Организация сюжетно - ролевой игры в ДОУ.
материал ( группа) по теме

Марина Ивановна Матвеева

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Организация сюжетно – ролевой игры

 в ДОУ»

                                                           Выполнила: Матвеева Марина Ивановна

                                                      воспитатель

                                                           

                                                              Дата ___________________

Дошкольное детство – важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.                                                                                                                   

Особое место в деятельности дошкольника занимает сюжетно - ролевая игра. По своему характеру сюжетно - ролевая игра  это деятельность отражательная. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней мнимой или воображаемой ситуации, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и воспроизводит все то, что видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, выполняя трудовые или социальные функции взрослых людей, моделируя отношения между ними.  Именно роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. А  ребенок в игре таков, каким ему хочется быть, там, где ему хочется быть, он  - участник интересных и привлекательных событий.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Чувствуя себя членом коллектива, он учится справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, и свои собственные. Таким образом, сюжетно - ролевая игра – это социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов  и моральных качеств ребёнка, является знание - действие – общение.

Первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира.

Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. 

Вторым условием,  по которому игра является  привлекательным действием для дошкольника – это то,  что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».  Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. В игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы   жизни   с   помощью   условных   действий, сначала это   действия   с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Третьим условием, обеспечивающим организацию интересной игровой деятельности для дошкольников – это способность общаться, взаимодействуя с другими людьми. При этом воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок, во-первых, осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.). Воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Он усваивает предшествующий социальный опыт и овладевает  духовными ценностями.                                                           

Структура игровой деятельности

Следует различать сюжет и содержание игры.

Сюжет - это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.

Сюжеты детских игр

  • бытовые (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда).
  • производственные  (стройка, больница, магазин, школа, поезд).
  • общественно – политические (война, индейцы, партизаны, митинг).

Содержание игры

Содержание игры - содержание деятельности людей.

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий.

Затем воспроизведение социальных ролей.

На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений.

Структурные компоненты игры:

  • Роль.
  • Игровое действие.
  • Игровое употребление предметов (замещение).
  • Реальные (партнёрские)  отношения между играющими детьми.

Центральным и определяющим компонентом является – роль.

Роль реализуется в игровых действиях.

Основу игры, по словам Л.С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.

Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).

Уровни развития детской игры

- предметные действия

- предметные действия в цепочке

- выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий

- выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.

Задачи воспитателя в организации сюжетно-ролевых игр.  

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

В группах раннего возраста игра находится в периоде становления, дети только обучаются игровым действиям.

Задачи воспитателя:

  1. совместной с детьми  игре учить детей действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом;
  2. развивать умения детей переносить с помощью воспитателя знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации;
  3. развивать умение выполнять действия в соответствии с ролями;
  4. развивать умение выполнять в игре 2-3 последовательных эпизода.

       

Вторая младшая группа.

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков.

 Задачи воспитателя:

  1. способствовать возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений;
  2. в совместных с детьми играх развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (делать покупки, готовить обед, накрывать на стол), выполнять роль в совместной игре со сверстниками;
  3. в совместных играх с детьми учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами – игрушками, выполнять роль и за себя, и за игрушку;
  4. поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр, дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками;
  5. учить детей в играх использовать строительный материал.

Для решения задач для этих двух возрастных групп предметно – развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны и периодически пополняться.

         

 Средняя группа.

Задачи воспитателя:

  1. в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом;
  2. учить детей готовить обстановку для игры – подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
  3. развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игр из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов;
  4. развивать умение использовать предметы – заместители.

В соответствии с задачами педагогической работы здесь уже не нужны четкие границы игровых зон (границы зон размыты), т.к. одни и те же атрибуты могут быть использованы для разных игр («Аптека» и «Больница»)

         

Старшая и подготовительная группы:

Задачи воспитателя:

  1. развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
  2. развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
  3.  учить согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
  4. Учить коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;
  5. Развивать умение использовать предметы-заместители.

В соответствии с задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в детском саду:

I принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

II принцип:  воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми  сразу  открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.

III принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

На каждом  возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организации сюжетно-ролевой игры: «Магазин».

¨Цель:  Формировать у детей   уверенность,   умению  общаться    с  окружающим миром. ¨Задачи:      - Уточнить и расш...

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Выступление на РМО "Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...

«Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшем...