Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
консультация (старшая группа)

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим

условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего

правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым

компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

·

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns_noyabr.doc48 КБ
Microsoft Office document icon ns_noyabr.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим

условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего

правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым

компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть

родным языком. Развитие речи у детей также тесно связано с

формированием мышления и воображения ребенка.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение и активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

Необходимо создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая

способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в

речевом общении. Именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых

даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Вовлечение

детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие.

К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и

достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная речь. Она

непроизвольная и ситуативная, в ней много неполных предложений.

На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной

речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой

слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают

активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает

привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно

разыгрывать театрализованные представления. Связная речь – это развернутое,

законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и

эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связных

предложений.

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка,

усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно

передать содержание готового текста.

Связная речь имеет две формы:

диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)

монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные

черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья,

яркая интонационная выразительность, жест, мимика.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не

увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А

также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родителям,

необходимо поддерживать работу, начатую в детском саду по формированию

связной монологической речи, сочинять со своим ребенком сказки и рассказы,

придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Формировать

интерес ребенка к художественной литературе.

Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к

слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным

выразительным чтением взрослого.

Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо

закреплять в семье.

Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в

монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс включается

ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в

виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало

каждого предложения. Ниже представлены примеры речевых игр и упражнений,

которые проводятся с детьми, начиная со средней группы.

Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и

наклонения глаголов:

«Узнай по описанию»

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании

прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица,

расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая

тарелка.

Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать,

о каком предмете идет речь.

Воспитатель. Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок,

оно большое, зеленое…(ведро) и. т. д

«Сделай, лисичка!»

Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения

глаголов (спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).

Материал: игрушка-лисичка, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода. тряпочка для

вытирания кистей.

К детям приезжает лисичка на машине. Воспитатель. Посмотрите, лисичка что-то привезла. Тут

и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это ей? Оказывается, что она умеет рисовать, петь,

плясать, любит ездить на машине.

Давайте поиграем с лисичкой. Вы будете отдавать команды, а она будет выполнять, если

высказывание будет сформулировано правильно.

Если ребенок ошибается, лисичка не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.

«Что изменилось?»

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением

(на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки – мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

Воспитатель. Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит.

Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а

сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется

5-6 раз.

Игры на словообразование:

«Угадай животное»

Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей животных в

единственном и множественном числе.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает

пальцы).

Воспитатель. Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один – тигренок, а

если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.

Воспитатель дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой

мордочку, мурлычет.

Отгадайте, кто это?

Дети. Котенок.

Воспитатель. Да, это котенок.

Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.

А теперь кто у нас?

Дети. Котята.

Воспитатель. Котята испугались, убежали, и не стало кого?

Дети. Котят.

Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята

убегают.

«Магазин посуды»

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материал: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме,

размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.

Воспитатель говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно

знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван

неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть,

какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница,

сахарница, салфетница).

Воспитатель. Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья. У

него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста,

подходите, магазин открыт.

Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:

«Какая? Какой? Какое?»

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше

признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Волк – серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце – яркое, лучистое, горячее.

Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.

«Бывает – не бывает»

Цели: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и

представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

В гости к детям приходит Незнайка.

Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего

не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так

нельзя говорить.

Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на

лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во

дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.

«Подбери другое слово»

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение

образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Воспитатель. Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать

«бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».

- компот из яблок (яблочный компот);

- варенье из груш (грушевое варенье);

- полка для книг (книжная полка);

- ваза из стекла (стеклянная ваза);

- крыша из соломы (соломенная крыша);

- горка из снега (снежная горка);



Предварительный просмотр:

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим

условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего

правильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является необходимым

компонентом общения. Именно в процессе общения она и формируется.

Цель занятий по развитию речи в детском саду – помочь ребенку овладеть

родным языком. Развитие речи у детей также тесно связано с

формированием мышления и воображения ребенка.

Основными задачами развития речи в детском саду являются:

- воспитание звуковой культуры речи,

- обогащение и активизация словаря,

- формирование грамматического строя речи,

- развитие связной речи.

Необходимо создать в работе эмоционально благоприятную ситуацию, которая

способствовала бы возникновению желания у ребенка активно участвовать в

речевом общении. Именно игра помогает создавать такие ситуации, в которых

даже самые стеснительные и необщительные дети раскрываются. Вовлечение

детей в игровую деятельность помогает активизировать их речевое развитие.

К трем годам ребенок владеет теми средствами, которые необходимы и

достаточны для повседневного общения. Его речь - разговорная речь. Она

непроизвольная и ситуативная, в ней много неполных предложений.

На этапе 4-5 лет главным направлением является формирование конкретной

речи. На пятом году жизни ребенок начинает видеть связь между структурой

слова и функцией предмета, который этим словом обозначается. Дети начинают

активно экспериментировать со словами. В этом возрасте ребенка начинает

привлекать повествование-импровизация. Помимо сюжетно-ролевых игр полезно

разыгрывать театрализованные представления. Связная речь – это развернутое,

законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и

эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связных

предложений.

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка,

усвоением языковых законов и норм, умением полно, связно, последовательно

передать содержание готового текста.

Связная речь имеет две формы:

диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми)

монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные

черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья,

яркая интонационная выразительность, жест, мимика.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не

увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А

также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания. Родителям,

необходимо поддерживать работу, начатую в детском саду по формированию

связной монологической речи, сочинять со своим ребенком сказки и рассказы,

придерживаясь структуры текста: начало, середина и концовка. Формировать

интерес ребенка к художественной литературе.

Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к

слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным

выразительным чтением взрослого.

Полученные в детском саду навыки по составлению связных текстов необходимо

закреплять в семье.

Речевые умения, которые дошкольник получает в игре, необходимо перенести в

монологическую связную речь. Для этого в педагогический процесс включается

ситуация устного рассказа. Воспитатель помогает ребенку оформить свои мысли в

виде рассказа: подсказывает сюжетный ход, логические связи, а иногда и начало

каждого предложения. Ниже представлены примеры речевых игр и упражнений,

которые проводятся с детьми, начиная со средней группы.

Игры на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и

наклонения глаголов:

«Узнай по описанию»

Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании

прилагательного и существительного в роде.

Материал: расписное деревянное яйцо, расписная деревянная матрешка, блестящая пуговица,

расписной поднос, большое колесо, голубые блюдце и чашка, зеленое ведро и совок, большая

тарелка.

Воспитатель раскладывает предметы на подносе, затем дает их описание. Дети должны угадать,

о каком предмете идет речь.

Воспитатель. Она круглая, блестящая, как золотая…(пуговица); оно требуется для игры в песок,

оно большое, зеленое…(ведро) и. т. д

«Сделай, лисичка!»

Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения

глаголов (спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).

Материал: игрушка-лисичка, автомашина, кисточка, лист бумаги, краска, вода. тряпочка для

вытирания кистей.

К детям приезжает лисичка на машине. Воспитатель. Посмотрите, лисичка что-то привезла. Тут

и краски, и кисточка, и вода. Зачем все это ей? Оказывается, что она умеет рисовать, петь,

плясать, любит ездить на машине.

Давайте поиграем с лисичкой. Вы будете отдавать команды, а она будет выполнять, если

высказывание будет сформулировано правильно.

Если ребенок ошибается, лисичка не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.

«Что изменилось?»

Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением

(на, между, около).

Материал: лесенка, игрушки – мишка, кот, лягушка, заяц, лиса.

На ступеньках лесенки воспитатель расставляет игрушки.

Воспитатель. Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит.

Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а

сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой).

Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется

5-6 раз.

Игры на словообразование:

«Угадай животное»

Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей животных в

единственном и множественном числе.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку и изображает тигренка (рычит, растопыривает

пальцы).

Воспитатель. Кого я изобразила? Кто это? (тигр). А кто детеныш у тигра? Один – тигренок, а

если их много, как мы скажем? (тигрята). Изобразите тигрят.

Воспитатель дает шепотом одному из детей задание изобразить котенка. Котенок моет лапкой

мордочку, мурлычет.

Отгадайте, кто это?

Дети. Котенок.

Воспитатель. Да, это котенок.

Аналогичное задание дается ещё нескольким детям.

А теперь кто у нас?

Дети. Котята.

Воспитатель. Котята испугались, убежали, и не стало кого?

Дети. Котят.

Аналогично дети изображают и называют козленка, козлят, утенка, утят. Затем козлята и утята

убегают.

«Магазин посуды»

Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.

Материал: полочка с посудой – две сухарницы, хлебница, салфетница (разные по форме,

размеру, материалу), блюдо для печенья, масленка, солонки.

Воспитатель говорит детям, что открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно

знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван

неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть,

какая посуда есть в магазине. Воспитатель указывает на предметы, дети их называют (хлебница,

сахарница, салфетница).

Воспитатель. Вот специальное блюдо для сухарей – су…(харница). А вот блюдо для печенья. У

него нет другого названия. Просто блюдо. А вот солонка и мас…(ленка). Пожалуйста,

подходите, магазин открыт.

Игры на развитие понимания смысловой стороны слова:

«Какая? Какой? Какое?»

Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.

Воспитатель называет какой-нибудь предмет, а дети по очереди называют как можно больше

признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Волк – серый, зубастый, злой, голодный.

Солнце – яркое, лучистое, горячее.

Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.

Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.

Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.

«Бывает – не бывает»

Цели: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и

представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.

Материал: кукла Незнайка.

В гости к детям приходит Незнайка.

Воспитатель. Незнайка говорит, что зря над ним смеются из-за того, что как будто бы он ничего

не знает и не умеет. Вот как раз он-то знает, что бывает и что не бывает, а ребята не знают.

Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так

нельзя говорить.

Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на

лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во

дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.

«Подбери другое слово»

Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение

образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.

Воспитатель. Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать

«бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».

- компот из яблок (яблочный компот);

- варенье из груш (грушевое варенье);

- полка для книг (книжная полка);

- ваза из стекла (стеклянная ваза);

- крыша из соломы (соломенная крыша);

- горка из снега (снежная горка);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки"

Презентация "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки"...

Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

Деловая игра "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности"

Данный материал является частью педагогического совета по теме : "Развитие речи дошкольников"...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения...