патриотическое воспитании младших дошкольников в нашем ДОО
презентация к уроку (младшая группа) по теме
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Основные задачи патриотического воспитания дошкольников
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Система работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Формы работы по патриотическому воспитанию
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на педсовете | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активную сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте: Семья Детский сад Родной город Родная страна Наша Армия К . Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством . «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
В. Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Средства патриотического воспитания: устное народное творчество; декоративно – прикладное искусство; музыка; художественная литература; игра; самостоятельная детская деятельность. Особенности патриотического воспитания : Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля. Идти надо от близкого к далёкому.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. Система работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с родным краем состоит из следующих блоков : • Что я знаю о себе; • Я и моя семья; • Мой детский сад; • Моя улица, мой город, мой город отличается от других; • Мой край, его особенности (социальное и природное окружение) .
Младший дошкольный возраст – важный период в социально-нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом , навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам . Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, которые они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
Дети младшего дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Младший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Основные задачи патриотического воспитания дошкольников: - формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ; - формирование духовно-нравственных отношений; - формирование любви к культурному наследию своего народа; - воспитание любви уважения к своим национальным особенностям; - чувство собственного достоинства как представителя своего народа; - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
У малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ поиграет с игрушкой, учить убирать на место игрушки. Во второй младшей группе воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учить соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх.
Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников . Народная мудрость заключается в сказках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Дети четвёртого года жизни ещё не умеют соотнести представления о нравственной норме со своими поступками. К тому же у ребят очень слабо развит самоконтроль - умение сознательно управлять своим поведением. В связи с этим они часто поступают под влиянием вспыхнувших при данных обстоятельствах чувств, желаний, забывая о требованиях воспитателя. Вот почему моральные привычки, поступки детей в возрасте до четырёх лет часто носят ситуативный характер, т.е. проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.
Дети делают открытки и подарки, выступают на праздниках и утренниках .
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Включая малышей в индивидуальную и совместную деятельность, педагог упражняет их в хороших поступках, формирует гуманные чувства, вызывает желание слушаться, уважительно относиться к окружающим.
В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Художественно-эстетическое развитие, проведение подвижных игр с применением народного фольклора таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития нравственно-патриотических навыков.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой . Необходимо воспитывать у детей любовь к своему городу, подводить их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Воспитателям: В развитие патриотических, нравственных представлений большую роль играет формирование у ребёнка любви к природе. Во время прогулок с ребёнком обращайте внимание на интересные растения, животных, отмечайте состояние погоды. Можно создать коллекцию необычных камешков, гербарий. Знакомя с правилами поведения в природе, формируйте их в позитивной форме (как помогать, как заботиться, а не в негативной («не рвать», «не топтать »). Академик Д. С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне — будет много людей, похожих на иссушенное растение «перекати-поле».
Мы можем воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, побуждая детей к выполнению общественно-значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада; формируя у детей проявления сострадания, заботы, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Говоря о воспитании патриотизма, в первую очередь надо заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы !!!
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости . Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание младших дошкольников
Презентация представляет собой систему работы по патриотическому воспитанию младших дошкольников...
Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников в игровой деятельности"
Научно-исследовательская разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе...
Нравственно- патриотическое воспитание младших дошкольников
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стал...
«Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников»...
Патриотическое воспитание младших дошкольников.
Познакомить с понятием «семья», учить детей называть членов семьи, внушать детям чувство гордости за свою семью, прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам....
Перспективное планирование.Нравственно – патриотическое воспитание младших дошкольников.
Перспективно- тематическое планирование....
Конспект НОД по патриотическому воспитанию старших дошкольников. Тема: «Наша Родина - Россия»
Используя данный материал, мы воспитываем патриотические чувства к своей Родине, развиваем у детей диологическую речь, память, мышление, а также систематизируем знания детей о России....