Значение сюжетно - ролевой игры.
консультация по теме

Губайдуллина Чулпан Рамиловна

Сюжетно – ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Она  имеет огромное значение в формировании личности ребенка, в его психическом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Значение сюжетно - ролевой игры"35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

Сюжетно – ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

Она  имеет огромное значение в формировании личности ребенка, в его психическом развитии. 

 Основной источник игры - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

 Главным компонентом  является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Сюжет игры - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми. 

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Содержание игры – это взаимосвязь игровых действий, взаимоотношения детей. Содержание игры делает ее привлекательной, возбуждает интерес и желание играть. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с опытом, особенностями развития воображения, мышления, речи.

Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль - это его игровая позиция: он соотносит себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с данным персонажем. Роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых.

Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ.

  • ИГРА – средство развития личности;

 – средство общения;

        – форма организации детского общества;

 – способ обучения и самообучения;

 – средство коррекции развития ребёнка;

 – диагностическое средство;

 – психотерапевтическое средство.

Сюжетно – ролевая игра – королева игр.

  • Она развивает потенциальные возможности детей;
  •  имеет решающее значение для психического развития ребёнка;
  •  является формой моделирования ребёнком социальных отношений;
  •  обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой, специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

Характеристики сюжетно – ролевой игры   это

  • её суверенность;
  • автономность;
  • самостоятельность;
  • свобода;
  • экспериментальность;
  • творчество (импровизация);
  • наличие высокого эмоционального напряжения;
  • самобытность.

Принципы формирования  сюжетно – ролевой игры:

  • воспитатель  играет вместе с детьми;
  •  развёртывает  игру  таким  образом,  чтобы  выделить  для  детей  именно  ролевое  поведение;
  •  ролевое  поведение  ребёнка  сразу  ориентируется  на  партнёра

Существует три уровня игровой деятельности.

Первый  - 1, 5  – 3 года.  Условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками

Второй  - 3 – 5 лет.  Умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником.

Третий  - 3 – 5 лет.  Умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнёром-сверстником.

Конспект по руководству сюжетно – ролевой игрой «Моя семья »

Цель игры: - побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;

- научить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;

- формировать нравственные чувства (гуманность, сочувствие, любовь и др.) и

доброжелательные отношения в группе;

- развивать речь детей в ходе игрового диалога;

- использовать атрибуты по назначению.

Игровой материал : куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки и т. д., предметы – заместители.)

Предварительная работа: беседы о семье, о взаимоотношениях в семье, о труде родителей, как я помогаю взрослым. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». С. Михалкова «А что у вас? »

Игры: «Праздник в семье», «День рождения», «Я помогаю маме»

Игровые роли: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Ход игры:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, что такое семья? Кто живёт в семье?

Дети: Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Как живут люди в семье, как относятся друг к другу?

Дети: Любят друг друга, живут дружно, уважают, помогают друг другу.

Воспитатель: Что делает мама?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делает папа?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делает дедушка?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делают дети в семье?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Члены семьи не находятся всё время дома. Куда они могут пойти?

Дети: В магазин за продуктами, в парикмахерскую сделать причёску, к врачу, съездить на природу.

Воспитатель: Предлагаю вам выбрать себе роли, кто кем сегодня хочет быть. (дети выбирают роли, прикрепляя бейджики с изображением того или иного члена игры) .

Все роли распределены, предлагаю поиграть в игру «Семья».

Дети играют самостоятельно, воспитатель роль на себя не берёт. По ходу игры воспитатель может сделать какие-либо замечания или предложения, если игра заходит в тупик.

В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от настроения и фантазии. Можно играть не только в «настоящую» семью, но и в «кукольную», «звериную».

Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрой «Поликлиника»

I. Задачи руководства:

1) Расширить и закрепить представление детей о содержание трудовых действий медицинского персонала. Вызвать у детей интерес к профессии врача.

2) Формировать умение детей творчески реализовывать и развивать сюжет игры. Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом. Отображать в игре знание об окружающий жизни, показать социальную значимость медицины.

3) Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.

II. Подготовка к игре:

1) приемы, направленные на обогащения впечатлений:

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Наблюдение за работой врача в медицинском кабинете детского сада (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы)

Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева; «С человеком беда» Ю. Синицина; «Ясочка простудилась» Я. Забила; «Играли в больницу» Э. Успенский; «Человек заболел» И. Туричина; сказка «Доктор Айболит» К. И. Чуковского

Беседа по содержанию произведений где педагог раскрывает смысл деятельности медицинского персонала, показывает взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям: поликлиника – аптека – скорая помощь- больница- санаторий.

Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит», где изображена деятельность врача

Рассматривание реальных медицинских инструментов (зеркало, фонендоскоп, шприц, молоточек, шпатель, пипетка, тонометр, пинцет) и объяснение педагогом их назначение, показывая как ими пользуются

Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Беседы и знакомства детей с различными специальностями врачей: окулист, терапевт, хирург и др.

Беседа с детьми, в которой педагог предлагает детям вспомнить все, что они узнали и вспомнили из своих прежних посещений поликлиники. Поводом для этого может быть рассматривание открыток, картинок на которых изображены различные моменты деятельности врачей различных специализаций (лор-врач, хирург, окулист и др.)

Предложить вниманию детей ряд картинок, изображающих соответствующею игру, где роли врача, медсестры, пациентов исполняют дети. После педагог сопоставляет их с картинками, на которых изображены различные действия настоящего врача

2) составление плана – сюжета

3) атрибуты к игре:

Педагог призывает детей помочь ему в изготовление атрибутов для игры. Он раздает каждому ребенку по листу картона, на катером изображены медикаменты и некоторые медицинские инструменты. Так, например, могут быть нарисованы кружочки (таблетки, бутылочки (йод, микстура, капли, термометр, стетоскоп, пипетка, шприц и т. д. Каждый ребенок по контурам вырезает нарисованные предметы, для порошков и таблеток склеиваю коробочки

Когда атрибуты для игры будут готовы, воспитатель знакомит детей с игровыми способами употребления изготовленных ими предметов, обыгрывает каждый из них показывает, как ставить картонный термометр, как макать ватку в спирт и протирать ее место укола, как набирать картонным шприцем лекарство из картонного флакона. В процесс изготовления подделок и их обыгрывания дети должны усвоить их названия, умение соотносить медицинский инструменты по линии специализации врача например, лор- врач в своей работе использует зеркало для осмотра ушей, носа, горла.

III. Ход игры:

1) приемы создания интереса к игре.

Для организации игры «Поликлиника» педагог заранее договаривается о том, прием каких врачей сегодня будет в поликлиники. Предлагает прием у врача терапевта, прием у лор- врача.

Педагог вместе с детьми оборудует кабинеты врачей, а регистратуру и приемную, где пациенты будут ожидать своей очереди, дети оборудуют самостоятельно. Напомнить детям, что каждый кабинет к приему врачом должен быть оборудован только теми атрибутами, которые необходимы врачу его специальности (лор-врач, терапевт)

2) сговор на игру:

Педагог совместно с детьми намечает план сюжет игры «Поликлиника», которая может включать в себя следующие моменты

- приход пациента в поликлинику, регистратуру;

- работник регистратуры выписывает талон и выдает карточку пациенту ;

- пациент ожидает своей очереди в приемной;

- на приеме у врача терапевта;

- на приеме у лор-врача

Во время первой игры роль врача берет на себя воспитатель, он показывает детям не только игровые приемы, но и игровые возможности роли и, что тоже чрезвычайно важно, помогает им наладить контакт в ходе игры. Будучи врачом, воспитатель разговаривает с пациентами, уча тем самым детей везти необходимую по ходу игры беседу, которая определяет собой и направляет многие игровые действия.

При последующем проведении игры, педагог предлагает создать воображаемую ситуацию: «Давайте у одного из пациента поднялась высокая температура… »

3) приемы обучения игровым действиям в старшем возрасте не предусмотрены

4) приемы подержания и развития игры:

Педагог поручает роль врача и медсестры детям группы, а на себя берет второстепенную роль – роль первого пациента. Явившись на прием первым, он старается помочь своей беседой войти в роль еще не опытному врачу, помогает ему на первых порах то прямыми, то косвенными вопросами, советами.

При последующем проведение игры, она должна быть изменена внесением готовых игрушек или добавлением реальных предметов, (например тонометр, что в свою очередь оживит игру детей, вызовет новые действия, усилит желание играть.

5) приемы формирования взаимоотношения к игре:

Педагог должен строго следить за тем, чтобы дети менялись ролями, чтобы наиболее привлекательная для них роль врача не доставалась каждый раз одному и тому же ребенку

Педагог оценивает поведение играющих: осуждает проявление резкости, эгоизма, поощряет взаимопомощь, хвалит за интересную выдумку

IV. Окончание игры.

По окончанию игры педагог совместно с детьми делится своими впечатлениями об игре, обсуждают интересные моменты и ошибки, допущенные в игре.

V. Оценка игры

Педагог оценивает умение выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений, средства передачи роли, ролевые отношения.

    Конспект по руководству сюжетно – ролевой игрой  «Театр»

Цель: формировать у детей умение применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, творчески развивать сюжет игры; закреплять представление детей о театре; воспитывать культуру поведения в общественных местах; развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке «Кот, петух и лиса».

Словарная работа: афиша, фойе, зрительный зал, гримерная, костюмерная.

Подготовка к игре: беседы, просмотр мультимедийной презентации на тему: «Театр», чтение произведений о театре, посещение кукольного спектакля, совместное изготовление атрибутов для игры, инсценировка фрагментов сказок.

Работа с родителями: изготовление костюмов для показа спектакля «Теремок», атрибутов для игры.

Игровые роли: водитель автобуса, кондуктор, кассир, продавец в цветочном магазине, буфетчик, гример, костюмер, контролер, артисты, зрители, гардеробщица, администратор театра.

Игровой материал: руль, проездные билеты, сумка для кондуктора, дорожные знаки, «автобусная остановка», «пешеходный переход», касса, театральные билеты, афиша, программка, ширма, большие таблички «Театр», «Кафе», «Магазин цветов», цветы в вазах и корзинах, витрина в кафе, игрушечная посуда, муляжи продуктов, таблички с надписями, «Закрыто», «Костюмерная», «Гримёрная», «Гардероб», «Буфет», сумки, кошельки, деньги, стулья, где отмечен ряд и место, аудиозапись «театральный звонок».

 

Ход игры

Воспитатель с детьми подходят к театральной афише.

- Ребята, что это? (театральная афиша).

- А что здесь написано? (спектакль «Теремок» состоится    февраляв 10 часов). Это сегодня.

- Вы хотите посмотреть спектакль? Где мы его можем посмотреть? (в театре) Тогда нам необходимо отправиться в театр.

- Прежде, чем мы отправимся в театр, давайте распределим роли.

- Ребята, а с чего начинается театр? (с вешалки). Место, где снимают верхнюю одежду, называется гардероб, а человека, который работает в гардеробе – гардеробщик. Кто хочет быть гардеробщиком?

- Что нам нужно приобрести, чтобы попасть на просмотр спектакля? (театральные билеты). Где мы их купим? (в театральной кассе у билетёра). Кто будет билетёром? Если у нас не будет билета, контролёр нас не пустит на спектакль. Кто будет контролёром?

- Кто выступает в театре на сцене? (артисты). Артистами у нас сегодня будут: …... Вот вам пропуск, по нему артисты проходят в театр.

- Кто артисту помогает создать внешний образ героя, которого он играет на сцене? (костюмер и гримёр) Что делает костюмер? Костюмером у нас будет ….. Что делает гримёр? Гримёром будет ….., т.к. она прошла курсы гримёров.

- Как можно отблагодарить артистов? (аплодисментами, цветами) Где мы возьмём цветы? (в цветочном ларьке) Значит, нам нужен продавец цветов.

- А как вы думаете, чем мы можем занять свободное время до начала спектакля? (посидеть в фойе, прочитать программку, пройти в театральный буфет, попить чай, кофе, сок, съесть мороженное, пирожное).

Значит, нам нужен буфетчик. Кто будет занимать эту должность?

Ещё нам нужен администратор, он отвечает за всю работу театра. Так, как у меня нет роли, я буду администратором.

- Роли и обязанности распределили, пора отправляться в театр. Возьмите сумочки, деньги.

- А на чём мы можем туда добраться? (На автобусе.)

Дети из стульчиков строят автобус.

- Прежде, чем мы сядем в автобус, нам надо выбрать водителя автобуса и кондуктора. Кто желает быть водителем автобуса, кондуктором? (выбираем при помощи считалки). Водитель и кондуктор, займите свои места в автобусе.

В автобусе дети расплачиваются с кондуктором, получают от него билеты и

едут до остановки «Театр».

Музыкальная гимнастика в автобусе.

Кондуктор объявляет: «Остановка «Театр». Уважаемые пассажиры, выходя из автобуса, не забывайте свои вещи».

- Проездные билеты выбрасываем в урну для мусора.

- Вот цветочный магазин, покупаем цветы для артистов. Роза стоит 5 рублей, гвоздика 3 рубля.

- Переходим дорогу по пешеходному переходу. Посмотрели на право, на лево.

- Вот мы и пришли. Вспомним правила поведения в театре.

Заходим в театр. Встаём в очередь, приобретаем билеты. Билет стоит 10 рублей, приготовьте деньги.

- Кто приобрел, билеты подходим к контролёру, показываем билеты и проходим в фойе. (Контролёр отрывает у билета «корешок»).

- Сдаём вещи в гардероб.

- Здравствуйте, я – администратор, рада приветствовать вас в нашем театре.

Пока артисты готовятся к выступлению, вы можете посетить наш буфет, посидеть в фойе на диванах, прочитать программку.

- Уважаемые сотрудники театра, займите свои рабочие места.

Артисты готовятся к выступлению, проходят в костюмерную и гримёрную.

Артикуляционная гимнастика с артистами.

(После того, как артисты наденут костюмы, загримируются)

- Уважаемые артисты, перед выступлением сделаем гимнастику для язычка.

1. Упражнение «Улыбочка»

Широка наша река

И улыбка широка.

2. Упражнение «Заборчик»

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.

3. Упражнение«Оближем губки»

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

4. Упражнение«Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

Влево – вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

5. Упражнение«Болтушка»

Язычок к выступлению готов, будет говорить чётко, громко, выразительно.

Звучит театральный звонок.

После первого звонка зрители начинают занимать места в зрительном зале.

- Уважаемые зрители, проходите в зрительный зал и занимайте свои места согласно купленным билетам.

Воспитатель внимательно следит за игрой и, в случае необходимости, советом или своим участием оказывает помощь в той или иной ситуации.

После третьего звонка начинается спектакль.

- Уважаемые зрители, просьба отключить сотовые телефоны.

Дети – «артисты» показывают спектакль «Теремок».

После просмотра спектакля дети хлопают, кричат «Браво!», дарят «артистам» цветы.

Спектакль окончен, артисты переодеваются, им помогают гримёр и костюмер. Далее все идут в гардероб за своими вещами.

- Все оделись? Идем на автобусную остановку и отправляемся назад, в детский сад. (В автобусе дети расплачиваются с кондуктором, получают от него билеты и едут до остановки «Детский сад»).

- Вот мы и приехали в детский сад.

По окончании игры воспитатель с детьми делятся своими впечатлениями об игре, обсуждают интересные моменты.

Конспект по руководству сюжетно – ролевой игрой "Кафе".

Цель:

расширять у детей представления о труде работников кафе; продолжать знакомить с правилами поведения в общественных места

Задачи:

1.  Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры «Кафе»; способствовать самостоятельному созданию и реализации игровых замыслов;
2. Учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; 
3. Закреплять умение самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами игры.
4. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Воспитывать доброжелательность, готовность прийти на помощь.

Материал:

таблички с надписями:" администратор кафе", "официант" (2 штуки), "кассир"; униформа для официантов (фартучек и кепка) и охранника (темная футболка с надписью "охрана" и кепка); скатерти для столиков; разносы; папки-меню с картинками; модуль "кухня"; касса; муляжи пластмассы и из соленого теста пирожных, булочек, пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр.; игрушечная столовая и кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с цветами для декора столиков; игрушечные телефоны; колпак  и фартук для повара; кошельки; сумки; деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов; веник, совок, швабра, тряпочки  для уборки со столов и для уборки пола; халат для уборщицы; магнитола.

Ход игры:

У …..сегодня день рождение. Где его можно его провести?

Воспитатель: 
-Ребята,  недавно я со своей семьей  была в кафе. Нам там очень понравилось. Сегодня я вам предлагаю  поиграть в кафе. 
-Где мы  с вами разместим кафе? 
-Как мы назовем наше кафе? (Ответы детей)
-Здесь у нас будут стоять столики. 
-Чтобы было в кафе уютно – положим на столы скатерти, салфетки и поставим на них вазочки с цветами. 
-Для начала распределим роли кто кем будет работать в кафе.
-В кафе есть официанты, они подают меню, принимают заказы, обслуживают, желают приятного аппетита. В конце визита официант просит оплатить посетителей заказ. Убирает посуду со стола. 
-Кто хочет быть официантом?(одеваем  фартук и кепочку, прикрепляем табличку-бейджик). 
- Ребята, а кто же готовит еду в кафе? (Повар) Выбираем повара и одеваем ему фартук и колпак.
-Где повар готовит? (На кухне) Определяем место где будет расположена кухня.
-На кассе работает кассир -он получает деньги от посетителей и выдает чеки. Выбираем кассира.
-После того как посетители уходят уборщица  моет полы, ведь очень важно, чтобы в кафе всегда было чисто. Кто желает взять на себя эту роль? Выдается соответствующий инвентарь(халат, ведро, веник, тряпочки пола, швабра)
-За порядком в кафе следит охранник . Кто будет охранником? (Одеваем футболку с надписью "охрана" и кепку)
-А кто приходит в кафе? (Посетители). Остальные ребята будут посетителями кафе.
-Я возьму на себя роль администратора  кафе - буду встречать посетителей, провожать за столики и следит за тем, чтоб гостям было комфортно (прикрепляю табличку-бейджик "Администратор кафе").  
-Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты и начнем игру. 
-В кафе можно общаться, рассказать другу интересную историю, послушать музыку , но не забывайте о том как нужно вести себя в общественных местах.

В конце игры проводим анализ. 
-Во что мы с вами играли? 
-Как называется наше кафе? 
- Кто нас встретил? 
-Как справились ребята со своими  ролями?
- Вам понравилась эта игра?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте (ДОКЛАД)

В докладе представлены: определение игры, классификация игр по С.Л. Новоселовой, этапы развития игровой деятельности, этапы руководства сюжетно-ролевой игрой....

Консультация для родителей. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.Невозможно  представить себе ра...

Консультация для родителей. ТЕМА:«Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.»

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь сос...

Значение сюжетно-ролевой игры "Школа" для дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра «В школу» помогает ребёнку успешно войти в школьную жизнь , овладеть необходимым опытом....

Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте

Значение сюжетно-ролевой игры в старшем возрасте...

Значение сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольным возрасте

Равитие основных новообразований, которые возникают в дошкольном возрасте. Особенности сюжетно- ролевой игры в старшем дошкольным возрасте.Виды сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Консп...