Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры
статья по развитию речи

Белоусова Елена Владимировна

Развитие связной речи является центральной, главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная  функция языка и речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Е.В.Белоусова

ГБОУ СОШ № 1 "ОЦ" пгт.Смышляевка,

 Волжский район, Самарская область,

СП "Детский сад "Самоцветы"

Развитие связной речи является центральной, главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная  функция языка и речи.
 Связная речь
- это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Речевое развитие должно проводиться с учетом ведущей деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком.

  Л. С. Выготский писал, что игра – основное условие развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие его зону ближайшего развития. Несмотря на широкое использование игры в дошкольном воспитании и обучении, не все ее возможности исследованы и не полностью реализуются.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.  

Дидактическая задача: для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Основные виды игр:

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

    Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В своей практике для развития связной речи мы  часто используем игры с мячом. Игры с мячом побуждают детей к общению, освобождают от утомительной неподвижности на занятиях. Примеры таких игр: «Назови слова, в которых второй звук  гласный (согласный)», «Мяч бросай и животных называй», «Кто, где живёт?», «Подскажи словечко», «Закончи предложение», «Кто кем был», « Назови ласково», «Подбери действие»,  «Назови противоположности» и др.

  Настольно - печатные игры. Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. В своей работе мы  используем множество разнообразных настольно - печатных игр: «Противоположности», «Что где находится», «Расскажи про детский сад», «Чем отличаются слова», «Что не так», «Слова наоборот», «Подбери по смыслу», «Подходит – не подходит» и др.

Нами разработана игра - панно «Времена года»,  мы используем  его для работы по лексическим темам: осень, зима, весна, лето.  Используем несколько вариантов игры,  в процессе которых  ребенок  знакомится с временами года, учится составлять рассказы и словосочетания  по данным темам, у него развивается внимание, память, речь. Также на каждое время года дети рассказывают стихи, выученные в течение года (про осень, зиму, весну, лето).

   Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. В своей работе мы используем такие игры как: «Кто где живёт?», «Подскажи словечко», «Что происходит в природе?»,  «Назови три слова», «Подбери рифму» и др.

Мы заботимся об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно-печатным играм), придумываем более сложные правила. 

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Это развивает умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Все это, развивает речь ребенка-дошкольника и способствует активизацию связной речи.   Дидактические игры являются мощнейшим средством для развития связной речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях.

  Вывод:  использование дидактических  игр в нашей  работе способствует  развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. 

Список использованной литературы:

-  Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.  

- Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2018. - с. 4-16.

  Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.  

 -  Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2009. – 398 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения...