Статья "Знакомство детей 5-6 с буквами"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Формы, методы и способы ознакомления детей с алфавитом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_bukvami1.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей  5-6 лет с буквами

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.

Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

В пять-шесть лет ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он бросает свой пытливый взгляд на открывшуюся перспективу познания большого мира, ему все интересно, его все манит  и привлекает.

У детей этого возраста наблюдается  стремление расширить познаваемые горизонты действительности, т.е. свой кругозор.

Как же ребенок может реализовать стремления, желания и потребности?

В познавательном арсенале пятилетнего ребенка имеются различные средства и способы познания мира:

-через действия, через собственный практический опыт, (этим он владеет достаточно хорошо);

-посредством слова, т.е. через рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования);

-благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием как новым источником знаний.

Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких важных для человека понятий, как «знак», «символ» и «знаковые системы».

В нашей жизни знаки, символы, знаковые системы окружают нас повсеместно. В самом обобщенном виде о них можно сказать следующее.

ЗНАК – это материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Например, буква – знак, представитель звука. К знакам относятся нота, цифра, денежные знаки, астрономические знаки, дорожные знаки, математические знаки, знаки различия военнослужащих и др.

БУКВЫ – это, прежде всего графические знаки. Они являются объектами зрительного восприятия. Прежде всего, перед ребенком встает задача зрительного различения и распознавания этих знаков.

Буквы обозначают определенные, более или менее сложные, звуковые комплексы. Ребенку необходимо запомнить, установить ассоциативные связи между зрительным и слуховым образами.

Буквенная запись позволяет ребенку перейти к новому для него виду речи: - письменной речи. Знакомство с письменной речью приводит к начальному выделению в сознании ребенка таких основных единиц, предложение, слово.

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА – система знаков как средств коммуникаций. Например, алфавит – знаковая система. К знаковым системам относятся азбука Морзе, нотная азбука, семафорная азбука и др.

На данном возрастном этапе мы можем приобщать детей к вышеназванным сложным понятиям через накопление в сознании каждого ребенка конкретных сведений и фактов о них.

Зачем знакомить детей с буквами?

Прежде всего, потому, что дети сами к этому стремятся. В старшем дошкольном возрасте ребенок хочет быть как можно больше похожим на взрослых, участвовать во взрослых «настоящих» делах уже не в игровой форме, а реально, по-настоящему. Теперь он понимает, что каждое действие направлено на получение определенного результата, знает, какой результат должен быть получен в каждом случае, и стремится получить такой же результат, как у взрослых. Он хочет научиться этому.

Другая причина заключается в том, что требования к знаниям детей, поступающим в школу, непрерывно растут. Специализированные школы, гимназии и лицеи набирают читающих детей. В общеобразовательных школах также происходит отбор детей в «сильные» классы, которые ведут сильные педагоги, работающие зачастую по усложненным программам. Естественно, что родители, озабоченные качеством последующего образования своих детей, ведут их в дошкольные гимназии, лицеи, кружки, в которых осуществляется подготовка к школе, в том числе обучение грамоте.

Многие родители пытаются самостоятельно научить своего ребенка чтению, а значит, и познакомить с буквами. Но это не всегда приводит к положительному результату.

В детском саду можно решить эту задачу со значительно меньшими потерями для здоровья ребенка, не создавая нервных перегрузок и выделив для этой работы специальное время в режиме дня, с тем, чтобы вечером дома дети могли отдыхать и больше общаться с родителями, с семьей.  

Хочется поделиться своим опытом знакомства детей старшего дошкольного возраста со знаками – буквами и знаковой системой – алфавит.

Дети нашей группы уже были хорошо знакомы с некоторыми знаками – цифрами через создание математического фриза. Знания цифр оказались крепкими, за лето дети не забыли цифры. Поэтому мы решили знакомить детей с новыми знаками – буквами через создание буквенного фриза.

Прежде всего, в начале учебного года мы выявили, какие буквы знает каждый ребенок в нашей группе, и в соответствии с полученными данными стали планировать свою работу по знакомству детей с буквами.

В сентябре было проведено родительское собрание, на котором родителям была представлена информация о том, что такое буквенный фриз и каких результатов можно ждать  в результате его создания в группе.

Все родители были заинтересованы изготовлением вместе со своими детьми  букв и небольших вагончиков, необходимых  для создания буквенного фриза.  

Была поставлена цель:

Научить большинство детей различать и правильно соотносить со звуками все буквы русского алфавита и перейти к чтению коротких, из трех-пяти букв, слов, а также к их печатанью.

Каждый ребенок должен знать и уметь рисовать не менее пятнадцати букв и определять на слух, на какую букву начинается слово.

Результаты обучения должны быть индивидуальны. Они зависят от разницы в физическом возрасте (полгода для дошкольника – большой срок), а также от различий в темпах психического развития.

Следующим этапом в нашей работе  было создание предметно – пространственной среды и развивающей речевой среды.

На одной из больших стен мы поместили паровозик с вагончиками, которые приносили дети. Эти вагончики были сделаны из картона. Их создателями были сами дети вместе со своими родителями. Все вагончики были интересными, красочными и разными, что вызывало повышенный интерес у каждого ребенка. Если родители задерживали с созданием вагончика, то сами дети, не давали им покоя, желали скорее изготовить свои вагончики.

Прежде чем вагончик был прикреплен к стене, каждый ребенок мог поиграть с ним, рассмотреть, сравнить с другим. Как любой другой дидактический материал, вагончик имел свое назначение: привлечь внимание ребенка и побудить его к самостоятельному исследованию материала; способствовать беседе между детьми, между детьми и воспитателем; дать импульс к самостоятельному поиску информации по обсуждаемой теме. Дети с большим интересом рассказывали о том как, с кем, когда и почему они сделали эти вагончики. Все это способствовало развитию речемыслительной деятельности.

Задача воспитателя – слушать эти детские рассказы и побуждать интересными вопросами детей к диалогу. Такие беседы всегда приятны для детей.

Мы старались сделать любую беседу приятной для детей, красочно подчеркивали индивидуальность каждого вагончика и его важность для общего дела и, помогая каждому ребенку, яснее и правильнее выразить мысль.

А, когда интерес к вагончикам стал ослабевать, на стене появился весь паровозик «АЛФАВИТ», в котором было 33 вагончика. Каждый вагончик  имел свой порядковый номер.

Сразу объяснили детям, что поезд называется «Алфавит». Он идет в направлении слева направо, чтобы дети читали слева направо, в своих вагончиках он везет все буквы, по одной букве в каждом вагоне. Все буквы находятся четко по своим определенным местам, как пассажиры в поезде.

Заранее выяснив, что все дети знают букву А, мы повторили через чтение, рисование, печатание и другие виды совместной деятельности знание этой буквы (и других уже знакомых детям букв). Такими буквами были: О, М и некоторые другие. Это объяснялось тем, что букву О дети сравнивали с бубликом и цифрой ноль, а буква М - всегда мамина буква. Некоторые дети уже знали первые буквы своего имени и фамилии. Стало ясно, что ряд детей уже знают 3-4 буквы. С дошкольниками, которые не знали этих букв, проводилась индивидуальная работа. Первая буква, которая появилась в первом вагончике, была буква А.

Началась работа по знакомству детей с буквами и звуками.  На вагончиках появились те буквы, которые дети уже знали. Потом постепенно по мере знакомства стали помещаться и другие буквы. К концу учебного года дети познакомились со всеми буквами и их звуками.

План работы по знакомству с буквой:

- Артикуляция звуков, уточнение их звучания. Дети анализируют особенности произнесения и звучания звука: положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи. Дошкольники упражняются в умении различать твердые и мягкие согласные, чтобы в дальнейшем избежать ошибок при письме.

- Подбор слов, начинающихся на данную букву (арбуз, автобус, аквариум и т.д.) Рисование предметов, раскрашивание трафаретов, названия которых начинаются на данную букву. Отгадывание или придумывание загадок и заучивание небольших стихов по этой букве.

- Знакомство или демонстрация буквы, называние ее  звука, который она произносит и имени. У каждой буквы есть свое имя (А, Бэ, Вэ и т.д.) Каждый ребенок постепенно и непроизвольно запоминает алфавит.

- Лепка, рисование, конструирование буквы из различных материалов. Каждому ребенку предоставлялась возможность самостоятельного выбора материала и техники выполнения буквы.

Чтобы дети легче овладевали четкой артикуляцией звуков, был создан специальный альбом с фотографиями наших детей, на которых было изображение положение губ, языка, зубов во время произношения того или иного звука. Так как на фото были наши дети, то это привлекало  к рассматриванию и тем самым позволяло непроизвольно закреплять правильное произношение звука и запоминать ее графический знак (соответствующую букву  на карточке).

Когда все дети познакомились со своими буквами, было решено напечатать каждому ребенку свои буквы и приклеить их на каждый стульчик.

Дети запоминали не только свои буквы, но и буквы других детей. К концу года каждый легко называл хозяина любого стульчика.

В группе был проведен праздник «Моя любимая буква». Готовясь к этому празднику, дети рисовали, лепили, конструировали, делали из бумаги и бросового материала и т.д. первые буквы своего имени и фамилии. В гостях у детей был Дед-Буквоед. Он проглатывал буквы, и получались слова и предложения. В конце праздника каждый ребенок получил в подарок от  гостя печенье – любимую букву.

Ребенок шестого года жизни, как правило, уделяет много времени изобразительной деятельности. В течение года он может создать до 2000 рисунков. Дошкольник этого возраста рисует все, что покажется ему интересным. Предметно – пространственная среда создана таким образом, что в групповой комнате есть уголок для изодеятельности. Дети имеют разные трафареты букв и могут в свободное время рисовать, обводить и раскрашивать буквы.

Когда дети стали самостоятельно по своему желанию подписывать листочки со своими рисунками, делая при этом ошибки, было решено подписать их альбомы для рисования. После этого дети сами выбирали свои альбомы на занятиях по рисованию.

У каждого ребенка в группе есть своя рабочая тетрадь, в которой каждый ребенок по желанию пишет буквы, выполняет небольшие рисуночки для развития руки к письму. Эти тетради тоже подписаны именами детей. Дети сами находят свои тетради. У детей этого возраста продолжает развиваться восприятие:

Они осваивают различные формы, цвета, у них углубляется представление о размерах объектов – высоте, длине и ширине.

Хорошим объектом для этого может стать набор нескольких букв из буквенного фриза. Дети с удовольствием сравнивают буквы по цвету, форме и размеру (высоте, длине, ширине). Чтобы дети лучше знали не только цвета, но и их оттенки  можно дать детям задание раскрасить буквы, используя одну и ту, же краску, но приготовив разные оттенки от самого темного до самого светлого. Дети легко располагают буквы в ряд по возрастанию того или иного признака, например глубины цвета или размера. При этом дети еще называют каждую букву и ее звук.

На занятиях следует выбирать предметы (буквы), различные по цвету, форме величине и ставить перед детьми задачу упорядочивания объектов по одному из признаков (например, сначала по высоте, а потом по ширине). В дальнейшем это позволит детям адекватно оценивать размеры объекта. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие образного мышления. Особое значение придается наглядному моделированию различных ситуаций. Роль взрослого состоит в том, чтобы придумать использование той или иной модели для передачи основных отношений с последующим анализом самой модели и возможными выводами на ее основе. В качестве примера использования наглядной модели для решения мыслительных задач можно привести следующее задание, предлагаемое дошкольникам.

Детям дается план групповой комнаты или участка где гуляют дети. На плане отмечается место, где спрятана буква. Детям предлагается по плану найти ее. А чтобы угадать какая это буква, надо отгадать загадку или собрать ее из частей.

Особое направление умственного развития связано с формированием у детей обобщений, которые выступают в роли фундамента для развития словестно-логического мышления и некоторых логических операций. Для развития обобщений и всех видов мышления можно предлагать задания на классификацию букв (изученных на данный момент) по различным признакам. Наиболее существенные результаты достигаются, если один и тот же набор букв  (до 20) классифицируется детьми по разным признакам. Классифицировать можно плоские и объемные буквы, из чего они сделаны, мягкие и твердые, тяжелые и легкие,  по украшению на буквах (бусинки, ленточки, аппликации на буквах и т.д.), из каких частей состоит буква (прямых, круглых или тех и др.). Когда дети выполняют эти задания, они запоминают лучше буквы. Кроме этого в этом возрасте происходит развитие смысловой стороны речи, что выражается в широком использовании синонимов и антонимов при составлении описательного рассказа по буквам. Связанная монологическая речь позволяет ребенку хорошо составлять рассказы по буквам. Дошкольник могли описать букву и развернуть сюжет, который будет повествовать о действиях (при систематической и целенаправленной работе).

Для развития наблюдательности у детей мы давали, например такие задания: в начале занятия, попросить детей обратить внимание на то, что нового появилось на полу, на столах, на доске или на ковре. Это были буквы, собранные из картинок по теме, из маленьких букв, из машинок или игрушек, из кубиков, маленьких ковриков и т.д. Дети напоминают, какие буквы они заметили, из чего они собраны и где находятся. Наши дети просто обожают выполнять такие задания.

Во второй половине года, когда начинаем сочинять небылицы в любое подходящее время, для этого мы успешно использовали буквенный фриз и набор цифр из математического фриза. Эти знаки всегда на глазах у детей и всегда интересны.

Однажды поменяли места некоторые буквы и цифры, что вызвало новый интерес у дошкольников т.к. они не знали об этом. В итоге родился новый рассказ.

Полезно поупражнять детей в составлении концовок к авторским сказкам о буквах и других знаках. Дети очень любят не только слушать рассказы об удивительных приключениях знакомых и незнакомых знаков, но и сами выступают авторами таких историй и сказок во время развлечений или вечерних посиделок.

Для творческого развития личности ребенка полезно организовать различные виды совместной деятельности детей, например, изготовление альбома истории создания буквенного фриза.

На шестом году  жизни детям уже свойственно стремление выполнить задание и получить за это положительную оценку. На основе этого дети с большим удовольствием выполняют задания воспитателя, главное не скупиться на похвалу и знак внимания.

За хорошо нарисованную или напечатанную букву, самостоятельно украшенную вылепленную  или изготовленную дома из бросового материала и т.д. каждый ребенок получает благодарность от воспитателя и это им очень нравится.

С помощью воспитателя дети овладевают количественным и порядковым счетом, начинают понимать количественное и  порядковое значение числа. Для решения этой задачи мы использовали  и буквенный фриз. Обучая детей определять порядковое место той или иной буквы, правильно отвечать на вопрос «которая по счету? », мы развивали умение пользоваться порядковыми числительными. Дети узнавали и  наглядно видели на паровозике с буквами, что для определения места предмета (буквы) среди других в ряду, направление счета имеет существенное значение.

По программе «Радуга» детей знакомят с записью цифрами чисел второго десятка. Хорошей наглядностью является в этом случае буквенный фриз.

Паровозик с буквами напоминает числовую прямую, с которой знакомят детей в старшей группе. Поэтому мы использовали его для решения задач на сложение и вычитание, как числовую прямую. Часто дети путают цифры и буквы, поэтому хорошо использовать  для решения этой проблемы магнитную доску и наборы пластмассовых знаков. Например, выполняя задание по ориентировке на доске (на листе бумаги), дети расставляют необходимые знаки, тем самым, запоминая их. Или наоборот, называют знаки, отвечая на вопрос воспитателя. Для выполнения таких заданий в группе есть магнитная доска и наборы магнитных и простых знаков. Дошкольникам очень нравится собирать короткие слова из этих букв.

Знакомство с буквами не всегда происходит на занятиях по познавательному и речевому развитию, но и в свободное время во время чтения книг. Любимой книгой для детей нашей группы стала « Азбука для Буки» Андрея Усачева, которую дети очень часто просили почитать.

Закрепление знаний букв можно проводить на занятиях художественно продуктивной деятельности и конструирования. Приятно было наблюдать радостные лица детей после того, как они вылепят новую букву и потом стараются разукрасить ее  разным материалом. Это могут быть бусинки, горох, вермишель, семена растений и т.д.

Детям нравится заучивать небольшие стишки про буквы и их звуки. Они старались изобразить руками или всем телом изучаемую букву, выполняя разные упражнения и развивая свою гибкость.

Родилась идея создать альбом, который был назван  «Живые буквы». В этом альбоме были помещены фотографии и стихи.

       Эта буква широка

       И похожа на жука.

       И при этом толстый жук

       Издает жужжащий звук:

       Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

   Взявшись за руки, мы встали

   И на М похожи стали.

   Друг к другу руки протянули

   И букву Н мы получили.

Таким образом, не только создание предметно-пространственной среды, в которую входит речевая среда, буквенный фриз, математический фриз и все необходимое для свободной деятельности  детей, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно, способствует тому, что речь обогащается быстрее и психика ребенка развивается разностороннее.  

8

Отчет инновационной деятельности «Буквенного ФРИЗа».

Руководители: Навацкая О.И. Никонова О.И.

Все родители хотят, чтобы их ребенок пошел в первый класс, умея читать, считать и писать, имея широкий и высокий уровень интеллектуального развития.

Чтобы решить эти задачи, воспитателям необходимо познакомить детей с некоторыми конкретными знаками (буквы, цифры) и знаковыми системами (алфавит). А в дальнейшем закрепить и расширить эти знания через практический опыт. Многие дети уже сами к этому стремятся. Поэтому перед нами встали определенные задачи:

  1. Выявить в начале года, какие буквы дети знают, чтобы планировать дальнейшую работу.
  2. Создать предметно-пространственную среду для знакомства детей со звуками и их символами (буквами) и со знаковой системой - алфавит.

В начале года провели родительское собрание, на котором рассказали родителям о результатах знаний детей по математике и эффе5ктивности использования математического фриза в знакомстве детей с цифрой и числом. Показали возможности использования в развитии детей буквенного фриза для знакомства с буквами и звуками. Предложили родителям вместе с детьми изготовить по 1-2 буквы и 1-2 вагончика для создания буквенного фриза.

Сначала родители вместе  с детьми изготовили вагончики из картона. Всего 33 вагончика, по количеству букв в алфавите. Таким образом на стене появился паровозик из 33 вагончиков. Каждый вагончик отличался и был интересен детям. Они не только наблюдали за появлением паровозика, но и оказывали посильную помощь в его создании. Могли увлеченно рассказывать, где чей вагончик, когда, как и с кем, они его делали.

С изучением пе5рвых букв в группе появилась азбука на цветных кубиках с буквами. На стульчиках были наклеены буквы детей и каждый ребенок знал свой стульчик и запоминал первую букву своего имени и фамилии. Эти буквы появились и на альбомах для рисования.

Когда дети хорошо познакомились с первыми 2-3 звуками и их знаками, буквы помещали на соответствующее место в алфавите (на паровозике). До того как букву помещали на вагончик, дети могли с ней играть, брать на занятие, общаться с ней, рассказать про нее, украшать бусинками, ленточками и т.д. детям предлагалось заучивать небольшие стихи по букве, с которой знакомились на занятиях, часто использовали буквы сделанные из разных предметов. Отгадывались загадки для закрепления знаний букв, рассказывались авторские истории или сказки про буквы и звуки. В течение учебного года постоянно читали книгу Андрея Усачева «Азбука для Буки», которую дети очень любили и просили прочитать. Закрепление знаний продолжалось на занятиях рисования, лепки, конструирования, на прогулках рисовали буквы на мокром песке, на снегу и с помощью следов. Выкладывали буквы из палочек, камешков.

В результате нашей работы каждый ребенок знает все буквы, определяет на слух, на какую букву начинается слово.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И

Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...

Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы: «Большие буквы».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому и социально- личностному  развитию детей, в содержание которого входят задания и упражнения по формированию у дете...

Непосредственно-образовательная деятельноть по обучению детей грамоте. "День рождения Буквы"

Знкомство детей с буквой М, с которой начинается главное слово для всех: детей и взрослых "Мама"...

Интеллектуально-развлекательная игра с экологической направленностью для детей подготовительной группы «Большие буквы»

Интеллектуально-развлекательная игра с экологической направленностью для детей подготовительной группы «Большие буквы» Игра даёт ребёнку возможность применять на практике уже полученные эко...

Перспективный план по ознакомлению детей со звуками и буквами.

Материал полезен для учителей и воспитателей логопедических групп, а также для родителей детей....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Буква [Ч]»

Конспект занятия подготовлен с использованием следующих пособий:Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников...