"Педагогические технологии"
материал ( группа) на тему

Медведенко Наталия Петровна
Отчёт об использовании педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

О Т Ч Ё Т

об использовании педагогических технологий

воспитателя МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»

Медведенко Наталии Петровны

Мир, в котором живёт и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Для этого необходимо обеспечить познавательное, интеллектуальное, физическое и социально – личностное развитие дошкольников.

             Введение ФГОС в образовательную деятельность дошкольного учреждения, современных инновационных технологий отражают цели, содержание, формы, методы, средства результаты и условия организации педагогической работы.

    Задачи:

1. Сохранять и укреплять здоровье детей, формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни;

2. Развивать творческие способности детей, через приобщение к искусству, изобразительной и художественно-речевой деятельности;

3. Воспитывать чувство патриотизма через знакомство с родным городом и краем.

Во время осуществления педагогического процесса я учитываю возрастные физические и нервно-психические особенности своих воспитанников, индивидуальность характера и образовательный потенциал каждого, применяю личностно-ориентированный подход, основа которого неповторимость личности ребёнка.

В педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии:

Виды технологий

Периодичность использования

1

Здоровьесберегающие технологии

Регулярно

2

Проектные технологии

Регулярно

3

ИКТ технологии

По мере необходимости

4

Личностно – ориентированные технологии взаимодействия педагога с детьми.

Регулярно

  1. Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.  

В технологии здоровьесберегающего обучения, решаю следующие задачи:

 Овладеть набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья;

 Формировать положительное отношение к собственному здоровью, здоровому образу жизни;

 Закреплять полученные навыки, способствующие усвоению основ здорового образа жизни в группе, семье.

В работе по привитию основ здорового образа жизни и физического развития не только использую традиционные формы и методы, но и изготавливаю нетрадиционное оборудование совместно с родителями, детьми. С нетрадиционным оборудованием выполняются упражнения по развитию физических качеств, упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.  Во время непосредственной образовательной деятельности, обязательно используется музыкотерапия.

Практика показала, что изготовление и использование нестандартного физкультурного оборудования положительно сказывается на привитии основ здорового образа жизни воспитанников. Это подтверждает участие воспитанников и родителей в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья», физкультурных досугов «Спортландия», «Ешьте витамины - будете здоровы».

На моих занятиях дети с удовольствием выполняют элементы самомассажа себе и друг другу (это доставляет им огромную радость), выполняют упражнения на развитие физических качеств, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза. Занимаются с массажёрами.

Благодаря здоровьесберегающему направлению в моей работе у воспитанников формируется осмысленное отношение к здоровью, как важной жизненной ценности.

В своей практической работе я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

- пальчиковую гимнастику (развитие моторики рук);

- упражнения для развития дыхания (метод закаливания);

- психогимнастику (для снятия эмоционального напряжения);

- игры-релаксации (для снятия нервного напряжения);

- динамические паузы (в режимных моментах);

- оздоровительную гимнастику (элементы для профилактики плоскостопия);

- профилактический точечный массаж (предупреждение респираторных заболеваний);

- утреннюю гимнастику (ежедневно);

- гимнастику пробуждения (ежедневно после дневного сна).

Я пришла к выводу, что внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно – образовательный процесс положительно сказывается на укреплении здоровья детей, на их хорошем эмоциональном состоянии. С удовольствием буду применять эту технологию дальше.

  1. Технология проектирования

Технология проектирования – одна из форм поисковой деятельности, способствует развитию творческих способностей детей. В процессе проектирования обучаю детей умению работать в коллективе, подчинять свои интересы общего дела, спокойно решать творческие споры, достигать договорённости, оказывать помощь участникам проекта, обсуждать и оценивать действия друг друга.

     В основе проектной деятельности я вижу детскую деятельность, в которой открывается много нового и неизведанного ранее. Это получение результата в процессе совместной работы взрослого и детей над определённой проблемой. Такое сотрудничество развивают умения работать в коллективе, подчинять свой характер, темперамент интересам общего дела, решать творческие споры, достигать договорённость, умение обсуждать достигнутые результаты, оценивать действия каждого.

      Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанника:

 выявление талантливых детей;

 активизация воспитательного процесса;

 формирование у воспитанников интереса к исследовательскому поиску;

 формирование навыков публичного выступления.

Целью проектной деятельности является развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Особенностью проектной деятельности является то, что ребёнок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель, именно этому я учу своих воспитанников.  В процессе проектной деятельности принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

В тесном сотрудничестве с родителями под моим руководством разработаны проекты:

Проект «Огород на подоконнике»

Реализация проекта с 1 февраля по 31 мая 2015 г.

Цель проекта: создание условий для выращивания растений для дальнейшей высадки в огород.

Проект «Птицы»

Реализовался с 1сентября 2014 по 20 ноября 2014 г.

Цель проекта: формировать экологическую культуру детей, углублять знания о птицах нашего края.

Проект «Люблю тебя мой край родной»

Реализовался с 1сентября 2014 по 31 мая 2015 г.

Цель проекта: воспитание чувства любви к родному краю, традициям народа.

Проект ««Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста».

Реализовался с 1сентября 2015 по 31 мая 2015 г.

Цель проекта: Воспитание чувства любви к Родине посредством проектной деятельности.

На первом этапе ставлю проблему на обсуждение детям, выдвигаем гипотезу, которая подтверждается детьми в процессе поисковой деятельности.

На втором этапе разрабатываем совместный план действий по достижению цели. Сначала проводим обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Затем фиксируем ответы на листе ватмана. Для фиксации ответов использую условные схематические символы, знакомые детям. Затем ставлю вопрос: «Что мы хотим узнать?» Когда все дети выскажутся, спрашиваю: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт.

На третьем этапе для активизации детского мышления предлагаю решить проблемные ситуации, развивая тем самым пытливость ума. Создаю такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать.

И на заключительном этапе проводим презентацию проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет.

Таким образом, участвуя в проектной деятельности, основная масса детей научилась самостоятельно анализировать и обобщать информацию, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, что, несомненно, поможет им успешно адаптироваться в школе.

3. Информационно-коммуникативные технологии

В современном мире воспитание и образование наших детей становится невозможным без использования информационно-коммуникационных технологий. В непосредственной образовательной деятельности для лучшего усвоения и закрепления предлагаемого моим воспитанникам учебного материала я использую:

- прослушивание детских дисков (песни, релаксационная музыка, звуки природы);

- просмотр мультфильмов (обучающих и развлекательных).

В этой технологии меня привлекает достаточно лёгкое преподнесение наглядного материала, быстрота запоминания детьми необходимой информации.

Учитывая требования, выдвигаемые современным обществом, стараюсь активно использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Каждый день нахожусь в состоянии поиска и стремления к совершенствованию в области применения ИКТ. Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет мне делиться опытом с коллегами, размещая свои методические разработки на страницах международного образовательного интернет - проекта МААМ. РУ, всероссийского интернет – журнала «Планета детства», международном интерактивном образовательном портале «Лидер», принимаю активное участие во всероссийских конкурсах «Рассударики», «Талантоха».  Владею программой Power Point.

Инновационная деятельность по использованию информационных технологий положительно повлияла и на уровень моей ИКТ-компетентности, что вылилось в создание собственного мини-сайта в «Социальной сети работников дошкольного образования», на портале «MAAAM.ru». На страницах сети Интернет я разместила информацию о себе: профессиональные интересы, увлечения, свои достижения. Очень быстро я нашла единомышленников в профессиональной сфере общения по моим интересам. На сайте я общаюсь с коллегами, узнаю их точку зрения, высказываю своё мнение, получаю консультацию специалистов.

Использоваие ИКТ в профессиональной деятельности помогает мне:

1. Осуществлять подбор иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов, группы, (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Осуществлять подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомится со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмениваться опытом, знакомиться с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформлять документацию, отчёты.

5. Создавать презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Для обеспечения наглядности создала следующие презентации: «Огород на подоконнике», «Олимпийские игры». Мои воспитанники принимают участие в конкурсах и олимпиадах всероссийского и международного уровня «В гости сказка к нам пришла», «Домашние животные», «Медвежонок». 

Считаю, что педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

  1. Личностно – ориентированные технологии

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Признание ребёнка главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
По теории А.В. Петровского мы отмечаем, что на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования личностно ориентированная модель центрируется вокруг подхода к детям как полноправным партнёрам в условиях сотрудничества и отрицает манипулятивный подход к ним.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. Образование возвращается к формуле «учимся не для школы, а для жизни».

Применяю в работе с детьми личностно-ориентированную технологию, ставя в центр всей образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный. Организую воспитательно-образовательный процесс на основе уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

В реализации личностно-ориентированной технологии я стремлюсь создать условия, в которых реализуются индивидуальные интересы и потребности детей. В работе с детьми предусматриваю установление и развитие положительного взаимоотношения в общении на уровне «воспитатель – дети - группа». Вовлекаю детей во все виды деятельности с целью выявления их способностей и качеств характера.

Я, считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своим образовательным возможностям.

В моей группе дети с разным уровнем развития. Используя личностно-ориентированную технологию, провожу индивидуальные занятия с детьми с учётом особенностей в развитии. Мною учитываются личностные отношения воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала, взаимоотношения с воспитателем, особенностям развития психических процессов. Подбираю дидактический материал, различающийся по содержанию, объёму, сложности, методам и приёмам выполнения заданий.

Воспитательно  -  образовательный  процесс я выстраиваю таким образом:

 в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

 организую образовательную деятельность в форме совместной игры;

 организую игру в совместной деятельности с одним ребёнком, небольшой группой детьми или всеми таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребёнок;

 обучение провожу в спокойном тоне;

 откликаюсь на любую просьбу ребёнка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

 в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребёнку по имени, даю возможность проявить свой интерес и выполнить задания правильно.

Представленные образовательные технологии используются в организации непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с интеграцией образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Региональный компонент. Таким образом, личностно-ориентированные технологии помогают мне разносторонне развивать ребёнка и сохранять их психическое здоровье.

Таким образом, применение педагогических технологий в моей работе дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга. Благодаря использованию педагогических технологий и их интеграции образовательный процесс стал эффективным, управляемым, воспроизводимым, системным.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

В ближайшей перспективе планирую изучить и внедрить в практику технологию портфолио дошкольника и воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны

Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и  здесь же  происходит социальное рождение его как личности....

"Физкультура вдвоем" (сборник «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» VI Международной научно- практической конференции)

В содержание физкультурного занятия «Физкультура вдвоем» построенного на основе игровых упражнений, включаются: двигательные задания для детей и родителей, медитации, релаксации, дыхательн...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К

Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...