 2. Разработка самого проекта. 3. Оформление результатов. 4. Общественная презентация. 5. Рефлексия ( Шамова Т.И. , Давыденко Т.М., Шибанова Г.И. Управление образовательными системами . – М.: Изд . центр «Академия», 2002 .)
Типология проектов 1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, ролевая, творческая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная, практико-ориентированная . 2. Предметно-содержательная область : монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект; 3. Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий); скрытый (неявный, имитирующий участие). 4. Характер контактов (среди участников ОУ, города, региона и т.д.). 5. Количество участников проекта: индивидуальный, парный, групповой. 6. Продолжительность выполнения проекта: краткосрочные (2-6 ч.), средней продолжительности (от12-15 часов до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких).
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач ТРИЗ знакомит с методами решения творческих задач, проблемных ситуаций на основе общих принципов планомерного устранения системы скрытых и явных противоречий. Суть метода : выявить противоречие; разрешить противоречие. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск.
2 пути разрешения противоречий: 1)компромисс, примирение противоположных требований; 2) выдвижение качественно новой идеи или конструкции. Принципы устранения технических противоречий : дробления, вытеснения, «матрешки», перехода в другое измерение, «обратить вред в пользу», дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности и т.д..
Методы метод фокальных объектов (А. Страунинг); метод эмпатии; метод мозгового штурма; метод разрешения противоречий; метод решения сказочных задач и придумывания новых сказок; метод синектики (У. Дж. Гордон) – это объединение разнородных элементов.
Аналогия: прямая и фантастическая аналогия по цвету; по форме; аналогия по ситуации или по различным положениям и состояниям явления; по свойствам; компонентная (структурная), например, снег – одеяло
Уровень и характер применения : метатехнология как общая платформа большинства современных образовательных технологий. Методологический подход : личностно ориентированный, комплексный, деятельностный, социокультурный, коммуникативный. Преобладающие методы : проблемно-поисковые, творческие, диалогические, игровые. Подход к ребенку : гуманно-личностный, субъект-субъектный. Целевые ориентиры . Переход от педагогики требований к педагогике отношений. Гуманно-личностный подход к ребенку. Единство обучения и воспитания. Концепция . Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
обращения к субъектному опыту ребенка; учета психологических закономерностей; применения гибкой системы активного стимулирования; структурирования, дидактического преобразования учебного материала. Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Е.Н. Степанов).
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании — понимание и взаимопонимание. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях
Здоровьесберегающие технологии ЦЕЛИ применительно к ребенку : обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым: содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья
Направления в компьютерной технологиях слайд-шоу или презентация цветные рисунки видеофрагменты 3 D рисунки и модели анимации короткие интерактивные рисунки обучающие игры и развивающие программы анимации сюжетные программы- тренажеры, тестовые программы интерактивные модели
Технология «Портфолио дошкольника» Портфолио структура (разделы) содержание портфолио ребенка-дошкольника заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника
Разделы «Портфолио дошкольника» (по И. Руденко) Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка. Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше. Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?». Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки). Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы). Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком. Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Литература 1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. з аведений . – М.: Изд. центр «Академия», 2000. 2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М. Изд. центр «Академия», 2002. 4. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. - (Образовательная система «Школа 2100») 5.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. 6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. 7. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии./ Под ред.С.А.Смирнова 4-е изд., испр. – М.: «Академия», 2001. 8. Шамова Т.И.и др. Управление образовательными системами: Учеб. пос . для студ. высш. учеб. зав . / Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: «Академия», 2002 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая мастерская - инновационные педагогические технологии
Технология Клубный часТехнология "Квест игра"...
Инновационные педагогические технологии в практике работы ДОУ. Технология организации «Мобильные выставки» содержащие региональный компонент.
Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не побывал на выставке. Кого-то привели мама или папа, учитель или старший друг, но, как правило, посещение первой выставки остается в н...
консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...
«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)
Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе с детьми открывает воспитателю новые возмо...
Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 5 – 6 лет (игровые технологии с использованием мнемотаблиц)
Технологическая карта НОД по развитию речи составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. На данном занятии использов...
Технологическая карта НОД с использованием инновационных педагогических технологий для детей 3 – 4 лет (игровые технологии). Тема: "Дикие животные зимой"
Тема: Дикие животные зимой.Культурная практика: познавательная деятельность. Культурно-смысловой контекст: познавательные игры.Образовательная область: познавательное развитие. Цель: формиро...