Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
статья по развитию речи
Развитие связной речи является центральной, главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
Е.В.Белоусова
ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" пгт.Смышляевка,
Волжский район, Самарская область,
СП "Детский сад "Самоцветы"
Развитие связной речи является центральной, главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи.
Связная речь - это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком.
Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.
Дидактическая задача: для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.
Основные виды игр:
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В своей практике для развития связной речи мы часто используем игры с мячом. Игры с мячом побуждают детей к общению, освобождают от утомительной неподвижности на занятиях. Примеры таких игр: «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)», «Мяч бросай и животных называй», «Кто, где живёт?», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Кто кем был», « Назови ласково», «Подбери действие», «Назови противоположности» и др.
Настольно - печатные игры. Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. В своей работе мы используем множество разнообразных настольно - печатных игр: «Противоположности», «Что где находится», «Расскажи про детский сад», «Чем отличаются слова», «Что не так», «Слова наоборот», «Подбери по смыслу», «Подходит – не подходит» и др.
Нами разработана игра - панно «Времена года», мы используем его для работы по лексическим темам: осень, зима, весна, лето. Используем несколько вариантов игры, в процессе которых ребенок знакомится с временами года, учится составлять рассказы и словосочетания по данным темам, у него развивается внимание, память, речь. Также на каждое время года дети рассказывают стихи, выученные в течение года (про осень, зиму, весну, лето).
Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. В своей работе мы используем такие игры как: «Кто где живёт?», «Подскажи словечко», «Что происходит в природе?», «Назови три слова», «Подбери рифму» и др.
Мы заботимся об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), придумываем более сложные правила.
Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи. Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития связной речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.
Вывод: использование дидактических игр в нашей работе способствует развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.
- Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2018. - с. 4-16.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
- Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2009. – 398 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-411240-1393321629.jpg)
Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...
Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"
Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/27/picture-800063-1467054024.jpg)
Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-853120-1487518164.jpg)
"Развитие связной речи детей старшего возраста посредством дидактической игры и игровых приемов"
Мастер-класс для воспитателей...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306248-1611030975.jpg)
«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения...