Организация сюжетно - ролевой игры в ДОУ.
материал ( группа) по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Организация сюжетно – ролевой игры
в ДОУ»
Выполнила: Матвеева Марина Ивановна
воспитатель
Дата ___________________
Дошкольное детство – важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Особое место в деятельности дошкольника занимает сюжетно - ролевая игра. По своему характеру сюжетно - ролевая игра – это деятельность отражательная. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней мнимой или воображаемой ситуации, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и воспроизводит все то, что видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, выполняя трудовые или социальные функции взрослых людей, моделируя отношения между ними. Именно роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. А ребенок в игре таков, каким ему хочется быть, там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Чувствуя себя членом коллектива, он учится справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, и свои собственные. Таким образом, сюжетно - ролевая игра – это социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребёнка, является знание - действие – общение.
Первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира.
Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение.
Вторым условием, по которому игра является привлекательным действием для дошкольника – это то, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. В игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий, сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Третьим условием, обеспечивающим организацию интересной игровой деятельности для дошкольников – это способность общаться, взаимодействуя с другими людьми. При этом воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок, во-первых, осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.). Воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Он усваивает предшествующий социальный опыт и овладевает духовными ценностями.
Структура игровой деятельности
Следует различать сюжет и содержание игры.
Сюжет - это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.
Сюжеты детских игр
- бытовые (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда).
- производственные (стройка, больница, магазин, школа, поезд).
- общественно – политические (война, индейцы, партизаны, митинг).
Содержание игры
Содержание игры - содержание деятельности людей.
Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий.
Затем воспроизведение социальных ролей.
На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений.
Структурные компоненты игры:
- Роль.
- Игровое действие.
- Игровое употребление предметов (замещение).
- Реальные (партнёрские) отношения между играющими детьми.
Центральным и определяющим компонентом является – роль.
Роль реализуется в игровых действиях.
Основу игры, по словам Л.С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.
Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).
Уровни развития детской игры
- предметные действия
- предметные действия в цепочке
- выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий
- выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.
Задачи воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.
Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
В группах раннего возраста игра находится в периоде становления, дети только обучаются игровым действиям.
Задачи воспитателя:
- совместной с детьми игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
- развивать умения детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
- развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;
- развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.
Вторая младшая группа.
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.
Задачи воспитателя:
- способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
- в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
- в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами – игрушками, выполнять роль и за себя, и за игрушку;
- поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
- учить детей в играх использовать строительный материал.
Для решения задач для этих двух возрастных групп предметно – развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны и периодически пополняться.
Средняя группа.
Задачи воспитателя:
- в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
- учить детей готовить обстановку для игры – подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
- развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игр из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
- развивать умение использовать предметы – заместители.
В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны четкие границы игровых зон (границы зон размыты), т.к. одни и те же атрибуты могут быть использованы для разных игр («Аптека» и «Больница»)
Старшая и подготовительная группы:
Задачи воспитателя:
- развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
- развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
- учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
- Учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
- Развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:
I принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.
II принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.
III принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организации сюжетно-ролевой игры: «Магазин».
¨Цель: Формировать у детей уверенность, умению общаться с окружающим миром. ¨Задачи: - Уточнить и расш...
"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»
«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...
Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"
Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...
Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»
Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...
Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Цель:Формирование у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...
«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»
Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...